Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Наука «Логика» в эпоху Средних веков

Развитие логики в V-XIII веках

Определение 1

Средние века – это период в европейской истории с V по XVI вв.

Период Средневековья для логики как науки характеризуется попытками превращения в инструмент обоснования представлений о мире, отвечающих религиозным парадигмам. В Европе этого периода господствует аристотелева логика, ставшая безжизненной, бесплодной, формалистической псевдонаукой. Логика становится все более схоластичной, адаптированной к требованиям христианского вероучения.

Многие исследователи указывают, что в раннем Средневековье европейская логика, усвоившая античное наследие через призму христианского мировосприятия, значительно уступала эллино-римской в творческом отношении.

В средневековой логике важная роль отводилась схоластическим дискуссиям о природе универсалий:

  • номиналисты (в частности, И. Росцелин, У. Оккам и И. Скот) признавали реальное существование только единичных тел природы. Все общие понятия они считали просто именами, присвоенными сходным между собой вещам;
  • реалисты (А. Кентерберийский, Ф. Аквинский) по сути продолжали линию Платона относительно соотношения между понятиями и объективной реальностью, общим и единичным. Они полагали, что общие понятия предшествуют существованию единичных вещей и существуют в реальности;
  • концептуалисты (П. Абеляр) занимали промежуточное положение между номиналистами и реалистами.

Попытки поставить аристотелеву логику на службу богословия предпринимались начиная с VII века – одним из первых на этот путь стал И. Дамаскин. В своих трудах он выделил четыре логических метода:

  • разделение сложного на простые элементы,
  • разделение родов на виды,
  • определение через род и видовое отличие,
  • связь между двумя мыслями через средний термин.
«Наука «Логика» в эпоху Средних веков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

И. Эриугена в IX веке определил логику как науку, исследующую формы познания и правила, которым должны подчиняться все науки. Он рассматривал логические методы как способ делить рода на виды, а также объединять виды в рода.

К XIII веку европейская логика окончательно стала схоластической, ориентированной преимущественно на искусство аргументации, спора.

В то же время в арабских странах логика развивается как самостоятельная наука, относительно независимая от религии.

Аль-Фараби (870-950 гг.) утверждал, что науки – это средство познания. Он делил науки на:

  • теоретические (философия, естественные науки, логика),
  • практические (политика, этика).

Главенствующей наукой философ считал логику, потому что она позволяет различать истинное и ложное знание.

Авиценна, также известный как Ибн-Сина (980-1037) занимался развитием логики, физики и метафизики Аристотеля. Он отстаивал принципы единства опыта и логического мышления, эксперимента и разума, резко критикуя софистику. В трактате «Логика» он привел определение логики как науки о законах и формах мысли, извлеченных из природы самой мысли и не зависящих от конкретного ее содержания. По его мнению, предметами анализа логики выступают:

  • понятие,
  • суждение,
  • умозаключение,
  • доказательство.

Аверроэс, или Ибн-Рошд (1126-1198) в трактате «О возможном разуме» комментирует базовые положения аристотелевой логики. Ибн-Рошд утверждал, что, не зная логику, человек не сможет стать счастливым. Логика нужна, чтобы научить правилам и способам перехода от полученных в ощущениях данных к познанию истины с использованием абстрактного мышления.

Логика в эпоху Возрождения

Философская мысль эпохи Возрождения отличается антисхоластическим характером. В этот период происходит ее выход из подчинения богословию, философия обособляется от теологии – в значительной степени благодаря теории двойственной истины, которая отделила предмет религии от предмета науки.

В эпоху Возрождения происходит развитие материализма, вновь повышается интерес к античным материалистическим учениям, особенно эпикуреизму. Дальнейшее развитие материалистической теории было обусловлено крупными открытиями в сфере естествознания. В XIV-XVI вв. дедуктивная логика воспринималась как мыслительная основа схоластики, как логика «искусственного мышления», освещавшая схематизм умозаключений, в которых установление посылок происходит авторитетом не знания, а веры. Для мыслителей этой эпохи характерными были противопоставления:

  • логика естественного мышления и дедуктивная логика,
  • опытное знание и абстракция.

Активизировалась критика силлогистики с рационалистических и эмпирических позиций. В целом же логика эпохи Возрождения освобождалась от подчинения схоластике и теологии. Резко критиковали схоластическую логику Ф. де Мирандола, М. Монтень, Э. Роттердамский.

Итальянскому гуманисту Л. Балле (XV век) принадлежит определение логики как науки о мыслях и о речах. Мыслитель уделяет внимание исследованию отношений между частью и целым, родом и видом, индукцией и силлогизмом. Принципиально новым становится изучение различных форм несиллогистических умозаключений.

Н. Кузанский (1401-1464) выделял четыре ступени познания:

Истину можно достичь только интеллектом, выступающим отражением бытия.

Благодаря Леонардо да Винчи, известному итальянскому философу, ученому-энциклопедисту и художнику, была возрождена античная идея индуктивного метода и индукции. Он был первым теоретиком экспериментального естествознания, при этом четко понимал, что сами по себе практика и опыт не могут стать инструментом открытия истины: чтобы получить истинное знание, нужен союз с наукой и теорией. По мнению философа, осмысление и обобщение знания возможно только с помощью математики.

Большую роль в истории логики сыграли идеи Дж. Бруно о множестве миров Вселенной и бесконечности природы, о связности, единстве и универсальном движении в природе, о совпадении противоположностей в бесконечно малом и бесконечно большом, о монаде как едином начале мира.

Галилео Галилей одним из первых стал систематически применять научный эксперимент в виде математического и геометрического моделирования явлений природы. Он стал создателем точной индукции. Г. Галилей считал, что к истине могут привести два метода: резолютивный (аналитический) и композитивный (синтетический).

Дата последнего обновления статьи: 12.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot