Теория круговорота локальных цивилизаций
В $20$ века начала активно развиваться теория локальных цивилизаций, которая уходит своими корнями к $18$ веку, начиная с концепций циклического развития культуры итальянского мыслителя Дж. Вико ($1668$ – $1744$). По мнению Дж. Вико у любой наци имеются $3$ сменные эпохи:
- Божественная
- Героическая
- Человеческая
Концепция Освальда Шпенглера
О.Шпенглер представил своё оригинальный взгляд в развитии этого вопроса, полагая, что становление, формирование и процветание любого народа заключается в развитии его культуры. Народы являются самостоятельными «культурно-историческими типами», которые будут уникальны и самобытны по своей природе. Из этого утверждения следует положение, что не правомерно говорить о какой-либо общечеловеческой истории и культуре, единого процесса развития. Культуры проходят свой неповторимый путь, замыкаясь на самих себе.
Шпенглер выводит восемь типов культур, существовавших и существующих:
- Египетская
- Вавилонская
- Индийская
- Китайская
- Греко-римская (аполлоновская)
- Византийско-арабская (магическая)
- Западноевропейская (фаустовская)
- Майя
- Русско-сибирская (рождающаяся)
В начале своего фундаментального произведения «Закат Европы» Шпенглер поясняет, что в данный момент на земле существует западная культура, находящаяся в периоде своего заката.
Культура, по мнению Шпенглера, это организм, а история культуры выступает в качестве ее биографии. Зарождение культуры происходит тогда, «когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа...которая расцветает на почве строго ограниченной местности». Смерть культуры связана с тем, что она осуществляет все свои возможности: народ, язык, искусство, наука, государство. Затем она возвращается «в первичную духовную стихию». Таким образом, круговорот локальных культур явно представляется в концепции О. Шпенглера.
Концепция Арнольда Тойнби
Арнольд Тойнби являлся активным сторонником и последователем идей О. Шпенглера, представая в качестве противника либерально-рационалистической традиции, дал свою характеристику $21$ цивилизации, представляя их в ключевой работе «Постижение истории».
Арнольд Тойнби рассуждал о ложности теории единства истории, которая основывается на идеях схожести в современных развитых странах полит-экономики. Тойнби замечает, что политическая и экономическая системы вовсе не всегда схожи в разных странах. Помимо этого ложного посыла, есть ещё одно ложное мнение о прямолинейном развитии. Тойнби рассматривает прерывный и многоуровневый процесс развития разных культурных обществ. Тойнби размышляет о «потоке человеческой жизни», который является дискретным, переходя от одной локальной цивилизации к другой. Цивилизации, по мнению Тойнби, имеют стадии:
- Генезиса
- Роста
- Надлома
- Распада.
В момент своего формирования цивилизации вынуждены давать ответ на различного рода вызовы природного и социального мира. В данных ответах содержится ключ к стабильности и жизнеспособности цивилизации.
«Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от вызова через ответ к дальнейшему вызову».
От порывов осуществляется рост цивилизаций и происходит становление влияния над природой и обществом.