Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Исторические типы логического знания; логика и язык

  • 👀 626 просмотров
  • 📌 551 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Исторические типы логического знания; логика и язык» doc
ПРИЛОЖЕНИЕ к методическим материалам для проведения лекции по теме 1 «Логика как наука» Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению: 1. Исторические типы логического знания. 2. Логика и язык. 3. Формально-логические законы. Вопрос 1. Исторические типы логического знания. Много различных значений связано со словом “логика”. Логика – это и последовательность мыслей, и некоторая изощренность ума, и впечатление убедительности рассуждений и многое другое. Логику часто называют строгой, содержательной, диалектической, математической, прикладной, символической, традиционной, формальной и др. Однако для нас в дальнейшем самым важным эпитетом слова “логика” будет слово “формальная”. Это означает, что мы будем заниматься формальной логикой, созданной в античной Греции. Следует проводить различие между наукой логикой и термином, обозначающим общий порядок, гармонию вещей, слаженность мира. Именно в таком значении логика была известна со времён стоиков. Стоицизм возродил учение Гераклита об огне-Логосе; мир – живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей; все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи; вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса.) Стоики осмысливают Логос трояко, как имеющий три состояния. 1. “Логос Эндиафетос“ (λόγος ένδιάθετος) (логос скрытый, сокровенный), недоступный никакому человеческому восприятию, но о котором (состоянии) мы можем догадываться потому, что видим окружающую жизнь в развитии и изменении (причиной и перводвижителем чего и есть логос). 2. «Логос Профорикос» (λόγος προφορικος) – это есть видимое, второе состояние логоса (логос явленный), проявляющий себя через космос, через красоту и целесообразность окружающего мира. Т.е. мир красив и целесообразен потому, что он есть отражение и проявление разума, логоса. 3. "Логос Сперматикос" (λόγος σπερματικός) - третье состояние логоса "логос осеменяющий"; свойство логоса, благодаря которому высшая разумность и целесообразность сокрытого логоса проявляется в мире. Логос осеменяет все вокруг, все в мире. Но поскольку логос - огонь, то больше всего этого огня, этого семени логоса - в человеческой душе, а меньше всего - в материи, в которой огонь остывает. Поэтому стоики вслед за Платоном называли материю "мион", т.е. не-сущее, безсущностное. Логика является одной из древнейших наук. Как стройная система знаний, она сформировалась в 4 веке до нашей эры в трудах выдающегося древнегреческого мыслителя Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Логические трактаты Аристотеля ("Категории", "Об истолковании", первая и вторая "Аналитики", "Топика" и "0 софистических опровержениях") были объединены его последователями под общим названием "Органон", которое можно перевести как "орудие" ("инструмент") познания. В "Органоне" был заложен каркас логики как науки, сформулированы основные проблемы, решаемые в ней. Прежде всего, это проблема построения теории правильных (дедуктивных) рассуждений, позволяющих из истинных высказываний гарантировано получать истинные следствия. Аристотелем была создана исторически первая дедуктивная система – силлогистика. Эта логика была обогащена многовековой традицией, включающей и стоиков, и средневековых схоластов, и философов, и математиков нового времени, и поэтому её называют традиционной. Однако именно слово “формальный” правильно определяет особенности той логики, которую мы будем изучать и которая стала основой современной математической логики, а также риторики, лингвистики, программирования. Во времена Аристотеля и его оппонентов, софистов, были разработаны несколько проблемных областей, связанных с логикой. Логико-семиотические связаны с применением языка как средства познания мира и средства выражения мысли. К их числу относятся проблемы выделения категорий языковых выражений в зависимости от типов их значений, а также, установления смыслов и условий истинности и ложности высказываний различных видов. Логико-методологическая группа проблем – это выработка правил осуществления таких познавательных процедур, как определение, классификация, объяснение, полемика, аналогия, и других, а также способов организации систем знания, например научных теорий. Чем же был вызван интерес к логической проблематике и какие потребности общества и человека обусловили возникновение логики в столь раннюю эпоху развития цивилизации? Ведь перед человечеством в то время стояло множество проблем более важных с практической точки зрения - проблем, связанных с освоением окружающего мира. Эпоха античности характеризуется возникновением и интенсивным развитием наук – математики, физики, астрономии, медицины, психологии и других. Появилась потребность осмыслить, что представляет собой процесс познания и вообще умственная деятельность. При этом было понимание того, что сама познавательная деятельность не может стать успешной и эффективной без создания и осознанного применения ее инструментария. Поэтому-то и возникла необходимость ответить на вопросы, в каких формах действительность воспроизводится в мышлении, каковы условия получения истинного знания, как правильно осуществлять те или иные познавательные операции. Особенно остро подобные вопросы вставали в точных науках, например, в геометрии. Здесь особую значимость приобретают требования строгости определений и убедительности доказательств. Софисты – первые профессиональные учителя красноречия (риторики) и различных знаний, которые считались необходимыми для активного участия греков в политической и гражданской жизни. Софисты почти не уделяли внимания натурфилософии, обращаясь, прежде всего, к проблемам человека, знаний, социально-политическим вопросам. Обучая искусству побеждать противника в спорах, софисты в вопросе об истине заняли позицию гносеологического релятивизма, то есть признания относительного характера всех человеческих знаний, суждений, оценок. Свой вывод об отсутствии объективных истин и абсолютных ценностей Протагор выразил в лаконичной формуле «человек есть мера всех вещей». Аристотель исходил из того, что мыслить нужно по законам логики, чтобы избежать уловок. Именно Аристотель ввёл термин “логика” в III в. до н. э. Причем в соответствии с двуединым смыслом древнегреческого слова “logos” ( и “слово”, и “мысль”) он объединял и искусство мыслить – диалектику, и искусство рассуждать – риторику. Лишь с прогрессом научной мысли этим термином стала обозначаться собственно логическая проблематика, а диалектика и риторика выделилась в самостоятельные отрасли знания. За время, прошедшее с момента ее возникновения, логика обогатилась новыми разделами, например индуктивной логикой, основателями которой являются Френсис Бэкон (1561 – 1626) и Джон Стюарт Милль (1806 – 1873); в ее рамках были построены многочисленные дедуктивные теории, для исследования логической проблематики разрабатывались новые методы. Потребности научного познания не только в индуктивном, но и в дедуктивном методе в XVII в. наиболее полно воплотил французский философ и учёный Рене Декарт (1596 – 1650). В своём главном труде “Рассуждение о методе…”, основываясь на данных прежде всего математики, он подчеркивает значение рациональной дедукции. Последователи Декарта из монастыря в Пор – Рояле А. Арно и П. Николь создали труд “Логика, или Искусство мыслить”. Он получил известность как “Логика Пор – Рояля” и долгое время использовался в качестве учебника по этой науке. В нем авторы далеко вышли за пределы традиционной логики и уделили главное внимание методологии научного познания, логике открытий. Создание подобных “расширенных логик” стало характерным в XIX – XX вв. Подлинную революцию в логике совершило применение алгебраических методов, аксиоматического метода, метода формализованных языков, исчислений и формальных семантик. Однако при всех новациях предмет логического анализа в основном остался прежним. Растущие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки уже во второй половине XVII в. настоятельно выдвигали две фундаментальные проблемы. С одной стороны, это применение логики для разработки теоретических оснований математики, а с другой – математизация самой логики как науки. Наиболее глубокую плодотворную попытку решить вставшие проблемы предпринял крупнейший немецкий философ и математик Г. Лейбниц (1646 – 1716). Тем самым он стал, по существу, зачинателем математической (символической) логики. Идеи Лейбница получили некоторую разработку в XVIII в. и первой половине XIX в. Однако наиболее благоприятные условия для мощного развития символической логики сложились лишь со второй половины XIX в. К этому времени математизация наук достигла особенно значительного прогресса, а в самой математике возникли новые фундаментальные проблемы ее обоснования. Английский учёный , математик и логик Дж. Буль (1815 – 1864) в своих работах применял математику к логике. Он дал математический анализ теории умозаключений, выработал логическое исчисление (“Булева алгебра”). Для ответа на вопрос, что является предметом логики, сформулируем определение этой науки. Логика – это нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка. Чтобы был понятен смысл данного определения, необходимо разъяснить следующие вопросы. Что представляет собой процесс познания? Каковы его ступени и в чем специфика интеллектуальной познавательной деятельности? Что такое язык, и какова его роль в познании? В каких формах отражается действительность в мышлении? Каковы основные логические приемы познания? В чем состоит нормативный характер логики как науки? Каковы основные формы и приемы рационального познания? Познание – это процесс отражения действительности в человеческом мозге, целью которого является получение адекватных знаний о мире. В процессе познания можно выделить две ступени: чувственную и рациональную (интеллектуальную). На чувственной ступени мир познается посредством анализаторов (органов чувств). Основные формы такого познания – ощущения, восприятия и представления - являются чувственными образами конкретных предметов реального мира, результатами их воздействия на наши органы чувств. Рациональное познание обладает рядом характеристик отличающих его от чувственного. Особенностями рационального познания являются его обобщенность (на данной ступени мы познаем общее у разнородных предметов, законы, которым они подчиняются), абстрактность (человеческое мышление не только отражает реальный мир, но и творит собственный мир – мир абстрактных объектов), активный и целенаправленный характер. Но главная отличительная особенность интеллектуального познания состоит в том, что его инструментом служит язык, поэтому рациональное познание называют также вербальным (то есть словесным). Основными формами, в которых фиксируются знания о мире в результате интеллектуальной познавательной деятельности, являются понятия, суждения и теории. Понятие – это мысль, которая посредством указания на некоторый признак выделяет из универсума и собирает в класс (обобщает) все предметы, обладающие этим признаком. В языке понятия выражаются посредством универсалий – одной из разновидностей описательных терминов. Например, термин "четырехугольник с равными сторонами и равными углами" выражает понятие, выделяющее класс квадратов из универсума четырехугольников, а термин "вещество, молекулы которого состоят из одного атома, имеющего заполненную внешнюю электронную оболочку" - понятие, выделяющее множество инертных газов из универсума веществ. Суждение – мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности некоторого положения дел. Суждения выражаются в языке с помощью повествовательных (декларативных) предложений. Эти предложения могут выражать суждения о присущности или неприсущности свойств предметам (Снег бел. Сера не электропроводна.), о наличии или отсутствии отношений между предметами (Петербург севернее Москвы. Дездемона не любит Яго.), о связях между ситуациями (Если вода нагрета до 100 гр. С, то она кипит.). Следует иметь в виду, что одно и то же суждение может быть выражено в языке с помощью различных предложений. Например, одна и та же мысль передается в предложениях "Снег бел", "Снег относится к числу белых предметов", "Свойство белизны присуще снегу". С другой стороны, повествовательное предложение в различных ситуациях его употребления может иметь разные смыслы, то есть выражать разные суждения. К примеру, предложение "Ребенок родился здоровым" обычно констатирует нормальное состояние новорожденного человека, однако для президента США Трумэна телеграмма с данным текстом сообщала иную информацию – суждение об успешном испытании атомной бомбы. Чтобы избежать указанной неоднозначности, множественности различных содержательных трактовок предложения, необходимо точно зафиксировать его смысл - ту информацию о действительности, которую предложение несет. В этом случае мы получим высказывание – предложение, выражающее определенное суждение, то есть выражающее мысль о наличии определенного положения дел. Всякое высказывание может быть оценено как истинное или ложное ("истина" и "ложь" - возможные значения высказываний). Причем в классической логике эти термины трактуются следующим образом: высказывание истинно тогда и только тогда, когда описываемое в нем положение дел имеет место в действительности, в противном случае оно ложно. Например, высказывание "Медь электропроводна" истинно, поскольку свойство электропроводности присуще меди. Высказывание "Сера электропроводна" ложно, поскольку в действительности это свойство не присуще сере. Еще одной формой отражения действительности на рациональной ступени познания, наряду с понятием и суждением, является научная теория. Теория представляет систему связанных между собой понятий и высказываний, относящихся к некоторой предметной области (в качестве такой области могут выступать множество чисел, множество точек, линий и плоскостей, множество живых организмов и т.д.). Главная задача теории – установление закономерностей функционирования объектов предметной области. Кроме того, теория может выступать как средство объяснения и предсказания явлений исследуемой области. Примерами теорий служат геометрия Евклида, механика Ньютона, специальная и общая теории относительности, теория эволюции Дарвина. Умозаключение – это непосредственный переход от одного или нескольких высказываний А1, А2, ... Аn к высказыванию В. В качестве примера умозаключения приведем рассуждение, которое, согласно легенде, провел халиф Омар для обоснования необходимости сожжения Александрийской библиотеки: "Если ваши книги согласны с Кораном, то они излишни. Если же ваши книги не согласны с Кораном, то они вредны. Но вредные или излишние книги следует уничтожить, поэтому ваши книги следует уничтожить". Благодаря связи суждений, можно получить вывод из суждений, имеющих любое содержание. Следовательно, мы выделяем нечто общее, что имеется в различных по содержанию умозаключениях: способ связи суждений. Таким образом, общим, не зависящим от конкретного содержания мыслей, для всех основных форм мышления является: способ связи элементов мысли – признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Логическая форма, или форма мышления, – это способ связи элементов мысли, её строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. В реальном процессе мышления содержание и форма мыслей существуют в неразрывном единстве. Нет “чистого”, лишенного формы содержания, нет “чистых”, бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения её форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики. Логика же не ставит перед собой задачу ответить на вопросы, как человек мыслит на самом деле, почему он мыслит так, а не иначе, каковы особенности мышления различных групп населения (социальных, возрастных, национальных и т.п.). Поэтому такие имеющие широкое хождение выражения, как "женская логика", "логика ребенка", "логика классовой борьбы", к проблематике логики как науки никакого отношения не имеют. Задача логики состоит в том, чтобы ответить на другой вопрос: как мы должны мыслить, если хотим достичь цели познавательного процесса, т.е. получить адекватные знания об исследуемых объектах. Логика, таким образом, является наукой не о сущем, а о должном, наукой нормативной. Она вырабатывает нормы, критерии правильности осуществления интеллектуальных процедур, формируя тем самым некий канон, стандарт, идеал, следование которому является необходимым условием успешного осуществления научной и вообще любой рациональной деятельности в науке, праве, медицине, военном деле и т.д. Вопрос 2. Логика и язык. Поскольку логика изучает формы мышления и способы их выражения в языке, постольку логика является также наукой о языке. Те общества, где была развита логика, обычно развивали и филологию. Особенно выделяются Древняя Индия и античная Греция. Если общество находится на дописьменном уровне развития, то их логику исследователь первобытных систем родства Клод Леви-Стросс называл ассоциативной. В первобытном мышлении отсутствуют общие понятия «государство», «собственность», «растение», «животное»; это мышление живое, конкретное, сопричастное. В логике исследуются отдельные аспекты естественных языков (языков которые возникли и развиваются стихийно), а также создаются искусственные языки – специальные языки логики. Одним из таких языков считается язык логики предикатов, широко используемый при выявлении связей между мыслями по их логическим формам. Основное достоинство этого языка заключается в том, что его выражения однозначны. В нем нет омонимов и нет неясных выражений. Это позволяет строго фиксировать ход рассуждений и точно решать вопрос об их правильности или неправильности, а также ряд других вопросов. Это и является причиной того, что мы обратили свое внимание на такое понятие как язык. Логика – в наиболее широком понимании ее предмета – исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности при постижении истины. Анализ основных проблем логики мы начнем с общей характеристики ее центральных понятий – мышления и языка. Мышление представляет собой высшую форму активного отражения, выражающуюся в целенаправленном познании существенных связей и отношений объективного мира, продуцировании новых идей, прогнозировании грядущих событий. Возникая на основе чувственного опыта, мышление не сводится к простой совокупности чувственных образов. Оно позволяет формулировать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны чувственному познанию. Рациональное познание обладает рядом характеристик отличающих его от чувственного. Особенностями рационального познания являются его обобщенность (на данной ступени мы познаем общее у разнородных предметов, законы, которым они подчиняются), абстрактность (человеческое мышление не только отражает реальный мир, но и творит собственный мир – мир абстрактных объектов), активный и целенаправленный характер. Но главная отличительная особенность интеллектуального познания состоит в том, что его инструментом служит язык, поэтому рациональное познание называют также вербальным (то есть словесным). Мышление изначально, с момента своего возникновения связано с языком. По отношению к мышлению язык выполняет несколько функций: *0 во-первых, язык выступает средством мыслеобразования, так как содержание мышления, являясь идеальным не могло бы существовать без облачения его в материальную форму, которую как раз и представляет язык; *1 во-вторых, важным свойством языка является то, что он выступает средством обмена мыслями, тем самым выполняя коммуникативную функцию. Язык как основа памяти в её специфически человеческой (опосредованной) форме служит средством передачи социального опыта, культурных норм и традиций. В логике язык изучается, прежде всего, как знаковая система, фиксирующая знания о внешнем мире и позволяющая отвечать на вопросы о том, что из чего следует. Язык – это знаковая система, предназначенная для фиксации, хранения, переработки и передачи информации, выступающая оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Под системой вообще понимается множество объектов с существующими между ними отношениями. Знаковая же система представляет собой совокупность знаков, находящихся в различных отношениях к друг другу, к обозначаемым объектам, а также людям, использующим эти знаки. Что же такое знак? Знаком называют материальный чувственно воспринимаемый объект, выступающий в процессе познания и общения в качестве заместителя другого объекта и используемый для накопления, хранения и передачи информации о нём. Ни одна из форм человеческой деятельности не может обойтись без использования знаков. Жесты и мимика людей, сопутствующие актам коммуникации, знаки дорожного движения, слов разговорного языка, научная символика - всё это не что иное, как знаки. По-видимому, нельзя пытаться раз и навсегда определить те объекты, которые могут претендовать на статус знака. Ибо если даже потенциально они могут выполнять функцию обозначения, т.е. быть заместителями других объектов, позволяя последним получать информацию о них, то они уже могут рассматриваться как знаки. Роль знаков в познании исследовал еще Аристотель. Этой проблемой занимались Лейбниц и другие ученые. Особенно актуальным стало развитие учения о знаках в XIX в. в связи с запросами лингвистики и символической логики. Немецкий математик Готлоб Фреге предложил вести рассмотрение логических и философских проблем через симолический треугольник везб – знак – значение. Американский философ Чарльз Пирс (1839 - 1914) заложил основы особой науки о знаках – семиотики. В этой науке выделяют три раздела – синтаксис, семантику и прагматику, что связано с наличием трех аспектов языка. Синтаксисом называется раздел семиотики, в котором исследуются отношения между самими знаками (правила построения и преобразования выражений языка и т.д.). В процессе этого исследования отвлекаются от смыслов и значений знаков. Семантикой называется раздел семиотики, в котором прежде всего исследуются отношения знаков к представляемым ими объектам, а также смыслы знаков, поскольку они являются одним из средств установления связи знаков и их значений. Прагматика изучает отношение человека к знакам, а также отношения между людьми в процессе знакового общения. Естественные и искусственные языки. В языке можно выделить в качестве структурных элементов лексику (словарь) и грамматику. Словарь - это совокупность знаков (слов), имеющих установленное значение в данном языке. Грамматика представляет собой совокупность правил образования сложных выражений из элементарных и правил преобразования одних сложных выражений в другие. Различия, связанные со спецификой лексики, грамматики и функционального назначения языковой системы, позволяют выделить естественный и искусственный языки. Естественным языком будем называть звуковой язык, сложившийся в ходе общественной практики у того или иного народа и выступающий важнейшим средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания между людьми. Естественный язык выступает основным и исторически первичным средством познания и коммуникации. Словарь современных национальных языков включает чрезвычайно большое количество слов. Так, в "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даля содержится свыше двухсот тысяч слов, хотя, наверняка, и эта цифра не отражает всего богатства лексики разговорного русского языка. Выражения естественного языка с течением времени могут менять свое значение, принимают иной смысл. Так, термином “демагог” первоначально в Древней Греции обозначали политического деятеля демократического направления; постепенно же этот термин приобретает иной смысл – его относят к человеку, использующему преднамеренное извращение фактов, лживые обещания для достижения политических целей. Наконец, явным недостатком естественного языка в науке выступает громоздкость и сложность его конструкций. В самом деле, алгебраическое выражение (а + b)2 = а2 + 2ab + b2 в естественном языке выражается достаточно сложной записью: “квадрат суммы двух чисел равен квадрату первого числа, плюс удвоенное произведение первого числа на второе, плюс квадрат второго числа”. И хотя словесное, и символическое выражения тождественны по смыслу, в последнем алгоритм предстоящего действия выражен лаконично и ясно. Говоря об этих недостатках естественного языка, следует признать, что они имманентно присущи ему, являясь вполне допустимыми на уровне обыденного сознания. На уровне же научного мышления выступают серьезным препятствием в деле адекватного отображения логической структуры мысли, а через нее и структуры отражаемых сознанием отношений, и, следовательно, должны быть устранены или хотя бы ослаблены. Это достигается путем построения различных искусственных языков. Искусственный язык – это язык, который строится по сформулированным заранее правилам и предназначен для решения каких-либо конкретных задач. К этим задачам может быть отнесено стремление упростить общение людей, говорящих на различных национальных языках (именно им руководствовались немецкий ксендз М. Шлейхер (1831 – 1912), создавая воляпюк, и польский врач Л. Заменгоф (1659 – 1917), разрабатывая эсперанто). Целью построения искусственного языка может служить максимальное облегчение передачи информации на расстояние (именно такую задачу решает азбука Морзе). Наконец, потребность создания искусственного может быть детерминирована различными познавательными, научно-техническими задачами (примером может служить любой из языков программирования). Построение формализованного языка предполагает: 1) задание алфавита, т.е. конечной совокупности исходных знаков; 2) явное и строгое формулирование правил, позволяющих строить сложные выражения из исходных (правила образования); явное и строгое формулирование правил, позволяющих переходить от одних сложных выражений к другим (правила преобразования и правила замены по определению); 3) задание семантических правил интерпретации исходных знаков и сложных выражений (правила интерпретации). Примерами формализованных языков выступают язык математики и логики. Следует отметить, что искусственный язык исторически складывается на основе естественного языка и в этом смысле является вторичным по отношению к нему феноменом. Более того, сам искусственный язык не может существовать без языка естественного, ибо именно с его помощью в конечном итоге задается значение знаков и операций искусственного языка, определяются правила построения и преобразования его осмысленных выражений. Язык, который подвергается анализу, принято называть языком-объектом, а язык, на котором формулируются приемы анализа, фиксируются его результаты, – метаязыком. Таким образом, естественный язык выступает как метаязык по отношению к языку искусственному. Вопрос 3. Формально-логические законы Важнейшая особенность основных законов мышления состоит в том, что они носят здесь универсальный характер, т.е., лежат в основе функционирования всего мышления в целом. Можно сказать без преувеличения, что без этих законов процесс мышления был бы попросту невозможен. Ведь в них отражаются фундаментальные – наиболее общие и глубокие свойства, связи и отношения объективного мира, постигаемого нашим мышлением. Основные законы мышления, в свою очередь, подразделяются на два типа: формально-логические законы и законы диалектической логики, находящиеся в определенном соотношении между собой. Изучение тех и других законов необходимо и важно для понимания сложных глубинных процессов, протекающих в мышлении естественным образом, независимо от нашего осознания их и воли, а также для использования этих законов в практике мыслительной деятельности. Основными в формальной логике считаются четыре закона - тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Они освящены многовековой традицией логической науки и играют важную роль в любом, в том числе современном, мышлении. Знание этих законов необходимо для использования их в практике как научного, так и повседневного мышления и, конечно, в юридической практике. Качественная определенность предметов и их свойств, их относительная устойчивость и взаимная обусловленность – объективная основа формально-логических законов. Однако, отражая определенные стороны действительности, законы формальной логики не являются законами самих вещей, как считают философы-метафизики. Это своеобразное отражение, опосредованное всей общественно-исторической практикой человечества. Соблюдение законов формальной логики, необходимое условие познания действительности. Оно обеспечивает достижение истинного знания в процессе рассуждения, без которого невозможно никакое познание. Исходным в ряду формально-логических законов выступает закон тождества. Вот почему наш анализ начинается именно с него. В этом законе выражается такое коренное свойство правильного мышления, как его определенность. Что же послужило объективным основанием для возникновения и действия этого закона в мышлении? Как уже отмечалось ранее, одним из фундаментальных свойств окружающего нас мира выступает качественная определенность самих предметов и явлений действительности, отражаемых в мышлении. Это означает, что, несмотря на непрерывно происходящие в них изменения, они до поры до времени остаются тем же самыми, тождественными себе. Например, после долгих лет отлучки мы посетили родные места, где прошло наше детство. Мы видим, что многое вокруг изменилось. И все же мы узнаем свой дом, улицу, школу, родных и близких. Почему? Да потому, что при всех многообразных изменениях они сохранили свой неповторимый облик, то, что делало их данными, а не иными, они не утратили тождества с собой. Но если действительность именно такова, если предметы и явления определенны и эта определенность более или менее длительно сохраняется, то какой будет мысль о них, каким свойством она будет обладать, коль в ней верно отражаются эти предметы и явления? Она будет тоже определенной, тождественной себе. Вот эту определенность мысли о качественно определенном предмете и отражает формально-логический закон тождества. Честь открытия этого закона принадлежит Аристотелю. Он писал: “Невозможно что-либо мыслить, если не мыслят что-то одно”. Правда, Аристотель не дал ему своего названия. Оно появилось в логике позднее. Сам же закон в разные эпохи у разных авторов получал неоднозначное толкование и весьма различные формулировки. Следующую формулировку предлагает в своем учебнике Е.А. Иванов: мысль о качественно определенном предмете, если она соответствует ему, не может не быть определенной, однозначной, тождественной себе. Отсюда – наименование самого закона: закон тождества. Более простое, на мой взгляд, определение дают Кириллов и Старченко: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе. Для закона тождества принято выражение: а есть а, или а = а, где под а понимается любая мысль. Символическая логика при построении исчислений высказываний оперирует формулой р  р (если р, то р), где р – любое высказывание,  – знак импликации. Эта формула соответствует закону тождества. Из закона тождества следует: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные. Нарушение этого требования в процессе рассуждения нередко бывает связано с различным выражением одной и той же мысли в языке. Например, два суждения: “Н. совершил злостное хулиганство” и “Н. совершил преступление, предусмотренное частью 2 статьи 213 УК РФ” – выражают одну и ту же мысль (если, разумеется, речь идет об одном и том же лице). Предикаты этих суждений равнозначные понятия. Злостное хулиганство и есть преступление, предусмотренное ч.2 ст. 213 УК РФ. Поэтому было бы ошибочным рассматривать эти мысли как нетождественные. Требуя определенности, однозначности мысли, закон тождества в то же время направлен против всякой нечеткости, неточности, размытости наших понятий и т.д. По Ф. Бэкону если понятия неотчетливы, то нет ничего прочного в том, что на них построено. В тех случаях, когда требования закона тождества нарушаются, возникают многочисленные логические ошибки. Они называются по-разному: “амфиболия” (двусмысленность, т. е. употребление одного и того же слова-омонима одновременно в разных смыслах), “смешение понятий”, “путаница в понятиях”, “подмена одного понятия другим”, “подмена тезиса” и т.д. Подмена понятия может быть как неосознанной, так и преднамеренной. Эти ошибки будут рассмотрены в соответствующих разделах. Неоценимо значение требований закона тождества в деятельности юриста. Надо учитывать, что даже в законодательных актах, над которыми, как правило, ведется особенно тщательная работа, нередко встречаются неясности и просто двусмысленности. А это очень опасно, так как неизбежно ведет к различному толкованию одного и того же закона и, следовательно, к его неоднозначному применению. На требованиях закона тождества основано такое важное следственное действие, как опознание. Суть этого действия сводится к тому, что опознающему (потерпевшему, свидетелю и др.) предъявляются в установленном законом порядке человек или какой-нибудь предмет, чтобы установить их тождество (или различие) с тем, что наблюдалось ранее и о чем уж даны показания. Результаты опознания имеют важное доказательственное значение. Установление тождества лиц и предметов нередко затрудняется многими причинами. Например, потерпевший или свидетель мог не запомнить личности преступника и поэтому или не опознать его, или, наоборот, принять за него другое лицо. В следственной практике широко используется также идентификация (отождествление). Ее задача – установление тождества тех или иных вещей, людей, документов и т. д., которые до этого мыслились раздельно. Например, идентификация подозреваемого в разных преступлениях, идентификация ножа, которым был ранен или убит человек, и ножа, найденного у подозреваемого. Для этого применяются так называемые идентификационные свойства. Идентификация живых лиц может производиться на основе их анатомических признаков – роста, строения, пальцевых узоров, по признакам почерка, фотоснимкам и проч. Идентификация вещей – по их следам: на пулях, гильзах и т. п. В ходе расследования и на самом суде важно выяснить точный смысл, в котором употребляются слова обвиняемым, свидетелем; не подменять их, иначе цель не будет достигнута, а дело приостановлено из-за возникших неясностей. В самом приговоре или решении особенно важны точность понятий, и определенность и однозначность, исключающие всякую недоговоренность, неясность, неточность. С законом тождества органически связан закон непротиворечия. Можно сказать так: если бы не было первого, то не могло бы быть и второго. В то же время закон непротиворечия носит самостоятельный характер. Если закон тождества выражает такую коренную черту правильного мышления, как определенность, то закон противоречия выражает его последовательность, непротиворечивость. Как уже показано, основу закона тождества составляет качественная определенность предметов и явлений, сохраняющаяся в процессе их взаимодействия на протяжении более или менее длительного времени. Отсюда следует, что если такой предмет существует, то он не может в то же время не существовать; он не может вместе обладать тем или иным качественно определенным свойством и не обладать им, находиться в том или ином отношении с другими предметами и не находиться в этом отношении. Эта фундаментальная особенность окружающего мира и составляет объективную основу закона противоречия как закона мышления. Аристотель, открывший этот закон, дал ему свою формулировку. Он сознательно исходил из объективной предпосылки мышления: “Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении”. И в другом месте: “Невозможно что-либо вместе утверждать и отрицать”. Почему же этот закон позднее получил наименование закона непротиворечия? Потому что в нем отражена закономерность, действующая в сфере логического непротиворечия. Но что такое логическое противоречие? Очевидно, что это два несовместимых, взаимоисключающих высказывания о чем-либо. Однако далеко не всякие подобные высказывания оказываются логическим противоречием. Например: “Ночь длинная” – “День короткий”. Здесь налицо два противоположных высказывания, но они касаются разных предметов. Такие два высказывания могут быть одновременно истинными. Следовательно, никакого логического противоречия здесь нет: есть лишь отражение противоположных свойств, присущих дню и ночи. А если мы выскажем два противоположных суждения об одном и том же предмете? Могут ли они быть одновременно истинными, т. е. не образуют ли они логического противоречия? Нет, но при условии, если предмет рассматривается в разное время. Например: “Октябрьский день короткий” - “Июньский день длинный”. Могут ли, далее, быть одновременно истинными противоположные высказывания об одном и том же предмете, взятом одно и то же время? Да, но при одном условии: если он (предмет) рассматривается в разных отношениях. Например: “Октябрьский день короткий по сравнению с июньским” – “Октябрьский день длинный по сравнению с январским”. Возьмем, наконец, последний случай. Могут ли быть одновременно истинными два противоположных суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении? Нет. Октябрьский день по сравнении с июньским не может быть и длинным, и коротким. Если мы будем рассуждать так, то допустим логическое противоречие. Это такой феномен мышления, когда высказываются два взаимоисключающих суждения об одном и том же предмете, который рассматривается в одно и тоже время и в одном и том же отношении. Что же характерно для логического противоречия? Какая в нем скрыта закономерность? Как мы могли убедиться, в отличие от других высказываний здесь два таких высказывания не могут быть одновременно истинными. Вот эта объективная закономерность и нашла свое отражение в формально-логическом законе противоречия: два противоположных или противоречащих суждения об одном и том же предмете, который взят в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными. Одно из них по необходимости ложное. Можно сформулировать и иначе: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно. Этот закон формулируется следующим образом: неверно, что а и не-а, т. е. не могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает другую. В символической логике закон непротиворечия выражается формулой р   р (нельзя признать одновременно истинными р и его отрицание). Под р понимается любое высказывание, под  р – отрицание высказывания р, знак  перед всей формулой – отрицание двух высказываний, соединенных знаком конъюнкции. Какова же сфера действия закона противоречия? Закон непротиворечия действует в отношении всех несовместимых суждений – и противоположных (контрарных), и противоречащих (контрадикторных). Он указывает, что два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, одно из них необходимо ложно. Что касается другого суждения, то оно может быть как истинным, так и ложным. Так, из двух противоположных (контрарных) суждений одно может быть истинным, другое – ложным. Например: суждение “Все преступления влекут применение уголовного закона” истинно; суждение “Ни одно преступление не влечет применения уголовного закона” ложно. Однако ложными могут быть оба контрарных суждения. Например: “Все свидетели дают истинные показания” и “Ни один свидетель не дает истинных показаний”. Не могут быть одновременно истинными и два противоречащих (контрадикторных) суждения: 1. “П. виновен в совершении преступления” и 2. “П. не виновен в совершении преступления”; 3. “Все обвиняемые имеют право на защиту” и 4. “Некоторые обвиняемые не имеют права на защиту”. Утверждая что-либо о каком-либо предмете, мы не можем, не противореча себе, отрицать (1) то же самое, (2) о том же самом предмете, (3) взятом в то же самое время и (4) в том же самом отношении. Перечисленные условия имеют важное значение для правильного понимания закона. (1) Если мы утверждаем принадлежность предмету одного признака и в то же время отрицаем принадлежность этому же предмету другого признака, никакого противоречия не будет. (2) Не будет противоречия между суждениями, если речь идет о разных предметах, например, о разных преступлениях: одно их них может быть умышленным, другое – неумышленным (неосторожным). (3) Противоречия не будет и в том случае, если мы что-либо утверждаем, и то же самое отрицаем относительно одного лица, но рассматриваемого в разное время. Допустим, что обвиняемый Н. в начале следствия дал ложные показания, однако в конце следствия он был вынужден под тяжестью изобличающих его улик признаться и дать истинные показания. В этом случае суждения: “Показания обвиняемого Н. являются ложными” и “Показания обвиняемого Н. являются истинными” – не противоречат друг другу. (4) Наконец, один и тот же предмет нашей мысли может рассматриваться в разных отношениях. Так, о студенте Смирнове мы можем сказать, что он хорошо знает немецкий язык, так как его знания удовлетворяют требованиям, предъявляемым к поступающим в юридический институт. Однако этих знаний недостаточно для работы в качестве переводчика. В этом случае мы вправе сказать: “Смирнов плохо знает немецкий язык”. В двух суждениях знание Смирновым немецкого языка рассматривается с точки зрения разных требований, следовательно, эти суждения также не противоречат друг другу. В основе закона непротиворечия лежит качественная определенность вещей и явлений, относительная устойчивость их свойств. Отражая эту сторону действительности, закон непротиворечия требует, чтобы мышление не допускало противоречивых утверждений. Закон непротиворечия выражает одно из коренных свойств логического мышления – непротиворечивость, последовательность рассуждений. Его сознательное использование помогает обнаруживать и устранять противоречия в своих и чужих рассуждениях, вырабатывать критическое отношение к всякого рода неточности, непоследовательности в мыслях и поступках. Закон непротиворечия имеет большое значение в судебной практике. На действии этого закона основано алиби. Доказывание его как раз и состоит в установлении того, что данный человек во время преступления быт другом месте. И если это истинно, то не может быть одновременно истинно обратное, что он был на месте преступления. Умение вскрывать и устранять логические противоречия, нередко встречающиеся в показаниях свидетелей, обвиняемого, потерпевшего, играют важную роль в судебной и следственной практике. Одно из основных требований, предъявляемых к версии в судебном исследовании, состоит в том, чтобы при анализе совокупности фактических данных, на основе которых она построена, эти данные не противоречили друг другу и выдвинутой версии в целом. Наличие таких противоречий должно привлечь самое серьезное внимание следователя. Однако бывают случаи, когда следователь, выдвинув версию, которую он считает правдоподобной, не принимает во внимание факты, противоречащие этой версии, игнорирует их, продолжает развивать свою версию вопреки противоречащим фактам. В процессе судебного разбирательства обвинитель и защитник, истец и ответчик выдвигают противоречащие друг другу положения, отстаивая свои доводы и оспаривая доводы противной стороны. Поэтому необходимо тщательно проанализировать все обстоятельства по делу, чтобы окончательное решение суда основывалось на достоверных и непротиворечивых фактах. С законом непротиворечия в свою очередь, тесно связан закон исключенного третьего. Как установлено выше, закон непротиворечия гласит, что утверждение и отрицание одного и того же не могут быть вместе истинными: одно из них непременно ложно. Но могут ли они быть одновременно ложными? Об этом закон непротиворечия ничего не говорит. Вопрос о втором суждении остается открытым: оно может быть истинным, но может быть и ложным. На этот вопрос отвечает закон исключенного третьего. В этом смысле его можно считать дополнением к закону противоречия (а, следовательно, и к закону тождества). В нем тоже выражается (и конкретизируется) определенность мышления, его последовательность, непротиворечивость. Но он обладает относительной самостоятельностью, имеет свою сферу действия и свое предназначение в мышлении. Подобно законам тождества и противоречия, этот закон имеет объективный источник. Это та же качественная определенность предметов и явлений действительного мира, сохраняющаяся до поры до времени в процессе их изменения и развития. А это означает, что нечто существует или не существует, входит в какой-то класс предметов или не входит, ему что-то присуще или не присуще и т. д. Поэтому в той мере, в какой мир альтернативен, раздвоен на “наличие – отсутствие”, мышление, если оно верно отражает его, не может не быть тоже альтернативным. В нем неизбежно действует закон исключенного третьего. Открытый Аристотелем, этот закон гласит: “Не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, относительно чего-то одного необходимо, что бы то ни было одно, либо утверждать, либо отрицать”. И в другом месте: “О чем бы то ни было истинно или утверждение, или отрицание...”. Важное место среди формально-логических законов мышления занимает закон достаточного основания. Он тоже находится в неразрывной связи с остальными. И действительно, если мысль обладает определенностью (закон тождества), то это открывает возможность для установления ее истинности или ложности во взаимоотношениях с другими мыслями (закон непротиворечия и закон исключенного третьего). Само же установление истинности или ложности мысли невозможно без соответствующего обоснования. Отсюда – действие закона достаточного основания. В нем выражается еще одна коренная черта правильного мышления наряду с определенностью и последовательностью, непротиворечивостью – его обоснованность, доказательность. Такая объективно существующая универсальная зависимость одних предметов от других и служит важнейшей предпосылкой возникновения и функционирования в нашем мышлении закона достаточного основания. Этот закон был открыт и впервые сформулирован Г. Лейбницем. Он писал: “Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым – без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе...” Правда, у Лейбница он дан как универсальный закон и бытия, и познания – закон причинности. Применительно лишь к мышлению ему можно дать следующую формулировку: ни одно суждение не может быть признано истинным без достаточного основания. Отсюда – название самого закона. Но почему идет речь именно о “достаточном” основании. Достаточными являются такие фактические и теоретические основания, из которых данное суждение следует с логической необходимостью. Логическое основание неразрывно связано с объективным, но в то же время и отлично от него. Объективным основанием служит причина, а результат ее действия – следствие. Логическим же основанием может выступать ссылка как на причину, так и на следствие. Классический пример. Дождь прошел. Это объективное основание (причина) того, что крыши домов мокрые (следствие), но не наоборот. Логических же оснований в рассуждении об этой причинно-следственной связи может быть два: “Крыши домов мокрые, потому что прошел дождь” и “Прошел дождь, потому что крыши домов мокрые”. Почему это возможно? Потому что причина и следствие связаны между собой необходимым образом. Если есть причина, то есть и следствие, и наоборот: если есть следствие, то есть причина. Надо только учитывать фактор “множественности причин” или “множественности следствий”. Благодаря развитию научных знаний человек все шире использует в качестве оснований своих мыслей предыдущий опыт всего человечества, закрепленный в законах и аксиомах науки, в принципах и положениях, существующих в любой области человеческой деятельности. Если из истинности суждения a следует истинность суждения b, то a будет основанием для b, а b – следствием этого основания. Связь основания и следствия может быть выражена при помощи импликации p  q, где р – основание, q – следствие. В некоторых случаях основание, в свою очередь, нуждается в обосновании своей истинности. Если, например, суждение z обосновывается при помощи суждения q, которое, в свою очередь, обосновывается суждением р, то перед нами цепь суждений, связанных друг с другом следующим образом: (р  q)  (q  z). Связь основания и следствия является отражением в мышлении объективных, в том числе причинно-следственных, связей, которые выражаются в том, что одно явление (причина) порождает другое явление (следствие). Однако это отражение не является непосредственным. В некоторых случаях логическое основание может совпадать с причиной явления (если, например, мысль о том, что число автотранспортных происшествий увеличилось, обосновывается указанием на причину этого явления – гололед на дорогах). Но чаще всего такого совпадения нет. Суждение "Недавно был дождь" можно обосновать суждением “Крыши домов мокрые”; след протекторов автомобильных шин – достаточное основание суждения "В данном месте прошла автомашина". Между тем мокрые крыши и след, оставленный автомашиной,– не причина, а следствие указанных явлений. Поэтому логическую связь между основанием и следствием необходимо отличать от причинно-следственной связи. Обоснованность – важнейшее свойство логического мышления. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо, убеждаем в чем-либо других, мы должны доказывать наши суждения, приводить достаточные основания, подтверждающие истинность наших мыслей. В этом состоит коренное отличие научного мышления от мышления ненаучного, которое характеризуется бездоказательностью, способностью принимать на веру различные положения и догмы. Значение закона достаточного основания в юридической практике состоит, в частности, в следующем. Всякий вывод суда или следствия должен быть обоснован. В материалах по поводу какого-либо дела, содержащих, например, утверждение о виновности обвиняемого, должны быть данные, являющиеся достаточным основанием обвинения. В противном случае обвинение не может быть признано правильным. Основные формально-логические законы – при всей их значимости и широте действия – не исчерпывают всех фундаментальных закономерностей мышления. Кроме них действуют еще диалектические законы мышления, изучаемые диалектической логикой. Выводы Возникая из насущных потребностей общества и развиваясь вместе с ним, логика, в свою очередь, оказывает на него обратное, и притом более или менее значительное, воздействие. Её социальное назначение и роль в обществе определяются прежде всего её природой и тем местом, которое она занимает в общей системе культуры. В современных условиях её роль и значение особенно возрастают. Потребность в логике, особенно в символической, становится всё более ощутимой в России - в обстановке нового этапа развёртывания научно-технической революции, связанного с широкой компьютеризацией производства, управления, обслуживания, в условиях интенсивного развития информатики и других её новейших направлений. С общей культурой всего общества неразрывно связана культура отдельного человека. Это средства способы и результаты той или иной его материальной или духовной деятельности, предполагающей определённые связи и отношения с другими людьми. Аналогично тому, как никакая культура невозможна без языка, так невозможна никакая материальная и духовная деятельность людей без мышления. Отсюда - особое значение логической культуры в жизни каждого культурного человека. Что же такое логическая культура? Это культура мышления, проявляющаяся в культуре письменной и устной речи. Она включает: • определенную совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности, её формах и законах; • умение использовать эти знания в практике мышления - оперировать понятиями, правильно производить те или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать и опровергать; • навыки анализа мыслей – как своих собственных, так и чужих с тем вырабатывать наиболее рациональные способы рассуждения, предотвращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять их. Разумеется, выработка логической культуры - дело долгое и трудное. И значение логики здесь, несомненно велико. Говоря об этом значении, важно избегать двух крайностей: как переоценки логики, так и её недооценки. С одной стороны, нельзя полагать, будто логика учит нас мыслить. Это было бы большим преувеличением. Логика не учит нас мыслить так же, как и физиология не учит нас переваривать пищу. Мышление - такой же объективный процесс, как и пищеварение. Само использование логики предполагает наличие двух необходимых условий: • во-первых, определённой способности к мышлению; • во-вторых, известной суммы знаний. Люди мыслили, и мыслили более или менее правильно, задолго до появления логики. Она сама возникла лишь как обобщение практики мышления, и притом правильного мышления. Ещё знаменитый оратор Демосфен полагал, что мы от природы, до науки умеем излагать, как было дело, и доказывать то, что нам нужно, и опровергать. И в настоящее время многие люди, не зная логики, мыслят и рассуждают довольно правильно. Как явствует из сказанного, знание логики требуется так или иначе всем нормальным людям, поскольку они мыслящие существа. Однако есть отрасли человеческой деятельности, профессии и специальности , где это знание особенно необходимо. Логика имеет особое значение в деятельности юристов. Ещё Цицерон, говоря о судебных делах, советовал оратору, какие бы дела он не взялся вести, ”тщательно и основательно в них разобраться”. Он подчёркивал, что на судебном форуме - документы, свидетельства, договоры, соглашения, обязательство, родство, свойство, указы магистратов, заключения правоведов, вся жизнь, наконец, тех, чьё дело разбирается, и всё это должно быть разобрано. В современной юридической практике широко используется, по существу, весь богатейший арсенал логических средств: *2 определение (юридических понятий), *3 деление (например, классификация преступлений), *4 подведение под понятие (например квалификация конкретного деяния, *5 версия как вид гипотезы (следственная версия), *6 умозаключение (например, в обвинительном заключении), *7 доказательство и опровержение (например, во время судебного разбирательства) и т.д. Для успешного использования логического арсенала нужно в совершенстве им владеть. И тут нет иного пути, кроме глубокого и вдумчивого изучения логики - освоения определённой суммы логических знаний, выработки соответствующих логических умений и навыков. Можно смело сказать, чтобы стать настоящим, хорошим юристом, требуются две вещи: высокая правовая культура и столь же высокая логическая культура.
«Исторические типы логического знания; логика и язык» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 45 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot