Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

История вальса

  • 👀 1189 просмотров
  • 📌 1140 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «История вальса» docx
Часть 1. История вальса В средневековой Европе к танцу относились настороженно. «Танец ‒ это круг, в центре которого черт», ‒ утверждал святой Августин. Движение по кругу характерно для танцев эпохи барокко. В 16 веке считали, что «танцевать позволено лишь в день свадьбы: однако, в конце дня танец обязательно следует прервать». Первый танцор. До Петра I о танцах ничего не знали (слайд 2). Русские пляски были весьма самобытными. Во время Петра танцы стали танцевать на ассамблеях (политес, куртуазное поведение, поклонение женщине, «Мысли от твоего реприманту в корпусе шатаются, корпус весь ноет», «Позитура твоя, милая, приобщила мя печали, учини балансу»). Они стали входить в программы учебных заведений. Это были гавот, контрданс, менуэт. В основном эти танцы состояли из поклонов и реверансов. Читаем у А. Пушкина в повести «Арап Петра Великого»: «Во всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее». Однако русские исполняли европейские танцы в более живой и непосредственной манере. Танцевали очень любимый Петром шумный и веселый гросфатер (дедушка в припеве, сначала медленный, потом быстрый). Гросфатер появился в 17 веке. Этот танец часто считают народным, но существует мнение, что в реальности автором является великий Карл Готлиб Геринг. Несколько веков гросфатер танцевали в конце свадебной церемонии. В таких обстоятельствах танец называли Kehraus, то есть «выметающий» (гостей со свадьбы). Сам отличный танцор, Петр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных. Приказав всем танцевать, становился со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па. Постепенно темп музыки убыстрялся, Петр менял «курс» направления, заставляя танцующих пересекать зал в обратном направлении, потом наискосок, потом по кругу, далее направлял всех по всем комнатам, затем в сад, по дорожкам между клумб и деревьев, снова возвращался в дом, оркестр встречал измученных танцоров похоронным маршем, и все смеялись. (Слайд 3 – видео с гросфатером). В 18 в. начинался бал менуэтом ‒ медленным, но сложным танцем. По примеру Елизаветы Петровны, отличной танцорки, менуэт при русском дворе стали танцевать красиво и изящно (слайд 4 видео с менуэтом). А потом пришла эпоха вальса. Исполняемый в закрытой позиции трёхдольный парный танец, название которого произошло от нем. «walzen» («кружиться, вращаться»), берёт начало в XII столетии. Его предшественником был танец чешской деревни матеник, чей близкий родственник фуриант(е) (от слова «франт») (видео из интернета) считался юмористическим танцем и включал в себя шуточные преследования горделивым юношей девушки. Провансальский крестьянский вольт появился в середине XVI века, хотя в то время уже существовала итальянская volta («поворот»). Австрийский и южногерманский деревенский лендлер, в названии которого читается нем. das Land («деревня»), был танцем сватовства. Неизменной фигурой первых вариантов вальса являлось непрерывное вращение, при котором танцующие должны были находиться близко друг к другу, что в крестьянском кругу выглядело более естественным и приличным, чем в дворцовых залах. Слайд 5, слайд 6 и слайд 7 (вольта и лендлер). Исследователи этого прелестного гарцевания утверждают, что германцы уже с XII-XIII вв. сопровождали свое топанье в ритме вальса пением. Долгое время во многих городах танцующих даже штрафовали ‒ и на это были свои причины. И в эпоху Средневековья, и в эпоху Ренессанса танцы доходили порой до настоящего исступления. Сохранился любопытный указ муниципалитета саксонского города Герлица (1499 г): «...совет постановляет: отныне ни один мужчина не имеет права плясать без костюма, в одной только банной шляпе, а должен надевать штаны и куртку, как принято в других странах и городах». Однако вольта постепенно проникла в залы королевских судов и требовала от партнёра особой ловкости, поскольку во время быстрых поворотов он должен был подхватывать даму на руки. Потому вольта считалась безнравственным развлечением и была запрещена королем Франции Луи XIII в начале XVII века. Но запреты лишь ускоряли процесс популяризации танца. В 1754 в Германии появляется первая музыка, напоминающая современные вальсы (слайд 8). Оформившись в Вене в быстрый венский во второй половине 1770-х-1780-е гг., вальс превращается в излюбленное развлечение светской молодёжи. Интерес к «летящему» вальсу публики был подогрет постановкой в Вене 17 ноября 1786 году оперы «Редкая вещь, или Красота и добродетель» испанского композитора В. Мартин-и-Солера. В финале оперы исполнялся танец под музыку, носящую название «Вальс». Пик популярности танца пришёлся на начало XIX века: тогда музыка И. Штрауса-отца и Ж.-Ф. Ланнера узаконила его высокий статус. Затем он с немалой скоростью распространился по Европе благодаря сочинениям И. Штрауса-сына, чьи вальсы были тесно связаны с австрийской фольклорной традицией. Выражение «потребность в вальсе» (Walzersucht) появилось в эпоху романтизма. До неё был популярен старинный вальс, который исполнялся медленнее, чем новейший венский. Такие вальсы создавали В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен и И. Гайдн. Но для них танец был лишь «данью домашнему музицированию». Романтики же увидели в нём выражение мечтательности, лиризма, нежных чувств, экзальтированности и бурных страстей. Вальс казался им бесконечным: ведь его фигуры, будто вырванные из вихря жизни, не имеют ни начала, ни конца. Французская писательница С.-Ф. Жанлис противопоставляла вальс этикетным танцам, считая его страстным, опасным и близким к природе (слайд 9). В России к вальсу отнеслись с подозрением. Взойдя на престол, Павел I чрезвычайным указом «употребление пляски, вальсеном именуемой», запретил. Почему? Однажды император Павел упал, вальсируя со своей фавориткой княжной Анной Петровной Лопухиной и немедленно отдал приказ, чтоб вальс был исключен из танцев, и никто не смел бы впредь вальсировать. Кавалерист Дмитрий Васильевич Васильчиков, не боясь навлечь на себя гнев государя, ухаживал за Анной Петровной. Как-то раз на бале она ему призналась, что очень желала бы провальсировать. Желая понравиться прелестной княжне, кавалерист решился на поступок, который мог бы обойтись ему весьма дорого. Он смело подошел к оркестру и объявил ему, именем государя, что велено играть вальс, и как только раздались первые звуки, он с княжною Лопухиною полетел по зале к изумлению всех. Государь вошел в это время в залу, посмотрел, нашел, что эта пара отлично вальсирует, похвалил их, и с тех пор помину не было о запрещении танца. Вплоть до 1830 года дорога вальсу ко двору была закрыта, что не мешало его неофициальному распространению (слайд 10). В «Войне и мире» Л.Н. Толстой, описывая первый бал Наташи Ростовой, противопоставил церемонный полонез вальсу, ставшему моментом пробуждения чувственности и торжества героини в любви. А в особую моду его ввел «вальсирующий» Венский конгресс (1814-1815), где дипломаты по вечерам танцевали на балах. Именно в Австрии, в Вене, при дворе поклонников строгого испанского этикета Габсбургов в 1815 году на конгрессе союзников представители разных стран праздновали победу над Наполеоном, танцуя новый танец. Участвовавшие в нём русские вызвали к вальсу всеобщее почтение в Петербурге. А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» охарактеризовал вальс с помощью двух точных эпитетов: «Однообразный и безумный, /Как вихорь жизни молодой, /Кружится вальса вихорь шумный; /Чета мелькает за четой» (5, XLI). Эти эпитеты имеют «не только эмоциональный смысл». «Однообразным» он назван потому, что, в отличие от мазурки и котильона, вальс составляли непрестанно повторяющиеся движения. Ощущение однообразия усиливалось тем, что вальс в ту эпоху танцевали «в два, а не в три па» (слайд 11). Шаг deux tepms (Ball Room Guide, and Call Book) [18]: 1. Скользящий шаг левoй ногой влево, перенося правую ногу к левой, позади в третью позицию (счет 1) 2. Скользящий шаг левой в диагональ вперед, делая половину поворота на левой ноге и ставя правую ногу близко к левой лодыжке, позади в 3 позицию, носок касается пола. (счет 2) Прозвание же «безумного» вальс заслужил потому, что пользовался репутацией излишне вольного танца (слайд 12). Длившийся в несколько туров, «безумный» танец создавал идеальные условия для нежных объяснений, а соприкосновение рук позволяло передавать любовные записки. Магическим танец казался и за счёт головокружений теряющих чувство реальности танцоров. Но «безумие» вальса и бала имеет и неочевидный смысл (слайд 13). Танец заключает в себе скрытую трагическую сущность. Мщение Онегина Ленскому начинается туром вальса с Ольгой, что в конечном итоге приведет к гибели молодого поэта. «Бал стал подаваться как место роковых встреч, роковых страстей, как поле господства фатума, инфернального начала», - пишет о ситуации рубежа XVIII-XIX вв. Е.В. Дуков. С балом связывались разорение, болезнь, скорбь и испорченная репутация. Яркий литературный пример описания инфернального бала представил В.Ф. Одоевский. На этом празднике в музыке слышатся «голоса различных терзаний человеческих», по «кровавым каплям и слезам» скользят «атласные башмаки красавиц», и наблюдателю кажется, что «пляшут скелеты, постукивая друг о друга костями». Но тесная связь в вальсе любви и смерти стала ощущаться уже в одном из первых его изображений (1874) в европейской литературе. Герой И.В. Гёте юный Вертер настолько глубоко проникся чувственностью вальса с Лоттой, что поклялся в том, что никогда не позволит своей невесте вальсировать с другим. Но на этом балу Лотта призналась Вертеру в том, что почти помолвлена с Альбертом, отчего тот спутал порядок фигур англеза. Вторя эмоциям героя, музыку заглушила гроза. Прерванный танец символизирует трагический исход романа: Лотта становится женой Альберта, а Вертер уходит из жизни. Жизнь прибавила к этому трагическое послесловие: в подражание Вертеру начинают не только танцевать вальсы, но и совершать массовые самоубийства. Жизнерадостное приятие жизни и глубинная грусть вальса синтезированы и в творчестве Ф. Шуберта, автора «Траурного вальса» (1816), который некогда терял авторство. Тогда же приобрел заглавие, данное ему по аналогии с траурными маршами. Потому воспринимался как «траурный», а не «грустный», «печальный» (другие значения нем. «trauer»). Вальс как укоренившийся в культурном сознании концепт объединяет несколько смыслов (слайд 14). В нём волнообразное движение истории (неслучайно он набирает силу в период Великой Французской революции) и судьбы человека, пытающегося в вихре танца уйти в иллюзорный мир. Вальсирующие вращаются, подобно Земле, вокруг своей оси, и каждый поворот кажется аллегорией человеческой жизни, её замкнутым циклом. В большинстве танцев «господствует» мужчина, поскольку именно он ведет даму в танце. В вальсе роль ведущего отводится попеременно мужчине и женщине. Таким образом, в этом танце женщина и мужчина абсолютно равноправны.  Менуэт остался в прошлом. Это эмблема века 18-го. Вальс теперь влияет на все танцы. Вальс расковывает. Дает естественность, живость. В нем отсутствую сложные фигуры, и он дает право на импровизацию. Темп всех танцев ускоряется, манера исполнения становится более непринужденной. Романтизм обращается к народному творчеству. И танцы обогащаются народными элементами. Это время возникновения национальных танцев, таких как болеро, краковяк, чардаш. 19 век отмечен развитием массовой танцевальной культуры. Это время демократизации и всплеск танцевальной культуры. Устраиваются общественные балы – в театрах, парках, скверах (слайд 15). Один путешественник по Баварии писал в то время: «Общественные танцевальные залы посещаются всеми сословиями; здесь отметается аристократическая спесь, забываются предки и звания. Здесь мы видим ремесленников, художников, купцов, советников, баронов, графов и прочую знать танцующими с горничными, женщинами третьего сословия и дамами». Новый тип паркета. Специально для Вальса открывались большие танцевальные залы, такие как «Sperl» в 1807 году, «Apollo» в 1808 году (в котором могли разместиться 3000 пар!). В Австрии зачастую ресторанные залы не вмещали всех желающих, и действо переносилось в сад. Особенную популярность приобретают танцевальные классы. В дома аристократов приглашаются учителя-профессионалы (самые знаменитые из них — Целлариус, Коралли, Лабор, Марковский). Вырабатывается новая техника, новые формы танцев. Потом они проникают на бал и в театр. Большой популярностью пользуются преподаватели-французы. Часть 2. Отношение к вальсу В европейских странах вальс вызывал негодование вплоть до церковных запретов и полицейских предписаний. «Благопристойный трактат о непристойном танце» был создан И. Мюнстером в XVI столетии. В 1779 году в памфлете Волка (Wolf) доказывалось, что вальсирование ведёт к вырождению нации. Немецкий ученый-философ Христиан Вольф опубликовал целый трактат с длинным, по моде того времени, названием ‒ «Доказательство того, что вальс является основным источником слабости тела и упадка духа нашего поколения». Немецкий путешественник в Париже в 1804 году сообщал: «Эта любовь к вальсу и полное усвоение немецкого танца совершенно новое явление, ставшее одной из вульгарных послевоенных привычек, таких, как курение». Ю.М. Лотман приводит суждение французской писательницы-моралистки Фелиситэ Жанлис: «Молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который ее увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом! Вот что такое этот вальс!» Вальс дурманил головы не только впечатлительным дамам, но и кавалерам: «Разыгралось вольное воображение юноши, когда в позволительных объятиях держал он соблазнительный стан графини, когда так близко от его взоров трепетала ускоренным дыханием весенняя грудь ее. Ах! Зачем выдуман вальс, зачем случается нам кружиться с красавицей, которой мы должны любоваться бескорыстно?» (Н.Ф. Павлов. Московский бал). В 1833 в книге «Правил хорошего поведения» Мисс Селбарт писала: «Этот танец ‒ только для девиц легкого поведения!». Доктора рекомендовали отказаться от вальса. Смерти дам в лёгких платьях. Учителя танцев видели в вальсе угрозу их профессии. Основные шаги в вальсе можно было выучить в относительно короткое время, тогда как менуэт и другие придворные танцы требовали значительной практики не только в изучении множества сложных фигур, но и в совершенствовании соответствующих позиций и манер поведения во время танца. При дворе немецких кайзеров вальс было запрещено танцевать вплоть до 1888 года. Запреты способствовали популярности танца. Чопорная Англия не сразу приняла танец. В июле 1816 года вальс был включен в программу бала, который давал в Лондоне принц- регент. Через несколько дней в газете The Times передовая статья гневно сообщала: «Мы с болью наблюдали за тем, как неприличный иностранный танец, называемый ʺВальсʺ, был представлен (мы надеемся, в первый и последний раз) при Английском дворе в пятницу..., совершенно достаточно бросить взгляд на чувственно переплетенные конечности и тесно прижатые друг к другу тела в танце, чтобы увидеть, насколько далеко мы ушли от скромной сдержанности, которая до сих пор считалась отличительной чертой английских женщин. Пока этот непристойный танец ограничивался кругом проституток и прелюбодеек, мы не думали, что он заслуживает нашего внимания, но теперь, когда вальс пытается проникнуть в респектабельные классы нашего общества посредством гражданского примера, подаваемого нам нашими правителями, мы чувствуем себя обязанными предупредить каждого родителя против показа этого танца их дочерям, ибо вальс неизбежно окажет на них пагубное влияние.» (Источник: The Times, Лондон, 16 июля 1816 г.) Однако Королева Виктория, известная своей любовью к бальным танцам, поспособствовала его всеобщему признанию. Высшие слои Соединенных Штатов Америки, посетив особый показ, организованный бостонским учителем танцев Лоренцо Папанти в 1834 г., не оценили красоты танца. Однако уже ближе к середине XIX века жители Америки прониклись движениями величественного вальса. Часть 3. Бал «Давал три бала ежегодно и промотался наконец» ‒ говорится об отце Онегина. Различали петербургские и московские балы. Бал имел протокольную форму. Здесь планировались браки («Браки заключаются на небесах / на балах»), политические и коммерческие встречи. («Кто та, в малиновом берете / С послом испанским говорит…») Приготовления к балу Приглашения на бал («Бывало, он ещё в постеле…») – за 10 дней, иногда за 3 недели. Надо подготовить новый модный костюм. В старом – моветон. Н.Н. Гончарова. В течение двух дней – согласие или несогласие с объяснением причины. В чём пойти на бал? Цвета платьев для молодых девушек: голубой, розовый, айвори. Были и исключения. Например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений ‒ подвеска на шее, скромный браслетик. Платья дам были более тяжелыми по фактуре, например, бархатными, более насыщенных либо темных цветов. Дамы могли украсить себя головным убором – например, беретом (Татьяна Ларина). Украшения дам могли быть любыми ‒ главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т.к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр. Платье дамы украшалось букетом живых или искусственных цветов. Обувь: мягкие туфли без каблука. Косметика – только пудра в умеренном количестве. Фрачная пара, белый жилет, белый – до 1830, затем чёрный галстук. При Николае I – в мундирах. Военные в бальных туфлях. Только уланы – в сапогах. Некоторые со шпорами ради щегольства. Рвали дамам платья. Самое главное – перчатки. Надо было иметь запасную пару – на случай, если лопнут. Штатские – лайковые, военные – замшевые. Перчатки никогда не снимались. Бальная атрибутика – веера, перчатки, карне (слайды 16, 17, 18). С кем пойти? Замужняя дама с мужем, с подругой или мужем подруги. Девушка – с матерью или пожилой особой, которая искала ей партнера для танцев. Иногда с отцом. Хозяин или хозяйка могли попросить пригласить её танцевать. Девушка могла быть чьей-то протеже. Порядок танцев на балу Чаще всего бал начинался в 10.00. Принято было опаздывать. Бальное меню (слайд 19) – заранее оговоренная последовательность танцев. Расположение пар согласно социальному статусу, как в обществе, как за столом. Полонез открывает бал (слайд 20, видео). 30 минут. Танец-прогулка. Долгий, гости собираются. По чинам. Фигуры предлагала первая пара. На московских балах отбивали дам. Вальс – второй или первый на частных балах (слайд 21, видео). Затем – кадриль. Отдыхаем от головокружения и усиленной циркуляции крови. Мазурка – кульминация (слайд 22). Перед ужином. Во время этого танца признавались в любви. После танца кавалер ведет даму на ужин. Затем – многочасовой котильон. Или кадриль-монстр. С веерами, шляпками, шариками, стульями, колокольчиками. Оставалась только молодежь, старшие расходились. «Кадриль соответствует сангвистическим характерам, галоп желчным, вальс холерическим, а полька есть исключительно принадлежность людей нервических и страстных». Разъезжались часто по утру: «Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден». Правила вальсирования «Танцевать необходимо тем, которые часто посещают общество. Умение грациозно войти в гостиную, рекомендоваться, приличие походки, ловкость поклона – все это приобретается изучением танцев», ‒ сообщает нам русский самоучитель венского вальса 1903 года выпуска. «Танцующие венский вальс не должны подпрыгивать ни вправо, ни влево, и вообще не выделывать неуместных прыжков и антраша. Венский вальс должны танцевать плавно, скользя по паркету, не на всей ступне, а только одними носками скользить по паркету. Грация этого танца зависит от того, как танцует и держит себя танцующая пара», ‒ сообщает нам самоучитель одесского учителя танцев Б.А. Грубера. «При немастерстве моем танцовать, чувствую, что для ваших русских вальсов не только я, но и никто из моих товарищей неспособен, — писал англичанин Ж.К. Пойл русскому журналисту М.Н. Макарову в 1805 году, — для них, для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и, кроме русских дам, этих чересчур быстрых, почти воздушных лепестков, вальса не выдержит ни англичанка, ни немка, ни даже француженка». Регламент – танцевать не более 10 минут. В зале устанавливались песочные часы. Как только падала последняя песчинка, музыку обрывали. Во время танцев свободного перемещения, например, венского вальса, не спешите встать сразу в пару, сначала дождитесь музыки и поклонитесь под нее, благо музыка здесь позволяет это. Во время танцев двигайтесь вместе со всеми, старайтесь не смещаться, либо двигаться по обычной линии танца, во внешнем кругу. Если Вы танцуете более или менее на месте или по какой-то причине сбились, то лучше отойти в центр зала, но не вовне, и тем более, не оставаться на линии танца. Иногда пара исполняла всего 2-3 тура танца. Когда дама хотела прекратить вальс, она говорила кавалеру «Merci» и слегка наклоняла голову – и кавалер, не переставая кружиться в танце, провожал даму к ее месту. Все пары, по-видимому, исполняют одни и те же движения, но внимательному наблюдателю можно при этом найти в них массу черт, служащих верной характеристике не только каждой отдельной пары, но и личности. По гармоническим движениям отдельной пары, которая как будто представляет из себя одно, часто можно безошибочно заключать о существующей между лицами симпатии. Грациозные, легкие, будто парящие движения молодой девушки всегда привлекательны; над несовершенствами же движений всегда позволяют себе подсмеиваться, вовсе не принимая при этом в соображение, что причиной часто бывает кавалер. Действительно, задача последнего в танцах гораздо тяжелее и важнее, чем дамы. Он должен уметь настолько хорошо танцевать, чтобы быть в состоянии прикрыть маленькие неловкости своей дамы. Поэтому молодому человеку следует заботиться о том, чтобы уметь хорошо танцевать; тогда он может быть уверенным, что отказа не получит; напротив, его будут всюду охотно встречать и приглашать на балы. Бальный этикет и бальные регламенты Промах на балу мог стоить карьеры. Принято было улыбаться, душевных страданий не показывать (слайд 23). Танцевать – обязанность. Надо готовиться танцевать с любым. 1) Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Также возможно, чтобы пригласить понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую руку. 2) Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: «Вы так прекрасны сегодня, что любоваться Вами – одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье любоваться Вами в мазурке?». 3) Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: «с удовольствием», «хорошо», в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: «сожалею, я уже обещала», или: «я уже танцую». Но при этом дама может предложить кавалеру другой танец на свой выбор или выбор кавалера. Настаивать на приглашении или выяснять причины отказа неэтично. Разумно будет очень вежливо поклониться и без всяких комментариев отойти, не выражая при этом своего неудовольствия. 4) Приглашение на танец можно отклонить, если: А) танец уже обещан; Б) дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец; В) дама хочет пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть; Г) приглашающий кавалер без перчаток. 5) В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще. 6) Если поклон кавалера приняла на свой счет не та, которую он хотел пригласить, то хорошо воспитанный кавалер ни в коем случае не показывает своего разочарования, а соблюдает правила приличия и винит в неловкости прежде всего самого себя, а лучше выходит из положения с юмором. 7) Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и в то время, как она идет танцевать с другим кавалером, ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения, лучше всего совсем отказаться от танца или предложить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. 8) Но кавалеру пригласить даму и забыть потом об этом не только самая непростительная невежливость, но просто грубость; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной им дамы и всего общества. 9) Настоятельно рекомендовалось, придя на вечер с дамой, станцевать с ней допустимое число танцев (обычно ‒ 3). 10) Однако неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд. 12) В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, галантным будет пригласить его даму, чтобы она не осталась в одиночестве. 13) Наконец, пригласив даму, галантно проводите ее к избранному Вами месту в зале и слегка поклонитесь ей, поскольку музыка многих танцев не позволит вам успеть это сделать. 14) Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и идя с ней по зале. Ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют. 15) Дама легко кладет левую руку мужчине немного ниже плеча. Смотря по моде, в этой же руке держат веер и нарядный носовой платок или же платок прячут, а веер вешают на цепочке, шнурке или ленте, прикрепленных к поясу. Назначение веера - навевать на себя прохладу; прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично. Молодые, очень живые дамы должны еще заметить себе, что не годится терять цветы из волос или с платья и куски самого платья и его отделки. Это всегда указывает на несдержанные, резкие движения и недостаток аккуратности и скромности. 16) Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует только позади уже стоящих пар. Это правило не относится к распорядителю бала. Оптимальное расстояние между парами – не менее метра. Если пар встает слишком много, стоит встать в стороне, образовав иную линию. 17) Если в зале свободно, кавалеру следует вести даму на танец впереди себя, если же тесно - идти впереди самому, чтобы теснота не доставляла неудобств избраннице. Не нужно слишком близко подходить к танцующим, избегайте столкновений. Если же столкновение произошло, стоит извиниться и проявить внимание. Вежливым считается перед началом танца еще раз поклониться своему партнеру. Вообще, танец обычно начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы. 18) В танце даму ведет кавалер, и все ошибки он должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется кавалер, ведь он ведущий. 19) Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеко друг от друга, но и не нужно прижиматься друг к другу. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, кавалер не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину. Поэтому держали за талию. 20) Танцующий кавалер никогда не смотрит себе под ноги, даже чтобы удостовериться, что он правильно выполняет все шаги. Кавалеру следует держаться прямо, с достоинством. 21) Даме также надлежит танцевать с поднятым взглядом, лишь изредка позволяя себе бросить короткий взгляд на пол. Однако никто не может запретить танцующей даме стрелять взглядом в приглянувшегося кавалера! 22) Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неучтиво не сказать ей нескольких слов. Беседа между дамой и кавалером должна быть исключительно любезной и приятной. Говорить банальности, обсуждать других гостей бала – дурной тон. 23) В танце, имеющем строгую последовательность фигур, следите за предыдущими парами, особенно за первой, и не делайте ничего раньше них. 24) По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, откуда он ее пригласил, либо туда, куда пожелает дама, попутно благодаря ее за честь, которую она оказала, танцуя с ним в паре. 25) На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках. 26) При прибытии на бал с опозданием сначала нужно приветствовать хозяев, а лишь затем заводить разговоры со знакомыми (последних можно приветствовать кивком головы). 27) На танцы можно приглашать заранее (в том числе и на балу). Однако на бал учтиво приезжать, обещав заранее не более трех танцев. 28) Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель отвечает за порядок в зале. 29) Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления. 30) Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы. 31) Дамам не следует злословить, напротив, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно. Кроме того, дамам следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу - это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи. 32) Громкий смех, шумная ссора, грубые слова, нескромные взгляды, в общем, все, что расходится с законами красоты, должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к кавалеру должно быть всегда размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать кавалерам, пригласившим их на танец, - признание, достойное любого внимания. 33) На балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и соблюдать приличия; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости. 1) Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала. 2) Не рекомендуется давать согласие на танец нескольким партнёрам, покидать зал перед началом танца, снимать перчатки во время танца. 3) Во время танца неуместно откровенно обниматься. 4) Запрещается танцевать другой танец, нежели объявленный ведущими. 5) Запрещается нарушать направление движения танца. 6) Кавалерам не стоит держать руки в  карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах. 7) Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр. 8) При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера. Переход от медленного вальса к быстрому. Освобождаем место для тех, кто действительно умеет танцевать. Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает. Язык веера, перчаток и носового платка В русском языке даже появилось выражение «махаться» — в значении кокетничать. - "Чтобы выразить "да", следует приложить веер левой рукой к правой щеке. - "Нет" - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке. "Я вас люблю" - правой рукой указать закрытым веером на сердце. "Люби меня" - удар ладонью по вееру. "Я вижу, что ты смотришь на другую женщину" - перекладывать веер из руки в руку. "Я ревную" - быстрое и стремительное закрытие веера. "Я хочу с вами танцевать" - открытым веером махнуть несколько раз к себе. "Следуйте за мной" - похлопывание по ноге сбоку. "Я готова следовать за вами" - похлопывание по ноге спереди. "Убирайтесь прочь! Вон!" - резкий жест сложенным веером рукоятью вперёд. В Англии язык перчаток был таков: «Я люблю другого» – слегка бьют перчатками по подбородку. «Я уже дала слово» – легонько подбрасывают перчатки в воздух. «Я вас ненавижу» – вывернуть перчатки. «Я недовольна» – бить перчатками себя по руке. «Я сержусь» – отбросить перчатки далеко от себя. «Я бы хотела поскорей от вас избавиться» – покусывают кончики пальцев у перчаток. «Я люблю вас» – уронить обе перчатки. В Италии существовали вариации: «Уходи навсегда» – сжатый кулак, указательный палец и мизинец вытянуты. Прижатие платка к губам – желание познакомиться. Перетягивание на колене – «я люблю вас». Опускание платка – симпатия. Обвивание правого запястья – «я люблю другого», левого запястья – «оставьте меня в покое». Прикладывание к одному глазу – «вы жестоки». Навивание на указательный палец – «я невеста», на четвертый палец – «я замужем». Бальные игры Почта. Были почтальоны. Можно написать анонимное письмо. Буриме (с рисунками), шарады, живые картины. Жмурки с колокольчиками. Садовник. Приглашение на танец в виде игры – «Пиковая дама». Фанты. Бабочки. При исполнении полонеза существовал забавный обычай «отбивания дамы», который описан в воспоминаниях Н.В. Сушкова: «… не попавшие в польский мужчины, один за другим останавливают первую пару и, хлопнув в ладоши, отбивают даму; кавалеры отвоеванных дам достаются следующим, переходя от одной к другой, а кавалер последней пары остается в одиночестве. Иногда стоически переносит остракизм и отправляется в боскет или к одному из карточных столов отдохнуть от своего подвига, а иногда, преследуемый обидными со всех сторон словами: ʺустал!ʺ, ʺв отставку!ʺ, ʺна покой!ʺ, отчаянно бежит к первой паре и отбивает даму». Похищение веера. Отдается за танец или за поцелуй. Ручеек. Флирт цветов. 96 карточек. Исполнение па де шаль – сольного танца. В женских институтах он – групповой. Вальс в «Герое нашего времени» Я тотчас подошел к княжне, приглашая ее вальсировать, пользуясь свободой здешних обычаев, позволяющих танцевать с незнакомыми дамами. Она едва могла принудить себя не улыбнуться и скрыть свое торжество; ей удалось, однако, довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид: она небрежно опустила руку на мое плечо, наклонила слегка головку набок, и мы пустились. Я не знаю талии более сладострастной и гибкой! Ее свежее дыхание касалось моего лица; иногда локон, отделившийся в вихре  вальса  от своих товарищей, скользил по горящей щеке моей... Я сделал три тура. (Она вальсирует удивительно хорошо). Она запыхалась, глаза ее помутились, полураскрытые губки едва могли прошептать необходимое: «Merci, monsieur». Вальс в «Войне и мире» В романе «Война и мир» Наташа Ростова посещает несколько балов. Например, Наташа едет на "подростковый бал" у Иогеля в Москве (том 2 часть 1 глава XII). Но этот бал описан довольно кратко и не является тем самым «первым балом». Первый бал Наташи Ростовой Первый взрослый, большой бал Наташи Ростовой происходит в Петербурге 31 декабря 1809 года. Именно этот бал называется первым балом Наташи Ростовой.  На Английской набережной бал у екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь. Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.  Ноги, руки, шея, уши были уже особенно старательно, по‑бальному, вымыты, надушены и напудрены старательно промыто за ушами пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешной, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И это‑то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди, сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.  На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque.  Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.  С хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. После князя Андрея к Наташе подошел Борис, приглашая ее на танцы, подошел и тот танцор‑адъютант, начавший бал, и еще молодые люди, и Наташа, передавая своих излишних кавалеров Соне, счастливая и раскрасневшаяся, не переставала танцевать целый вечер. она не видала даже государя и заметила, что он уехал, только потому, что после его отъезда бал более оживился. Один из веселых котильонов, перед ужином, князь Андрей опять танцевал с Наташей. Вальс с «Анне Карениной» Из зал несся стоявший в них равномерный, как в улье, шорох движенья, и, пока они на площадке между деревьями оправляли перед зеркалом прически и платья, из залы послышались осторожно-отчетливые звуки скрипок оркестра, начавшего первый  вальс .  Кити была в одном из своих счастливых дней. Платье не теснило нигде, нигде не спускалась кружевная берта, розетки не смялись и не оторвались; розовые туфли на высоких выгнутых каблуках не жали, а веселили ножку, Густые косы белокурых волос держались как свои на маленькой головке. Пуговицы все три застегнулись, не порвавшись, на высокой перчатке, которая обвила ее руку, не изменив ее формы. Черная бархатка медальона особенно нежно окружила шею. Бархатка эта была прелесть, и дома, глядя в зеркало на свою шею, Кити чувствовала, что эта бархатка говорила. Во всем другом могло еще быть сомненье, но бархатка была прелесть. Кити улыбнулась и здесь на бале, взглянув на нее в зеркало. В обнаженных плечах и руках Кити чувствовала холодную мраморность, чувство, которое она особенно любила. Глаза блестели, и румяные губы не могли не улыбаться от сознания своей привлекательности. Не успела она войти в залу и дойти до тюлево-ленто-кружевно-цветной толпы дам, ожидавших приглашения танцевать (Кити никогда не стаивала в этой толпе), как уж ее пригласили на вальс, и пригласил лучший кавалер, главный кавалер по бальной иерархии, знаменитый дирижер балов, церемониймейстер, женатый, красивый и статный мужчина Егорушка Корсунский. Только что оставив графиню Банину, с которою он протанцевал первый тур вальса, он, оглядывая свое хозяйство, то есть пустившихся танцевать несколько пар, увидел входившую Кити и подбежал к ней тою особенною, свойственною только дирижерам балов развязною иноходью, и, поклонившись, даже не спрашивая, желает ли она, занес руку, чтоб обнять ее тонкую талию. Она оглянулась, кому передать веер, и хозяйка, улыбаясь ей, взяла его. Он покраснел и поспешно пригласил вальсировать, но только что он обнял ее тонкую талию и сделал первый шаг, как вдруг музыка остановилась. Кити посмотрела на его лицо, которое было на таком близком от нее расстоянии, и долго потом, чрез несколько лет, этот взгляд, полный любви, которым она тогда взглянула на него и на который он не ответил ей, мучительным стыдом резал ее сердце. Только пройденная ею строгая школа воспитания поддерживала ее и заставляла делать то, чего от нее требовали, то есть танцевать, отвечать на вопросы, говорить, даже улыбаться.  Вальс в «Госпоже Бовари» Урок танца метафорически означает подготовку к измене. Бал же, предполагая частую смену партнеров, символизирует адюльтер. Флобер подчёркивает в вальсе чувственное начало: «у дверей край платья Эммы обвил колено кавалера; при поворотах они почти касались друг друга ногами» [10, 75]. Героиня не выдерживает быстрого темпа: вальс прерывается (у Гёте прерванный танец предвещал самоубийство Вертера). После его возобновления Эмма, «задыхаясь и чуть не падая» [10, 75], на мгновение опирается головою на грудь виконта, этим символическим жестом усваивая от партнера урок, готовящий её к будущему адюльтеру с Родольфом и Леоном. А после вальса героиня «откинулась назад, прислонилась к стене и закрыла глаза рукой» [10, 76]. Неудача в танце и почти падение от усталости предрекают Эмме несчастья в любви и раннюю смерть. Первостепенное значение мотив вальса приобретает у Чехова в рассказе «Анна на шее» (1895). Главной его героине по причине крайней бедности пришлось выйти замуж за пожилого малосимпатичного господина. После венчания «вместо веселого свадебного бала и ужина, вместо музыки и танцев» предстояла «поездка на богомолье за двести верст» (9, 161). Но однажды в жизни Анны случается рождественский бал. Перед ней, «точно из-под земли», как судьба, как счастливый случай, вырастает «громадный офицер в эполетах» (9, 169) и приглашает на вальс. Вальс, начавшийся тем, что Анна в один миг «отлетела от мужа» (9, 169), удивительным образом меняет ее судьбу. Во время танца героине кажется, будто она плывет на парусной лодке в сильную бурю, муж же остается далеко на берегу. Она танцует «страстно» в продолжение всего бала, «переходя с рук на руки» и «угорая от музыки и шума» (9, 169). Вальс маркирует здесь ситуацию свободы на грани с вседозволенностью. Он помогает героине утвердиться ‒ стать королевой, а не рабой положения, но в то же время не только не вырывает ее из мира пошлости и порока, но еще более укореняет в нем. В третьем действии комедии «Вишневый сад» (1903), во время рокового аукциона хозяевами сада устраивается подобный пиру во время чумы бал. Начальник станции оказывается в ситуации Чацкого ‒ в той же, что и «человек» в раннем рассказе Чехова: посреди равнодушного зала он читает «Грешницу» А.К. Толстого, но через некоторое время звуки вальса, доносящегося из передней, заставляют его прервать чтение. Время будто бы останавливается, грехи прощаются, и герои в танце делают последнюю отчаянную попытку вновь сделаться молодыми и счастливыми. Раневская приглашает танцевать только что упавшего с лестницы Петю Трофимова и просит у него прощения за то, что обозвала «смешным чудаком» и «уродом» и упрекнула в отсутствии любовницы. Они танцуют сначала в зале, а потом в гостиной, так долго, что Раневская устает от танца и садится, чтобы перевести дух, а Петю она, как бы настроив в вальсе на романтический лад и, возможно, сделав попытку пробудить его чувственность, передает дочери Ане. Раневская танцует с Петей Трофимовым под монолог Фирса о том, что прежде в доме на балах «танцевали генералы, бароны, адмиралы» (13, 235), а теперь даже почтовый чиновник и начальник станции не в охотку идут. Вскоре как бы в подтверждение слов Фирса об измельчании людей Пищик, называя уставшую и прервавшую танец с Петей Раневскую «прекраснейшей» и «очаровательной», вновь приглашает ее на «вальсишку». Но главная цель приглашения далека от романтики и немедленно возвращает читателя к реальности: герою нужно занять у нее «сто восемьдесят рубликов» (13, 237). Вальс сегодня Вальс живее всех живых. Пережил весь 19 век и живет до сих пор. В 1924 Имперское Общество учителей танца (the Imperial Society of Teachers of Dancing - ISTD) решило стандартизировать танцы, известные в то время. Все танцы из современной европейской программы были более-менее подробно описаны, за исключением Венского Вальса, не очень популярного в Англии. Единственным настоящим Вальсом тогда считался "Английский Вальс" (сейчас - Медленный). Венский Вальс позднее был добавлен к списку бальных европейских танцев, но так и не был включен в конкурсную программу знаменитого фестиваля в городе Блэкпул (Великобритания), тем не менее, его исполняют все танцевальные дуэты перед началом соревнования, "знакомясь" с паркетом. С 1932 вальс танцуется на турнирах, а уже в 1934 году в Вене впервые проходит чемпионат мира по венскому вальсу. С 1963 года танец принадлежит к всемирной программе танца. Консервативные англичане, правда, так и не решились включить немецкий вальс в программу основного турнира в Блэкпуле, однако, как и австрийцы, уже не первый год проводят в рамках фестиваля отдельный турнир по этому танцу. Венский вальс живет... Именно в Вене за сезон балов проходит более 400 балов всех мыслимых профессиональных кланов, начиная от гильдии мусорщиков и заканчивая балом животных. Конечно, алмаз, который венчает эту танцевальную диадему, — это знаменитый венский оперный бал. Владимир Григорьевич Бенедиктов ВАЛЬС Все блестит: цветы, кенкеты, И алмаз, и бирюза, Люстры, звезды, эполеты, Серьги, перстни и браслеты, Кудри фразы и глаза. Все в движеньи: воздух, люди. Блонды, локоны и груди И достойные венца Ножки с тайным их обетом, И страстями и корсетом Изнуренные сердца. Бурей вальса утомленный Круг, редея постепенно, Много блеска своего Уж утратил. Прихотливо Пары, с искрами разрыва, Отпадают от него. Будто прах неоценимый - Пыль с алмазного кольца, Осьпь с пышной диадимы, Брызги с царского венца; Будто звезды золотые, Что, покинув небеса, Вдруг летят в края земные, Будто блестки рассыпные, Переливчато - цветные, С огневого колеса. Вот осталась только пара, Лишь она и он. На ней Тонкий газ - белее пара; Он - весь облака черней. Гений тьмы и дух эдема, Мниться, реют в облаках, И Коперника система Торжествует в их глазах. Вот летят! - Смычки живее Сыплют гром; чета быстрее В новом блеске торжества Чертит молнии кругами, И плотней сплелись крылами Неземные существа. Тщетно хочет чернокрылой Удержать полет свой: силой Непонятною влеком Как над бездной океана, Он летит в слоях тумана, Весь обхваченный огнем. В сфере радужного света Сквозь хаос и огнь и дым Мчится мрачная планета С ясным спутником своим. Тщетно белый херувим Ищет силы иль заклятий Разломить кольцо объятий; Грудь томится, рвется речь, Мрут бесплодные усилья, Над огнем открытых плеч Веють блондовые крылья, Брызжет локонов река, В персях места нет дыханью, Воспаленная рука Крепко сжата адской дланью, А другою - горячо Ангел, в ужасе паденья, Держит демона круженья За железное плечо.
«История вальса» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 79 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot