Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Управление маркетингом территории

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Маркетинг территорий / Управление маркетингом территории
Управление маркетингом территории

Организация территориального маркетинга

Территория также, как товар или услуга, является объектом маркетингового управления. В этом случае под управлением маркетинга территории понимают процесс постановки стратегических целей, планирование и выполнения программ маркетинга, которые направлены на реализацию территориального продукта с помощью взаимовыгодных обменов с заинтересованными лицами с точки зрения концепции устойчивого развития территории.

Этапы организации территориального маркетинга:

  1. комплексный ситуационный анализ;
  2. сегментационный анализ;
  3. постановка целей развития территории;
  4. разработка операционного плана с детальным планированием мероприятий по всем составляющим маркетинга-микс.

На первом этапе осуществляется комплексная ситуационная оценка, которая позволяет выявить стратегические цели и задачи развития территории на основе маркетингового подхода, основанного на принципах ориентации на интересы и потребности субъектов территории (жителей, предпринимателей, инвесторов, государственных органов власти и других заинтересованных лиц).

Готовые работы на аналогичную тему

Ситуационный анализ включает оценку внешней среды, деятельности конкурентов, внутренний анализ сильных и слабых сторон территории, а также оценка потенциала территории (определение точек роста, развития культуры и др.).

Замечание 1

Результаты анализа – это основа разработки маркетинговой стратегии территории, которая включает формулирование стратегических, функциональных и оперативных целей, а также ключевые индикаторы устойчивого развития.

Второй этап – это проведение сегментационного анализа, отбор целевых сегментов для территории, а также разработка ключевых направлений для позиционирования территории на фоне конкурентов. В этом случае применяется концепция STP (segmentation — сегментация, targeting — нацеливание, positioning — позиционирование).

На третьем этапе ставятся цели для развития территории, которые обязательно должны соотносится с общей стратегией развития территории по всем направлениям (социально-экономическим, культурным, научным, экологическим и др.). Также разрабатывается система показателей, позволяющие оценивать результаты маркетинговых усилий.

Четвертый этап – разработка плана маркетинга в разрезе всех элементов комплекса маркетинга. В рамках управления территориальным маркетингом используется не традиционный 4Р, а расширенный комплекс элементов (5Р). Дополнительный компонент – люди (people). Это заинтересованные лица в развитии территории.

Процесс управления маркетингом территории

Территории (страны, регионы, города) осуществляют маркетинговое управление на стратегическом уровне после анализа потребностей целевой аудитории, сегментации и оценки возможностей и угроз развития территории. Это проводится при разработке стратегий социально-экономического развития территорий.

На операционном уровне субъекты территориального маркетинга сосредотачиваются на определенных сегментах рынка, осуществляют позиционирование территории с применением брендинга. В итоге для каждого целевого сегмента разрабатывается свой комплекс маркетинга, который должен удовлетворять его запросы и требования.

Замечание 2

Территориальный комплекс маркетинга осуществляется за счет формирования государственных и частных программ и проектов с собственным бюджетом и показателями эффективности.

Программы и проекты каждой территории рассматриваются как часть операционного маркетинга, которые составляются исходя из стратегических приоритетов развития страны, региона или муниципалитета.

Процесс управления маркетингом территории включает следующие уровни:

  • стратегический уровень;
  • операционный уровень;
  • реализация маркетинговых мероприятий и их воздействие на целевую аудиторию;
  • «черный ящик» сознания потребителя (субъекта) территории;
  • ответная реакция, обратная связь потребителя территории.

Стратегический уровень управления территорией состоит из ряда этапов:

  1. анализ базового рынка и потребностей потребителей (субъектов) территории;
  2. сегментирование рынка;
  3. анализ потенциала предпринимателей;
  4. оценка деятельности и поведения конкурентов;
  5. выбор стратегии развития.

Операционный уровень управления территорией:

  • выбор целевого сегмента;
  • определение позиции территории среди конкурентов (процедура позиционирования);
  • разработка комплекса маркетинга;
  • составление маркетингового бюджета.

Реализация маркетинговых мероприятий:

  • выполнение маркетинговых программ, проектов и стратегий;
  • маркетинговый контроль за реализацией стратегий, проектов и программ.
Определение 1

«Черный ящик» сознания потребителей территории – это набор внутренних и внешних стимулов, которые влияют на процесс принятия решений субъектами территории (определение места жительства, ведения бизнеса и т.д.).

Этот уровень включает:

  • описание целевой аудитории;
  • процесс принятия решений по поводу предложений территории.

Уровень ответной реакции субъектов территории содержит следующие действия:

  1. выбор территории с благоприятными условиями для жизни и работы;
  2. выбор территории для ведения бизнеса;
  3. выбор территории для вложения денежных средств и иных ресурсов;
  4. выбор территории для отдыха.

Управление развитием территории

Управление развитием территории проводится посредством широкого набора действий. Они позволяют местной администрации стимулирует развитие экономики, формирует рабочие места и расширяет потенциал тех направлений деятельности, в которых заинтересовано общество, население, бизнес.

Определение 2

Управление территориальным развитием – это организуемые действия, которые направлены на обеспечение устойчивого и уравновешенного воспроизводства социально-экономического, природного и хозяйственного потенциала территории при положительной динамики уровня и качества жизни людей.

Ключевая цель развития любой территории – это улучшение качества жизни населения. Этот процесс состоит из трех элементов:

  • увеличение доходов, улучшение здоровья населения, повышение уровня образования;
  • формирование условий, приводящие к росту самоуважения людей в результате создания социальной, экономической, политической и институциональной системы, которые направлены на уважение человеческого достоинства;
  • повышение степени личной, а также экономической свободы людей.

Основные признаки развитии территории:

  1. устойчивость;
  2. длительное сохранение условий воспроизводства возможностей и ресурсов территории;
  3. сбалансированность развития мест;
  4. соблюдение пропорций основных элементов потенциала территории (например, численность населения и развитие транспортных сетей).
Замечание 3

Маркетинг территории – это непрерывный процесс, в который вовлечены все заинтересованные лица. Каждый субъект интересен территории с позиции привлечения инвестиций, выгодных проектов.