Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Внелогические приемы убеждающего воздействия

Роль внелогических приемов в аргументации

Определение 1

Внелогические приемы убеждающего воздействия – это методы воздействия на собеседника в целях обоснования своей позиции (или критики его позиции), дополняющие в рамках аргументации формально-логические методы.

Теория аргументации исследует различные аспекты методологии обоснованного убеждения. Ее основной задачей выступает решение вопроса о том, как сделать свое мнение обоснованным и убедить в нем оппонента (или аудиторию). Аргументация обладает двойственным характером, определяемым ее принципами:

  • обоснованием,
  • убеждением.

С одной стороны, аргументация должна базироваться на логической методологии, поскольку доказывание – обязательное условие в процессе выдвижения и защиты своей позиции как в публичных дискуссиях, так и в научных исследованиях. С другой стороны, в аргументацию входят риторические и психологические компоненты, связанные с принципиально коммуникативным характером доказывания, адресованностью обоснования аудитории или отдельному лицу. В реальных ситуациях аргументирующий пользуется как законами строгой логики, так и яркими, эмоционально насыщенными образами.

Без аргументации невозможно организовать:

  • дискуссию,
  • переговоры,
  • простой обмен мнениями.

Говоря об аргументации, следует разграничить понятия «доказательство», «аргументация», «обоснование».

Определение 2

В строгом смысле под доказательством (формальным доказательством) понимают метод и процесс обоснования истинности суждения, основанный на логико-математических методах установления истины.

Формальное доказательство реализуется в виде цепочки умозаключений, построенной по четким правилам, гарантирующим получение из истинных посылок истинного заключения. При этом заранее должны быть известны посылки и заключение (их содержательный аспект). В зависимости от логического контекста (выбранной формальной системы) понятие доказательства может уточняться.

Определение 3

Аргументация является искусством подведения под какую-либо мысль или действие оснований (их обоснования), способом убедить кого-либо с помощью значимых аргументов в ходе публичной защиты, способом побудить к формированию определенного мнения или признания.

«Внелогические приемы убеждающего воздействия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В отличие от формального доказательства, аргументация отличается диалогичностью. Аргументация соединяет в себе:

  • технику мышления (искусство логически организовать мышление),
  • технику убеждения (искусство согласовать мысли, волю и чувства собеседников).

Основными аспектами аргументации выступают:

  • фактуальный – информация об используемых в качестве аргументов фактах,
  • риторический – стили и формы эмоционального и речевого воздействия,
  • аксиологический – подбор аргументов с точки зрения ценностей,
  • этический – дозволенность и нравственная приемлемость аргументов,
  • логический – взаимная непротиворечивость, последовательность аргументов, их соединение в логические приемлемые выводы, связность в систему,
  • эстетический – эстетика общения, искусство диалога как интеллектуальной игры, художественный вкус.

Обоснование представляется в двух аспектах:

  • содержательном (доказывающем),
  • коммуникативном (убеждающем).

С точки зрения логики, обоснование – более слабое понятие, чем доказательство. Обоснование может быть как рациональным, так и опирающимся на личный опыт, феномены самосознания. Личный опыт – его достижения, уроки и ошибки – наиболее близкий, естественный критерий убедительности и достоверности для многих людей.

Таким образом, аргументация включает логические и внелогические приемы.

Содержание внелогических приемов убеждения

Убедительность дополняет доказательность, отражая коммуникативный аспект аргументации. Для достижения убедительности используются приемы двух типов:

  • логико-риторические,
  • психологические (эффекты).

Эффекты как приемы аргументации отличаются низкой надежностью с позиции доказательности, но зато действенны с позиции убедительности. Их применение бывает прагматически уместным и корректным, но иногда эффект превращается во внешний блеск при внутренней пустоте. В педагогических целях, чтобы:

  • активизировать внимание и интуицию,
  • воспитать гибкое мышление,
  • избавить учащихся от старых стереотипов,

могут использоваться провокационные приемы и парадоксы. В таком случае можно говорить о провокациях в конструктивном (положительном) смысле. Использование деструктивных провокаций типично для манипуляций.

Определение 4

Под манипуляцией понимают сознательное использование методов и техник для оказания влияния на поведение и сознание человека, подчинения его убеждений и воли своекорыстным намерениям.

Определение 5

Уловка – это прямое нарушение требований к аргументации (если нарушение допущено непредумышленно, имеет место ошибка) или использование техники аргументации в корыстных целях, или нарушение требований (психологических, этических, когнитивных, процедурных и других) к рациональному диалогу.

Вопрос корректности применяемых приемов решается в контексте культурных традиций. Для одних народов прием может считаться уместным, а для других нет. Полноценное общение требует конвенций (гласных или негласных) относительно норм поведения и коммуникации. Поэтому регулирующие дискуссию нормы должны быть оговорены заранее. Особенно важно это для официальных переговоров и конфликтных ситуаций.

К основным логико-риторическим эффектам относят:

  • метод сравнения;
  • метод «да … но»;
  • метод кусков, когда критическое рассмотрение ведется по частям, причем сильные аргументы оппонента игнорируются, а на слабых делается акцент;
  • метод бумеранга, когда оружие противника используют против него самого;
  • метод игнорирования;
  • метод акцентирования;
  • метод субъективации;
  • метод видимой поддержки;
  • техники нейтрализации замечаний;
  • техника отсрочки;
  • техника концентрации;
  • волевые техники («лучшая защита – это нападение», «ломать – не строить»);
  • игра на противоречиях;
  • техники вопросов.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot