Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Научная семантика

Содержание статьи

Теоретические аспекты научной семантики

Определение 1

Научная семантика – это лингвистическая наука, которая занимается изучением содержания языковых единиц (слова, словосочетания, предложения и др.) и передачи ими информации.

Сам термин «семантика» был введён французским лингвистом Бреалем, который взял за основу греческое слово «semantikos», переводящееся как «обозначающий».

Научная семантика рассматривается в качестве системы, которая характеризуется структурированностью – внутренним упорядоченным устройством системных элементов. Эти элементы представлены семантическими единицами, то есть языковыми единицами, которые обладают каким-либо значением. Основной семантической единицей выступает слово.

Семантическая единица устроена по принципу «семантического треугольника»: означающее – денотат – означаемое.

  • Означающее представляет собой внешний элемент в виде речевых звуков и графических знаков, расположенных в определенной последовательности.
  • Денотат (также называемое «референтом») представляет собой конкретное явление окружающей действительности и бытия: предмет, лицо, процесс, действие, состояние, признак, свойство и т.д.
  • Означаемое (также называемое «сигнификатом») представляет собой представление человека в своем сознании об указанном выше явлении в виде смысла, понятия.

На основе рассмотренного «семантического треугольника» можно выделить объект и предмет семантики как науки. В качестве объекта семантики изучают языковые единицы, которые несут в себе определенное значение. Предмет семантики представлено семантическими отношениями, возникающими между означающим, денотатом (предметом действительности) и понятием (смыслом).

Замечание 1

Основная цель семантического описания языка заключается в интерпретации как можно большего числа языковых выражений в независимости от сложившихся ситуаций. То есть необходимо, чтобы в каждом случае было установлено соответствие языкового выражения и выражаемого им явления действительности.

Готовые работы на аналогичную тему

На пути к достижению поставленной цели научная семантика должна непрерывно решать следующие задачи:

  • обеспечение беспрепятственной и безошибочной коммуникации между людьми;
  • своевременное введение в словарный состав неологизмов;
  • теоретическое и методическое обеспечение составления толковых словарей;
  • синтез и обобщение знаний о значениях языковых единиц разного уровня;
  • обеспечение общения людей с компьютерными системами;
  • автоматизация вывода компьютерными технологиями логически значимого текста;
  • интеграция научных знаний семантики с результатами исследований других наук и др.

Современная научная семантика представлена такими теоретическими направлениями, как:

  • формальная семантика: присваивает языковым выражениям значения, оцениваемые относительно конкретной модели;
  • истинно-условная семантика: связывает каждое предложение на естественном языке с метаязыковым описанием условий, при которых оно истинно;
  • концептуальная семантика: исследует значения слов, отраженные их синтаксическими свойствами во высказывании;
  • лексическая семантика: изучает значение слова, которое в первую очередь определяется его контекстуальными отношениями;
  • вычислительная семантика: ориентирована на обработку автоматизированными и вычислительными технологиями лингвистического значения.

История научной семантики

Проблемы, решение которых пытается найти семантика, рассматривались еще античными философами. В частности:

  • в центре дискуссии между представителями теории аналогии и теории аномалии в языке был вопрос о происхождении значений слов и их отношении к бытию и мышлению; этот же спор велся между средневековыми философами концептуализма, номинализма и реализма;
  • средневековая схоластика развивала учение о суппозициях, которые заключались в изменениях значений слов при их использовании в различных контекстах и ситуациях;
  • в XVII—XVIII века философия обратилась к проблемам взаимоотношений мышления и языка (адекватность выражения мышления языком, формирование и преобразование противоречий между языком и мышлением, соотношение развития языка и мышления и др.).

Однако рассмотренные выше проблемы обсуждались не лингвистикой – самостоятельной научной дисциплиной, а в рамках различных философских направлений и этимологии, учитывавшей при объяснении образования новых слов изменения значений слов.

Выделение семантики как отдельного учения об изменениях значений слов произошло только во второй половине XIX века. Это было вызвано усилением внимания к звуковой и психологической сторонам языка.

Таким образом, последующее изучение семантических проблем осуществлялось в основном в русле психологических направлений языкознания. Оно было направлено на выявлении основ закономерностей изменений значений слов в закономерностях, по которым в человеческом мышлении протекают «психические процессы».

Этот этап развития семантики отмечен лингвистико-гносеологическими работами B. Вундта, А. А. Потебни, X. Штейнталя, которые были основаны на идеях В. фон Гумбольдта. В них выдвигался эволюционный подход к языковой культуре людей, а также объяснялись единство (едиными психологическими закономерностями человечества) и различия (различием «психологии народов») семантики. Кроме того, обосновывали картелирующуюся эволюцию мышления и языка, протекающую по семантическим характеристикам.

На стыке веков наиболее разработанным направлением изучения семантики было выявление этимологического значения слова. Оно осуществлялось этимологическим анализом, то есть установлением связи его с другими словами того же или родственных к нему языков и, таким образом, установлением происхождения слова и его значения.

ХХ век характеризуется многочисленными течениями в научной семантике. Так, были сформулированы такие концепции, как:

  • концепция «языковой картины мира» (Б. Л. Уорф, Э. Сепир);
  • семантико-синтаксическая концепция И. И. Мещанинова;
  • концепция «функциональной семантики» и др.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анастасия Алексеева

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис