Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы языка в памятниках патристики (в период Средневековья в Западной Европе)

Определение 1

Патристика - это теология и философия Отцов Церкви.

Общее представление о месте Средневековья в развитии культуры и науки

Период Средневековья в Западной Европе довольно долгое время рассматривался как период застоя, значительного упадка творческой мысли в большинстве направлений культуры и науки (в том числе в области изучения языковых явлений). В связи с этим поддерживалось довольно негативное отношение к Средним векам, которые не просто критиковались, но даже вычёркивались из истории человеческого общества.

Однако стоит признать, что средневековые учёные на самом деле внесли достаточно весомый вклад в развитии человеческой культуры и науки. В том числе в Средневековье был оставлен значительный след в изучении лингвистических явлений.

Статья: Проблемы языка в памятниках патристики (в период Средневековья в Западной Европе)
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Как показывают современные исследования истории языкознания, написанные в эпохи Ренессанса и Просвещения работы в области изучения языковых явлений в основном представляли собой скорее критическое осмысление идей средневековых теологов, чем обращение к философским трудам античных авторов.

Обращаясь к рассмотрению средневековой культуры и науки, принято учитывать конкретные временные границы этой эпохи: от зарождения во второй половине II века нашей эры патристики (учения ранних христианских теологов, которые именовались «Отцами Церкви») и до наступления в XV веке Ренессанса. При этом принято выделять два периода, составляющих Средневековье:

  • период окончательной систематизации догматики и преимущественного (можно даже сказать исключительного) интереса к «философии языка» (до VIII века);
  • период возрастания интереса к формальной логике и спекулятивной грамматике.
Замечание 1

Стоит заметить, что в течение всего Средневековья наблюдалось постепенное расхождение развития языкознания на латиноязычном Западе и на грекоязычном Востоке.

«Проблемы языка в памятниках патристики (в период Средневековья в Западной Европе)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Рукотворные памятники патристики (сочинения, трактаты и другие труды «Отцов Церкви») отразили в себе большинство основных отличительных черт развития знаний о языке и изучения языковых проблем.

Особенности развития языкознания в Средние века

Замечание 2

Языкознание периода раннего Средневековья характеризовалось восприятием в готовом виде и использованием унаследованной от античной грамматической теории грамматики канонических (классических) языков. Средневековые учёные и мыслители не осуществляли каких-либо существенных изменений этих грамматик, они ограничивались только составлением пространных комментариев и примечаний, а также созданием глосс.

Впоследствии, принципы, указанные в античных грамматиках, легли в основу грамматик, так называемых, «новых» европейских языков.

Считается, что средневековое языкознание использовало грамматики римских авторов Доната и Присциана в двух качествах: и как практическое руководство для обучения людьми латинского языка, и как основа средневековой теории о языке. Однако мыслители периода Средних веков, представлявшие, в первую очередь, патристику, опирались не только на работы римских грамматиков, но и на следующие явления и тенденции:

  • христианская онтология (учение о бытие);
  • христианская гносеология (учение о познании);
  • практические нужды христианских проповедей;
  • требование систем писем «варварских» языков для перевода на неё сакральных текстов;
  • развитие библейской экзегетики (интерпретация религиозного текста) и герменевтики (искусство толкования);
  • противоборство ортодоксии и враждебных её учений;
  • соответствие теории языка государственной идеологии;
  • направленность теории языка на решение государственных задач.

Принципы патристики в средневековом учении о языке

Необходимо учитывать, что для Средневековья не было характерной дифференциация наук, которая впервые была осуществлена в Западной Европе только в Новое время. Все научные и философские направления того времени (в том числе и патристика), включающие в себе совокупность всех знаний о природе, обществе и мышлении, существовали и развивались как единый комплекс. А наука как таковая в то время не являлась самостоятельной и полноценной формой деятельности человека.

Всеобщие средневековые ценностные ориентации и регулятивные принципы знания определялись духовной силой, в качестве которой выступала христианская религия. А в Средние века пути развития и проблематика философии и теологии определяли пути развития и проблематику отдельных направлений, в частности, лингвистической мысли.

Сущность средневековых учений о языке является иной, нежели в предшествующей эпохе Античности и в последующем периоде Нового времени. Она проявлялась тем, что:

  • теории языка были разработаны нелингвистами;
  • предмет языкознания не был вычленен;
  • всё лингвистическое учение определялось внешними заимствованиями;
  • определяющую роль в развитии теорий языка играли онтология и гносеология.

Средневековое языкознание отличается от античной науки о языке следующей особенностью – древнегреческое языкознание было частью философии и развивалось философами, а средневековое языкознание (как в Западной Европе, так и в Византийской империи) рассматривалось как часть теологии и, соответственно, развивалось теологами.

Изучение проблем языка средневековыми мыслителями имело одно, самое главное существенное отличие, которое легко прослеживается в памятниках патристики: средневековые мыслители признавали авторитет Откровения, зависимость их учений от Священного Писания, от христианских доктрин и преданий, что не было известно античным авторам и уже было отвергнуто учёными Нового времени.

Таким образом, все предположения насчёт языка и связанных с ним явлений, которые вступали в противоречие с ортодоксальной христианской доктриной, не признавались частью, гармонично входящей в целое. Они нарушали порядок, который был признан церковью как незыблемый и прекрасный. Как следствие, эти предположения воспринимались как «языческие бредни», «нелепые домысли», «лжеимённая мудрость» и потому отвергались средневековыми мыслителями.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot