Развитие логики в V-XIII веках
Средние века – это период в европейской истории с V по XVI вв.
Период Средневековья для логики как науки характеризуется попытками превращения в инструмент обоснования представлений о мире, отвечающих религиозным парадигмам. В Европе этого периода господствует аристотелева логика, ставшая безжизненной, бесплодной, формалистической псевдонаукой. Логика становится все более схоластичной, адаптированной к требованиям христианского вероучения.
Многие исследователи указывают, что в раннем Средневековье европейская логика, усвоившая античное наследие через призму христианского мировосприятия, значительно уступала эллино-римской в творческом отношении.
В средневековой логике важная роль отводилась схоластическим дискуссиям о природе универсалий:
- номиналисты (в частности, И. Росцелин, У. Оккам и И. Скот) признавали реальное существование только единичных тел природы. Все общие понятия они считали просто именами, присвоенными сходным между собой вещам;
- реалисты (А. Кентерберийский, Ф. Аквинский) по сути продолжали линию Платона относительно соотношения между понятиями и объективной реальностью, общим и единичным. Они полагали, что общие понятия предшествуют существованию единичных вещей и существуют в реальности;
- концептуалисты (П. Абеляр) занимали промежуточное положение между номиналистами и реалистами.
Попытки поставить аристотелеву логику на службу богословия предпринимались начиная с VII века – одним из первых на этот путь стал И. Дамаскин. В своих трудах он выделил четыре логических метода:
- разделение сложного на простые элементы,
- разделение родов на виды,
- определение через род и видовое отличие,
- связь между двумя мыслями через средний термин.
И. Эриугена в IX веке определил логику как науку, исследующую формы познания и правила, которым должны подчиняться все науки. Он рассматривал логические методы как способ делить рода на виды, а также объединять виды в рода.
К XIII веку европейская логика окончательно стала схоластической, ориентированной преимущественно на искусство аргументации, спора.
В то же время в арабских странах логика развивается как самостоятельная наука, относительно независимая от религии.
Аль-Фараби (870-950 гг.) утверждал, что науки – это средство познания. Он делил науки на:
- теоретические (философия, естественные науки, логика),
- практические (политика, этика).
Главенствующей наукой философ считал логику, потому что она позволяет различать истинное и ложное знание.
Авиценна, также известный как Ибн-Сина (980-1037) занимался развитием логики, физики и метафизики Аристотеля. Он отстаивал принципы единства опыта и логического мышления, эксперимента и разума, резко критикуя софистику. В трактате «Логика» он привел определение логики как науки о законах и формах мысли, извлеченных из природы самой мысли и не зависящих от конкретного ее содержания. По его мнению, предметами анализа логики выступают:
- понятие,
- суждение,
- умозаключение,
- доказательство.
Аверроэс, или Ибн-Рошд (1126-1198) в трактате «О возможном разуме» комментирует базовые положения аристотелевой логики. Ибн-Рошд утверждал, что, не зная логику, человек не сможет стать счастливым. Логика нужна, чтобы научить правилам и способам перехода от полученных в ощущениях данных к познанию истины с использованием абстрактного мышления.
Логика в эпоху Возрождения
Философская мысль эпохи Возрождения отличается антисхоластическим характером. В этот период происходит ее выход из подчинения богословию, философия обособляется от теологии – в значительной степени благодаря теории двойственной истины, которая отделила предмет религии от предмета науки.
В эпоху Возрождения происходит развитие материализма, вновь повышается интерес к античным материалистическим учениям, особенно эпикуреизму. Дальнейшее развитие материалистической теории было обусловлено крупными открытиями в сфере естествознания. В XIV-XVI вв. дедуктивная логика воспринималась как мыслительная основа схоластики, как логика «искусственного мышления», освещавшая схематизм умозаключений, в которых установление посылок происходит авторитетом не знания, а веры. Для мыслителей этой эпохи характерными были противопоставления:
- логика естественного мышления и дедуктивная логика,
- опытное знание и абстракция.
Активизировалась критика силлогистики с рационалистических и эмпирических позиций. В целом же логика эпохи Возрождения освобождалась от подчинения схоластике и теологии. Резко критиковали схоластическую логику Ф. де Мирандола, М. Монтень, Э. Роттердамский.
Итальянскому гуманисту Л. Балле (XV век) принадлежит определение логики как науки о мыслях и о речах. Мыслитель уделяет внимание исследованию отношений между частью и целым, родом и видом, индукцией и силлогизмом. Принципиально новым становится изучение различных форм несиллогистических умозаключений.
Н. Кузанский (1401-1464) выделял четыре ступени познания:
- ощущение,
- рассудок,
- разум,
- интуиция.
Истину можно достичь только интеллектом, выступающим отражением бытия.
Благодаря Леонардо да Винчи, известному итальянскому философу, ученому-энциклопедисту и художнику, была возрождена античная идея индуктивного метода и индукции. Он был первым теоретиком экспериментального естествознания, при этом четко понимал, что сами по себе практика и опыт не могут стать инструментом открытия истины: чтобы получить истинное знание, нужен союз с наукой и теорией. По мнению философа, осмысление и обобщение знания возможно только с помощью математики.
Большую роль в истории логики сыграли идеи Дж. Бруно о множестве миров Вселенной и бесконечности природы, о связности, единстве и универсальном движении в природе, о совпадении противоположностей в бесконечно малом и бесконечно большом, о монаде как едином начале мира.
Галилео Галилей одним из первых стал систематически применять научный эксперимент в виде математического и геометрического моделирования явлений природы. Он стал создателем точной индукции. Г. Галилей считал, что к истине могут привести два метода: резолютивный (аналитический) и композитивный (синтетический).