Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этнические проблемы в науке и схоластике Средних веков в Европе и на Арабском Востоке

Средние века: понятие, специфика, ключевые моменты

Определение 1

Средние века - это период в истории развития Европы между античностью и Возрождением, который еще называют «темные времена», поскольку он связан с падением Римской империи, которая считалась средоточием развития науки и культуры.

Хронологические границы данного периода историографы определяют в рамках от 376–476 гг. до 1450–1550 гг. Выделяют также раннее средневековье, среднее и позднее.

Важной особенностью для данного периода является доминирование духовной власти над светской, а также общее противоборство между священниками и королями.

Преобладание религиозных мировоззрений отпечаталось на всех сферах жизни в эпоху Средневековья, в том числе и на культуре и науке. Формировалось такое религиозно-философское течение, как схоластика, которая являлась синтезом христианских догматов и рационалистических построений в духе Аристотеля.

Более того, все крупные философы эпохи Средневековья являлись выходцами из духовных сословий, и что естественно выстраивали собственные философские доктрины в соответствии с теологией. Главные мыслители и богословы этого времени: Блаженный Августин, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Марсилий Падуанский, Уильям Оккам и Жан Буридан.

Социально-экономическая и иерархическая структура средневекового европейского общества была представлена феодализмом: хозяйство феодала представляло собой замкнутую и независимую экономическую систему, укреплявшуюся крепостным правом. Такой характер связей привел к возникновению феодальной раздробленности, разбившей крупные варварские королевства на крошечные и самостоятельные феодальные единицы. Феодальная система была серьезным тормозом социально-экономического развития для Европы, она сдерживала рост мануфактурного производства и формирование рынка рабочей силы и капитала.

С художественной точки зрения, для Средневековья характерны два доминирующих стиля: романский (стиль в архитектуры и искусстве, в котором сохранены античные особенности) и готический (подлинный стиль Средневековья). Литература была построена на мистицизме и религиозности, однако специфичной является рыцарская литература, которая отражает главные аспекты культуры феодального сословия.

«Этнические проблемы в науке и схоластике Средних веков в Европе и на Арабском Востоке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Несмотря на стереотипное восприятие данного периода в истории Европы как темного, в котором отмечен резкий спад культуры, именно в это время были созданы великие европейские университеты: Болонский, Оксфордский и Парижский. Поэтому хоть социально-экономическое развитие в данное время и было ограничено, в недрах культуры все же теплилась тяга к знаниям, свету и просвещению.

Развитие на арабском Востоке

Средние века для Европы были тяжелым временем: упадок науки и культуры, сложное социально-экономическое положение. Восток же в это время был богаче и культурнее, тогда процветал Арабский халифат (развитая торговля, изготовление дорогих тканей и т. д.).

Важным центром развития науки и культуры в Средневековье был Восток, среди ученых было много персов, арабов, ассирийцев, египтян. Многие из них были мусульмане, но встречались также христиане и иудеи.

Большое развитие получили точные науки: дальние путешествия стимулировали изучение математики, астрономии, географии. Поэтому математика как направление вычислительных задач зародилась именно здесь, на Востоке. Абу Абдалла Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми является создателем трактата по алгебре и арифметике, что и дало начало новому разделу математики - алгебре. Также этот трактат познакомил Европу с арабскими цифрами, использованием нуля и индийской позиционной системой чисел.

Арабские ученые также начали культивировать экспериментальную науку: Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни занимался исследованием и определением плотностей металлов при помощи изготовленного им самим «конического» прибора. Данные, полученные Бируни, в сравнении с современными являются довольно точными. Также он занимался астрономическими и геофизическими измерениями: он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его изменения по векам. Также Бируни наблюдал затмения Луны и до Коперника предложил гелиоцентрическую систему.

Важной фигурой в развитии физики был египтянин Ибн аль-Хайсам, еще известный как Альхазен, он преимущественно занимался исследованиями оптики с помощью экспериментов и конструирования специальных приборов. Альхазен разработал теорию зрения, описал строение глаза и предполагал, что воспринимающей частью глаза является хрусталик.

Астрономия также получила свое развитие на Востоке, там сооружались обсерватории, в которых ученые следили за небесными телами. Крупным астрономом был Улугбек, соорудивший обсерваторию в Самарканде, им был составлен точный каталог звезд и таблица движения планет.

Медицина также была областью разработок и открытий, главные фигуры здесь – Авиценна и Разес. Разес, или Абу Бакр Мухаммад ибн Закариййа ар-Рази инициировал создание первой арабской больницы, он анализировал и обобщал знания греческих, сирийских, римских, византийских, египетских и персидских врачей, дополняя их своими практическими комментариями.

Авиценна - это теоретик и практик врачевания, создавший фундаментальный труд «Канон медицины», а также написавший огромное количество медицинских трудов, в которых подробно описывались клинические симптомы заболеваний, специфика действий органов нашего тела, также Авиценна работал и в русле изучения психических расстройств.

Этнические особенности Средневековья

В средние века места для такого понятия как «нация» или «этнос» не было: в то время между людьми господствовали династические, территориальные связи (христианско-универсальные, монархическо-территориальные, феодально-провинциальные, локальные, сословно-корпоративные).

Нации в то время определяются как «землячества»: например, в Болонском университете под немецкой нацией понимали студентов не только из немецких земель, но также и чехов, и поляков, то есть в целом представителей земель к северу от Италии, в то время как сама Италия также была представлена несколькими нациями.

То есть нации как категории для Средневековья - неустойчивы, многоуровневы и текучи: княжества могли переходить от одной династии к другой, студенты могли быть приписаны к разным нациям.

Средние века считаются периодом протонациональным, то есть в это время не было ещё пространства для формирования наций как таковых. Как пишут исследователи, само по себе понятие наций сформировалось во Франции с приходом Нового времени. Таким образом, нации и национализм уходят корнями в этнические традиции народностей, которые были характерны для средневековья.

Однако исследователи со временем пришли к переосмыслению идеи этничности Средневековья и национальности Нового времени.

Логика построений дискурсов об идентичности в Средние века отличается от логики построений во время Французской революции и позднее.

В 6-8 веках уже были отзывы, в которых выражено восхищение тем или иным краем или страной. Однако это восхищение не адресовано Франции в целом, а лишь тому или иному региону. А понятие «родина» в целом отличается от современного понимания: скорее, это была вотчина.

Для Европы того времени территории все ещё сильно подчинены идеалу империи, и разделение национальное и лингвистичечкое играет несущественную роль.

С другой стороны, для средневековых авторов довольно характерно и как будто бы естественно упоминание о том, что разные нации отличаются происхождением, нравами, языком и т. д.

Исидор Севильский пишет о том, что племена созданы многообразием языков, отождествляя таким образом племя и нацию.

Дискурсы этнонациональной идентификации стали появляться уже в текстах 12 века. Поэтому 12 век считается переломным, а 13 век уже стал трансформационным в формировании пронациональных дискурсов этнической идентичности во Франции и в латинской Европе вообще.

В это время родной язык (французский) противопоставляется латинскому, в сочинениях все четче прослеживается противопоставление англичанам.

Поэтому начиная с 15 века, можно сказать, что национальное самосознание становится вполне осознанным.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot