Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие истории. История как реальный процесс развития и взаимодействия конкретных стран, народов и цивилизаций

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Понятие истории. История как реальный процесс развития и взаимодействия конкретных стран, народов и цивилизаций
Понятие истории. История как реальный процесс развития и взаимодействия конкретных стран, народов и цивилизаций

История как процесс развития этнокультурных цивилизаций

Определение 1

Цивилизация – это крупная социально-культурная система, не совпадающая ни с нацией, ни с государством, ни с какой-либо другой социальной группой. Цивилизация выходит за пределы географических и расовых границ. Н. Данилевский назвал ее культурно-историческим типом, а О. Шпенглер – развитой культурой, А. Тойнби – цивилизацией, П. Сорокин – метакультурой.

Проблема цивилизаций на сегодняшний день не только важные теоретические проблемы, но и главный вопрос о выживании человечества. Сущность кризисов, которые переживают отдельные культуры, усиливается культурная идентичность и всплеск национализма, взаимоотношения между Востоком и Западом, религией и человеком – это считается наиболее важными цивилизационными проблемами, находящимися на сегодняшний день в центре внимания.

Готовые работы на аналогичную тему

Цивилизация может означать процесс, заканчивающий развитие культуры, цивилизация может восприниматься в качестве последней стадии культуры, ее можно рассматривать как целостную культурную систему.

Принято выделять несколько основных стадий в развитии общечеловеческой цивилизации:

  • аграрно-традиционная – свойственна рабовладельческому и феодальному обществам;
  • индустриальная – свойственна капитализму;
  • постиндустриальная – свойственна эпохе научно-технических революций и высоких технологий, информационному обществу.

На основании масштаба цивилизация может быть:

  • глобальная;
  • континентальная (европейская);
  • национальная – японская, турецкая;
  • региональная – североафриканская, ближневосточная.

Ученые-востоковеды разделяли цивилизацию на Восток и Запад. Естественным называют восточный путь дальнейшего развития, западный при этом будет рассмотрен в качестве отклонения. Другие ученые предлагали другой взгляд: все цивилизации делятся на два типа. Первая – техногенная, характерная Западной Европе, Америке. Вторая – психогенная, свойственная восточным странам. К цивилизации иногда относят материальную культуру, а под собственной культурой понимают духовную культуру.

К наиболее значимым чертам цивилизации относят:

  • наличие государства;
  • возникновение письменности;
  • отделение ремесла от земледелия;
  • классовость общества;
  • формирование городов.

Особая роль в цивилизациях принадлежит технологиям, с помощью которых в обществе устанавливаются отношения с природой. Современные технологии помогают универсализировать цивилизацию.

Касательно собственно культуры, можно сказать, что в ней первостепенная роль принадлежит национальной самобытности, оригинальности, неповторимости, уникальности, изменчивости и новизне, а также творческому началу. В современном обществе преобладает цивилизация над культурой, ослабление и угасание в нем духовного и нравственного начал.

Генезис цивилизации

Арнольд Тойнби – английский историк, философ, социолог и дипломат разработал концепцию всеобщей истории развития культуры, теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Единая история человечества на самом деле не существует, реальна только история отдельных своеобразных цивилизаций. Все цивилизации являются биологическими видами, которые обладают своей уникальной средой обитания – ареалом. Географическим условиям отводится существенная роль в создании облика цивилизации. История – это движение отдельно рассматриваемых цивилизаций.

А. Тойнби рассматривал 4 цивилизации, которые остановились в своем развитии:

  • эскимосская;
  • момадическая;
  • оттоманская;
  • спартанская.

Генезис цивилизации, по Тойнби, не может быть объяснен расовым фактором или географической средой, или творческим меньшинством. Механизм рождения любой цивилизации он сформулировал в качестве механизма вызова и ответа в соответствии с которым, каждый шаг связан с ответом на вызов исторической и природной ситуации. Время, когда человечество получило возможность создания цивилизаций, составляет около 2% от всего времени существования человека на планете. В этом смысле все цивилизации считаются современными, эквивалентными по ценностям. До сегодняшнего дня дошло только 5 цивилизаций:

  • китайская;
  • индийская;
  • исламская;
  • русская;
  • западная.

Они не обречены, если объединятся в единую мировую цивилизацию на основании единой мировой религии будущего – Вселенской религии, которая должна сформироваться на основании объединения существующих мировых религий.

Русско-американским социологом и философом Сорокиным было выделено несколько направлений в развитии современных цивилизаций:

  • перемещение центра творческих сил;
  • постепенный упадок сенсуалистической культуры.

Сорокиным было выделено три социокультурные суперсистемы, из которых две, идеациональная и чувственная, – основные, а третья, идеалистическая, – переходная. Также эти суперсистемы включают следующие типы культур:

  • идеациональные, то есть способные формировать идеи;
  • идеалистические – в качестве идеи выбран мир;
  • чувственные – объективная реальность воспринимается посредством сенсорного восприяния мира.

Николай Бердяев По данной теме мы уже выполнили реферат Бердяев Н.А. подробнее говорил о необходимости возродить православную культуру в противоположность бездуховной машинной цивилизации. Поэтому, в соответствии со взглядами Бердяева По данной теме мы уже выполнили реферат Сущность искусства в работе Н.Бердяева подробнее , рождается напряженная воля к жизни, к наслаждению ею, господству над ней, тогда и возникнет смерть культуры. Эпоха культурного расцвета предполагает, что воля к жизни будет ограничена. Высшая духовная культура всегда аристократичная и качественная, а не количественная. Когда в обществе чрезмерно распространена жадность к жизни, то культура не становится целью. Цивилизация пытается осуществить жизнь. В любой культуре на определенной ступени ее развития начинают отмечаться начала, которые подорвут ее духовные основы. По Бердяеву, любая культура – это культура духа. Цивилизация по своей природе отличается техничностью. Цивилизация, в противовес культуре, не религиозна, в ней всегда победит прагматический разум. Цивилизация, так же в противовес культуре, не отличается символичностью, иерархичностью, органичностью, а напротив, реалистичная, демократичная и механичная.