Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Цель и задачи маркетинга территорий

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Маркетинг территорий / Цель и задачи маркетинга территорий
Цель и задачи маркетинга территорий

Сущность и цель маркетинга территорий

Большинство стран, регионов и городов применяют маркетинг для продвижения и привлечения новых жителей, бизнес, инвесторов и т.д.

Государственное и муниципальное управление обязательно должно строится на маркетинговом, а точнее клиетоориентированном подходе. Территории управляются с учетом потребностей и требований субъектов рынка. Без этого, а также влияния на окружающую среду нельзя обеспечить конкурентоспособность территории и успех ее субъектов.

Определение 1

Маркетинг территории – это определенный вид управленческой деятельности, которая занимается созданием, поддержанием, а также изменением отношений и поведения субъектов территории (резидентов и нерезидентов).

Помощь со студенческой работой на тему
Цель и задачи маркетинга территорий

Территориальный маркетинг состоит из двух компонентов:

  • маркетинг внутри территории;
  • маркетинг территории как объекта управления.

Первая оставляющая занимается исследованием маркетинговых отношений субъектов внутри территории.

Вторая составляющая включает:

  1. управление привлекательностью территории посредством проведения рекламных кампаний;
  2. системное продвижение интересов территории и решение задач ее развития
  3. маркетинг, осуществляемый внутри и за пределами территории, направлен на формирование, развитие и продвижение конкурентных преимуществ территории в ее интересах, а также в интересах внутренних и внешних субъектов.

Территориальный маркетинг также подразделяется на:

  • маркетинг, направленный на территорию в целом (реализуется как внутри, так и за ее пределами);
  • маркетинг, осуществляемый в отношении конкретной продукции или компании, которая функционирует на данной территории.
Замечание 1

Субъектами маркетинга территории принято считать население и предприятия, которые расположены на данной территории, а также муниципальные органы власти.

Объекты территориального маркетинга - это товары, услуги, которые изготавливаются на данной территории, разнообразные достопримечательности, производственные предприятия и компании сферы услуг, комплекс общепринятых норм и правил, органы госуправления, территориальные сообщества и население.

Главной целью маркетинга является создание, поддержание или изменение отношения, мнений и поведения субъектов, а также:

  • привлекательность и репутация территории, условия жизнедеятельности и деловой активности;
  • концентрация природных, трудовых, финансовых и других ресурсов на территории, а также возможность их воспроизводства.

Основные задачи территориального маркетинга

Для повышения престижности территории и расширения возможностей в сфере ВЭД (внешнеэкономической деятельности) города, регионы и страны должны владеть навыками привлечения инвесторов, предпринимателей, жителей и туристов.

Территории тоже нуждаются в проведении маркетинговых мероприятий, как и товары и услуги.

Территориальный маркетинг является философией развития территории, которая удовлетворяет потребности и запросы целевых рынков.

Замечание 2

Ключевой задачей маркетинга территории считается выявление ресурсов, которые имеются в наличии у территорий-конкурентов, а также поиск способов дифференцирования и позиционирования территории для сохранения в сознании потребителей.

Конкретные задачи территориального маркетинга:

  1. обеспечение понимания субъектами уникальности территории в качестве места проживания, отдыха и возможности для вложений денежных средств;
  2. формирование и продвижение бренда территории;
  3. поддержка процесса создания и обеспечения выполнения стратегии развития территории;
  4. формирование положительного имиджа и образа территории;
  5. расширение участия территории в реализации различных программ (международных, федеральных и региональных);
  6. привлечение госзаказов и развитие новых направлений и сфер деятельности;
  7. экспорт ресурсов (повышение инвестиционной привлекательности);
  8. импорт ресурсов (стимулирование применения ресурсов территории за ее пределами в интересах развития территории).

Принципы и функции маркетинга территорий

Основной территориального маркетинга является систематическое исследование состояния и тенденций развития территорий для принятия эффективных решений.

Для разработки концепции социально-экономического развития любой территории на основе маркетинга осуществляются ряд действий:

  • оценка мероприятий, которые предлагают различные организации и лица, изучение зарубежного опыта решения социально-экономических проблем на уровне территории;
  • определение потребности и возможности в развитии социально-экономических процессов (разработка маркетинга);
  • выявление срочности и последовательности проведения маркетинговых мероприятий в соответствии с имеющимся в наличии ресурсами (разработка проекта или программы маркетинга);
  • формулирование долгосрочной и текущей концепции маркетинга с учетом имеющихся приоритетов.

Анализ зарубежного и отечественного опыта позволил выделять следующие принципы территориального маркетинга:

  1. принцип физичности (поиск оригинальных характеристик внутри территории);
  2. принцип целенаправленности (способствует разработке идей по достижению территорией некоторого состояния);
  3. принцип соответствия производства и потребления.

Первый принцип реализуется через использование системного подхода, в рамках которого территория изучается как некая система. Этой системе присущи определенные оригинальные закономерности, внутренние и вешние связи, которые влияют на результаты функционирования и развития территории.

Второй принцип позволяет выбрать, понять и приспособить примеры эффективного развития территории относительно внутренних критериев целенаправленности.

Последний принцип соответствия и потребления отражает понимание того, что создание продукции, услуг или выполнение работ в пределах данной территории и их реализация должны соответствовать потребностям внутренних и внешних потребителей.