Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные этапы становления цивилизационной теории

Цивилизационные теории изучения истории впервые были сформулированы в XVIII веке. В их основу легли исторические концепции, выработанные еще в эпоху античности и средневековья. В древности возникли идеи циклического круговорота, то есть повторяемости в сфере истории человечества. В основе данных воззрений – стремление к вечному возвращению.

Параллельно возникло понимание существования определенной направленности, то есть линейной эволюции.

Концепции линейного прогресса

Концепция линейного прогресса наиболее ярко представлена в сочинении французского философа Жана Антуана Никола Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Он считал, что человечество прошло восемь ступеней прогресса. С наступлением десятой должно сгладиться неравенство, появится больше возможностей для развития личности, появляется республика, в которой править будут ученые.

Французский философ и писатель Жан Жак Руссо давал иное представление о прогрессе. Он также говорил о линейном развитии, однако отвергал прогресс.

Эволюцию государства он представлял как регрессивное развитие от демократии к аристократии и далее к абсолютной монархии. Цивилизация для Руссо скорее зло, чем добро.

Теории локальных цивилизаций

В эпоху Просвещения появилась «локальная теория цивилизаций». Родоначальником этой теории был итальянский философ XVIII века Джамбатиста Вико. В своем трактате «Основание новой науки об общей природе наций» он представляет историю различных народов и описывает особенности их культур.

Вико отрицал прогресс, говоря о круговороте культурно-исторических форм.

Он считает, что во всемирной истории сменилось два цикла – древний (античный) и новый (от средневековья до нового времени). По мнению Вико, народы проходят три эпохи в своем развитии, для каждой из которых характерен свой язык.

  1. Век Богов (люди верили, что всем управляет Бог через оракулов. Язык этой эпохи священный, тайный, иероглифический).
  2. Век Героев (время аристократической республики. В это время герои противопоставляются плебеям. Язык эпохи - символический).
  3. Век Людей (люди признают, что по своей человеческой природе они равны, говорят на народном языке).
«Основные этапы становления цивилизационной теории» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Каждая эпоха завершается кризисом и распадом, после чего общество вступает в новую эпоху.

Немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер, сторонник «теории локальных цивилизаций», в своей работе «Идеи в философии истории человечества» описал генетический подход к изучению истории, суть которого заключается в том, что формирование человеческого основано на традициях предков – через них происходит процесс усвоения ценностей, идеалов и верований. Например, дух китайской культуры – это развитие утонченной учтивости и морали. Гердер считал, что многообразие культур не исключает единства мировой истории.

Французский историк Франсуа Гизо разделял идею цивилизации как общей судьбы человечества. История в его понимании представляет собой собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Гизо утверждал, что цивилизации нужно изучать и анализировать.

В цивилизации, считал он, выделяются две составляющие - интеллектуальный и социальный уровень развития. Он считал, что подлинную свободу человеку дают только прогресс и развитие цивилизации.

Теория Гегеля

В концепции немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля история человечества является продуктом развивающейся Идеи, достигающей фазы Абсолютной Идеи. Об этом он пишет в «Лекциях по философии истории».

Согласно теории Гегеля, основным содержанием мирового исторического процесса является разум. Идея, то есть логическое начало, структурировала весь мир, структурируя при этом и саму себя.

Сначала она обрела форму природы, а затем конкретные формы и такие сферы, как искусство, религия и философия. Из них возникает действительность права, государства, политики. Начало исторического процесса, по Гегелю, было положено с момента появления разумности, государства и права.

Система Гегеля гласит о том, что материальные силы и факторы подчинены духу. По мнению философы, в природе происходит вечное круговращение, и новое появляется лишь в духовной сфере.

Развитие цивилизаций в его теории смешивается с развитием духовной культуры и, каждый народ, создавая свою культуру, воплощал в ней определенную степень развития Идеи.

Цивилизация оценивается в зависимости от ее вклада в духовную сокровищницу человечества.

Гегель делил народы на две группы: исторические и неисторические.

Он выделял несколько стадий развития цивилизации:

  • Древний Восток - детство,
  • Греция - юность,
  • Рим - зрелость.

Гегелевская концепция истории развития человечества занимает значительное место в теории локальных цивилизаций.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot