Понятие и разновидности IT-продуктов
Под IT – продуктом понимают комплекс программных, программно-аппаратных и/или аппаратных средств информационных технологий, который предоставляет определенные функциональные возможности и предназначен для применения или включения в различные IT-системы.
Это продукт полученный с помощью информационных технологий: программный продукт, мобильные устройства, прикладная или системная программа.
ИТ-продукт имеет себестоимость и может быть продан, внедрен или сдан в аренду на установленный период времени потребителю (частное лицо или компания).
Признаки классификации IT-продуктов:
- метод реализации;
- степень охвата информационными технологиями задач управления;
- категория реализуемых технологических операций;
- тип пользовательского интерфейса;
- обслуживающие тематические области.
По методу реализации различают традиционные и современные ИТ. Первые направлены на уменьшение трудоемкости пользователей, а вторые предусматривают информационное обеспечение процессов управления в режиме реального времени.
По второму признаку выделяют электронную обработку информации и автоматизацию функций управления. Последний вид включает поддержку принятия решений, поддержку экспертов и электронные офисы.
По категории реализуемых технологических операций различают работу с текстовыми и табличными процессорами и различными графическими объектами, системы управления базами данных, мультимедийными и гипертекстовыми системами.
По типу информационного интерфейса – информационные и вычислительные ресурсы с разрешенным доступом к ним пользователей. В их состав входят:
- пакетные (пользователь может влиять на процесс обработки данных в автоматическом режиме);
- сетевые IT (благодаря развитым средствам связи доступы информационные и вычислительные ресурсы, которые распределены территориально);
- диалоговые (возможность неограниченно использовать информационные ресурсы, которые хранятся в реальном времени в системе).
По последнему признаку выделяют информационные технологии, которые применяют в бухучете, финансовом управлении и управлении производством. Также это IT, которые отвечают за эффективный документооборот и оперативное управление компанией.
На предприятиях используют такие ИТ-продукты, как: программы баз данных (БД), хранения информации, электронная почта, программное обеспечение для ведения финансовой, коммерческой, маркетинговой и производственной деятельности и др.
Особенности маркетинга IT-продукта
Современный IT-рынок предъявляет жесткие требования конкурентоспособности IT-продуктов:
- рыночные ожидания и требования к IT-рынку (ожидания от перспектив рынка, требования к целевым сегментам);
- требования к самому ИТ-продукту (к потребительским качествам, пакету дополнительных приложений и каналам продвижения);
- требования к IT-товару (рекламным материалам, коммерческим предложениям);
- требования к приложению (к пользовательскому и техническому качеству);
- требования к IT-проекту (к этапам бизнес-плана проекта).
Выполнение указанных требований и условий позволяет организациям, работающих в сфере высоких информационных технологий не просто выживать на рынке, но и становится лидерами. Главное, грамотно разработанная маркетинговая стратегия развития IT-компании.
Специфика маркетинга в IT заключается во влиянии двух факторов:
- компании занимаются продажей IT-продуктов и услуг не конечным потребителям, а другим предприятиям, т.е. работают на рынке b2b, кроме организаций, производящих игровые и мобильные приложения для физических лиц (b2c);
- распределение программного продукта происходит «виртуально» (физическое воплощение IT-продукта – редкое явление).
Особенности маркетинговой деятельности в сфере IT зависит от типа компании, которая оказывает IT-услуги или производит IT-продукты. Методы, инструменты маркетинга, которые используются в сфере информационных технологий, постоянно расширяются, обновляются и совершенствуются.
Вся работа из оффлайна перемещается постепенно в онлайн режим, т.е. в интернет. Семинары становятся вебинарами, что экономит средства компании по повышению квалификации сотрудников. Почтовые рассылки становятся электронными. А сайт предприятия – это визитная карточка, обязательный атрибут бизнеса.
Сайт должен быть привлекательным для пользователей, которые без труда могли найти его в сети. Поэтому необходима грамотная SEO-оптимизация, чтобы сайт организации занимал первые позиции в поисковиках.
Компании, которые занимаются разработкой программных продуктов, используют текстовые программы для представления своей IT-продукции. Это маркетинговой инструмент предполагает презентацию продуктов в месте скопления целевой аудитории. Цель такого представления является показ свойств продукта по сравнению с конкурирующими аналогами. Потребители могут опробовать продукт, что положительно влияет на возможность покупки.
Особое внимание в маркетинге IT-продукта уделяется исследованию и оценке целевой аудитории. Важно понимать предпочтения и запросы потенциальных заказчиков продукции, а не предлагать рынку высокотехнологичные новинки без предварительного тестирования.
Продвижение IT-продуктов
Для продвижения и последующих продаж IT-продуктов используются в основном Интернет-ресурсы, а также различные публикации в тематических изданиях.
Эффективным инструментом для продвижения продуктов и развития имиджа компании являются проморолики. Интересный и креативный ролик «цепляет» потребителя, но требует вложения значительных финансовых и трудовых ресурсов.
Еще одним средством продвижения IT-продуктов выступают бизнес-кейсы. На сайте компании размещаются материалы с описанием бизнес-проблемы, которая стояла до внедрения проекта, варианты решения, причины выбора именно указанного решения и достигнутые результаты. Потребители могут сопоставить кейс с собственной ситуацией. Поэтому используемые в кейсе IT-продукты и приобретают.
Принципы продвижения IT-продуктов:
- определение бюджета проекта;
- выбор доменного имени;
- сбор всей необходимой информации (свойства, характеристик, сфера применения) по продукту;
- создание сайта;
- определение необходимых инструментов маркетинга;
- применение методов маркетинга и поддержка сайта.