Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Организация маркетинга территории

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Маркетинг территорий / Организация маркетинга территории
Организация маркетинга территории

Сущность, цели и задачи территориального маркетинга

Страны, регионы, города используют маркетинговые методы и инструменты для привлечения новых жителей, гостей, предпринимателей на свою территорию.

Большинство стран, регионов и городов применяют маркетинг для продвижения и привлечения новых жителей, бизнес, инвесторов и т.д. Потребности каждого общества, населения определенной территории отличаются, поэтому необходимо использовать маркетинг для максимального удовлетворения запросов и требований всех субъектов территории и разработки стратегий развития.

Сущность территориального маркетинга заключается в ведении маркетинговой деятельности в интересах самой территории, ее внутренних и внешних субъектов.

Определение 1

Под маркетингом территории понимают маркетинг, который рассматривает территорию как объект продвижения, и нацелен на формирование, развитие и применение конкурентных преимуществ территории в ее собственных интересах и интересах ее субъектов.

Помощь со студенческой работой на тему
Организация маркетинга территории

Субъектами маркетинга территории принято считать население и предприятия, которые расположены на данной территории, а также муниципальные органы власти.

Объекты территориального маркетинга - это товары, услуги, которые изготавливаются на данной территории, разнообразные достопримечательности, производственные предприятия и компании сферы услуг, комплекс общепринятых норм и правил, органы госуправления, территориальные сообщества и население.

Ключевые цели территориального маркетинга:

  1. экономическое развитие и рост страны, региона или муниципалитета;
  2. развитие промышленности;
  3. повышение благосостояния жителей территории;
  4. привлечение иностранных инвесторов;
  5. привлечение государственного финансирования;
  6. развитие туристической сферы;
  7. развитие инфраструктуры;
  8. привлечение посетителей, новых жителей и рабочей силы на территорию.
Замечание 1

Главная задача маркетинга территории – определение ресурсов, имеющихся в наличии у других территорий, выявление способов дифференцирования и позиционирования мест в умах потребителей.

Процесс организации маркетинга территории

Организация территориального маркетинга рассматривается с точки зрения концепции маркетингового управления. Территория является одним из объектов управления маркетингом, как продукция и услуги.

Процесс организации маркетинга территории включает несколько этапов:

  • ситуационный анализ;
  • сегментационный анализ;
  • формулирование целей развития территории;
  • разработка плана маркетинга по всем элементам комплекса маркетинга.

Ситуационный анализ проводится для определения стратегических целей и задач развития территории с позиции маркетинга. В данном случае имеет место ориентация на потребности, запросы и интересы заинтересованных лиц, т.е. жителей, представителей бизнес-сообщества, государственных органов власти, инвесторов. По итогам данной оценки разрабатывается маркетинговая стратегия территории. Она содержит постановку целей всех уровней маркетингового управления.

На втором этапе осуществляется сегментационный анализ, выбор целевых сегментов и разработка ключевых направлений для позиционирования территории.

Третий этап – это постановка целей развития территории, которые должны соответствовать общей стратегии развития территории по экономическому, социальному, культурному, научному и другим направлениям. Кроме этого создается система параметров для оценки результатов маркетинговых усилий.

На последнем этапе разрабатывается операционный маркетинговый план с учетом всех составляющих маркетинга-микс. Но в территориальном маркетинге применяются не классический комплекс маркетинга 4Р, а 5Р. В его состав входят продукт, в данном случае территориальный, цена, сбыт, продвижение и люди. Пятый элемент – это заинтересованные лица или стейкхолдеры в развитии территории.

Стратегические направления маркетинга территории

Основными стратегиями территориального маркетинга являются следующие направления:

  1. маркетинг имиджа;
  2. маркетинг привлекательности;
  3. маркетинг инфраструктуры;
  4. маркетинг населения, рабочей силы.

Основная цель первой стратегии – формирование, развитие и распространение общественного признания благоприятного образа территории. Данная стратегия не требует больших вложений денежных средств, изменений инфраструктуры, формирования критериев притягательности территории. Она концентрирует усилия и возможности на совершенствование коммуникативных элементов, информации и продвижении текущих преимуществ территории.

Замечание 2

Главным инструментом маркетинга территории являются коммуникационные программы, позволяющие привлекать новые субъекты на территорию. Она становится открытой для новых контактов. Такие программы позволяют субъектам лучше понять преимущества территории.

В составе маркетинга имиджа выделяют ряд стратегий:

  • положительный имидж;
  • недостаточно выраженный имидж;
  • слишком классический имидж;
  • сложный (двойственный) имидж;
  • смешанный имидж;
  • отрицательный имидж;
  • слишком привлекательный имидж.

Маркетинг привлекательности содержит мероприятия, которые направлены на рост привлекательности территории. Каждая территория развивает уникальные характеристики, обеспечивающие конкурентные преимущества.

Привлекательность территории обеспечивают:

  1. объекты культуры, истории и архитектуры;
  2. благоустройство территории (парки, прибрежные зоны и т.д.)
  3. инфраструктура;
  4. качественное обслуживание и т.д.

Маркетинг инфраструктуры – это деятельность по обеспечению эффективного развития страны, региона или города.

Инструменты стратегии маркетинга инфраструктуры:

  • презентации, конференции, семинары;
  • выставки и ярмарки;
  • ежемесячные мероприятия в сфере культуры и искусства;
  • туризм и гостиничное дело;
  • телекоммуникации и транспорт;
  • налогообложение;
  • банковская сфера;
  • организации образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Маркетинг населения и персонала подразумевает работу с жителями конкретной территории в целях поддержки ее маркетинговой активности.

Основными задачами данной стратегии являются формирование и поддержка мотивации внутренних субъектов по отношению к посетителям и их привлечение на территорию.