Природа логического знания
Вопросы обоснования логических систем – это проблематика, связанная с процессом, в котором доказываются правильность и достоверность логических утверждений и аргументов.
Во все времена, начиная с зарождения, математика и логика представляли собой образцы аподиктического знания. Ключ к пониманию оснований аподиктического знания и природы в целом кроется в:
- исследовании оснований логики,
- изучении теоретико-познавательных логических предпосылок,
- рассмотрении логических законов и форм.
Между вопросами обоснования логики, логических систем и законов и пониманием природы логического знания имеется теснейшая связь:
- что изучает логика?
- правильно ли рассматривать логику как науку о мышлении и законах мышления?
- есть ли у логики собственный базис или ее основы закладываются психологией, теорией познания, метафизикой?
- логика – наука эмпирическая или теоретическая?
Ответы на эти вопросы в значительной степени обуславливаются критикой психологизма, бывшего в логике господствующим направлением вплоть до конца XIX века. Сторонники этого направления утверждали, что логика является эмпирической наукой, а ее законы представляют собой законы некоторого природного (естественного) процесса человеческой психической деятельности. Мышление – это психический процесс, законы и формы которого изучает логика. Логику называли «физикой мышления». При этом уточнение о том, что логика занимается законами и формами правильного (а не любого) мышления, ничего не меняет – правильное мышление является разновидностью мышления, и изучающая его логика предстает как часть эмпирической психологии. В такой трактовке логика – это не обособленная наука, а подчиненное психологии направление, ее ветвь.
Не вызывает сомнения важность объяснения хода мышления, но эта задача не логическая, а психологическая. Выявляемые закономерности подвержены влиянию:
- времени,
- субъекта,
- других факторов и причин, от которых не зависят логические законы.
Более того, люди могут размышлять с нарушением логических законов. Это не значит, что логика и психология не взаимодействуют. Чтобы четко это осознать, необходимо разграничить два смысла термина «психологизм»:
- рассмотрение логических законов и форм как законов природного процесса,
- учет субъективных установок, методов исследования в определенных логических процессах (при поиске доказательств, решении задач). Особенно важно выявление роли субъекта при познавательной деятельности и обосновании рассуждений. В этих ситуациях мы опираемся на логику, но это не есть логика как таковая.
То, что в рамках современной логики появляются системы, в семантики которых включаются характеристики познающих субъектов (их знания, установки, принимаемый концептуальный аппарат) не приравнивается к возврату к эмпиризму и психологизму. Фиксация субъективных установок не предусматривает истолкование логических законов как как эмпирических законов психической деятельности.
В современном походе считается, что:
- законы логики не являются априорно присущими уму законами (т. к. люди могут мыслить и с нарушением законов логики),
- законы логики не являются эмпирическими законами природных процессов.
Это актуализирует вопрос об основаниях логики, логических законов и форм. Речь идет не о том, чтобы доказать непротиворечивость и полноту логических систем, а о том, чтобы обосновать саму логику, типы рассуждений, выделение логических структур и форм.
Обобщенный подход к обоснованию логических систем
При обосновании логических систем решается ряд вопросов:
- Какие средства используются для обоснования логических систем?
- Какие методы обоснования могут быть использованы для рассмотрения логических систем?
- Какие формальные методы используются для обоснования логических систем?
- Какие инструменты разработки программного обеспечения поддерживают обоснование логических систем? 1 Какие технологии используются для автоматического обоснования логических систем?
Обоснование логических систем позволяет проверять высказывания на правильность и достоверность и предоставляет основу для понимания и решения логических задач. Обоснование логических систем может быть проведено на основе аксиоматического подхода, анализа доказательств или эмпирических данных. Основные инструменты для обоснования логических систем включают в себя:
- символическую логику,
- математическую логику,
- алгебру и анализ данных.
Это может быть использовано для обоснования любого высказывания, которое может быть представлено в виде логических утверждений.
Логика своими корнями уходит в теорию познания, именно здесь можно найти основания ее законов, правил и структур. На определенном этапе развития познания складывается такая форма мышления, как понятие. Традиционно понятия характеризуют через содержание и объем, при этом объем понятия трактуется как идеальные объекты, классы, между которыми действуют объективные отношения (пересечение, включение, внеположность и т. д.). Свойства этих отношений задают допустимые способы рассуждения, тем самым закладывая основания силлогистики. На основе правил вывода можно перейти от одних отношений к другим, сохраняя при этому истинность суждений.
В основе других логических систем могут лежать идеальные объекты иного рода. Так, для классической логики высказываний основными (базисными) понятиями являются «предмет» и «функция». Под предметом понимают любой объект рассмотрения. Языковые выражения, относящиеся к предметам, отличаются завершенностью, десигнативностью, а выражения функций таковыми не являются. Настоящая логика начинается, когда вводятся логические функции на абстрактных объектах (дизъюнкция, конъюнкция и т. д.). Собственно логика — это обоснование рассуждений, умозаключений. Важным становится определение логического следования. А дальше задаются соответствующие правила типа, например, modus ponens, которые с необходимостью обеспечивают сохранение следования.