Конфликт - это противостояние двух или более сторон, обусловленное противоречивостью их интересов.
Пути разрешения конфликтов
Предупреждение конфликтных ситуаций направлено на предотвращение появления конфликта как явления. Оно базируется на прогнозировании возникновения проблемных ситуаций. Выделяют следующие пути предупреждения конфликта:
- формальные;
- неформальные.
Средства предупреждения и разрешения конфликта – это методы и приспособления, с помощью которых достигается предотвращения конфликта как явления.
Профилактика конфликтов особенно часто применяется на предприятиях, организациях, где работа связана со значительным получением прибыли, где любые конфликтные ситуации, возникающие между людьми, способны привести к негативным последствиям, в том числе и в экономической сфере. Именно здесь существуют службы управления персоналом, подразделениями, которые отвечают не только за управление кадрами, но и за методами организации труда, вопрос преодоления конфликтных ситуаций.
В частности, методы, применяемые в организационных структурах, следующие:
- интеграция целей, единых для администрации или для персонала;
- установление видов связи в структуре управления организацией;
- создание баланса прав и ответственности работников при реализации ими служебных задач;
- умение делегировать полномочия нижестоящих сотрудников, а также грамотное распределение ответственности между ними;
- использование различных форм поощрения, в том числе и денежные, использование различных побудительных систем.
Выделяют следующие способы предупреждения конфликтов в рабочей деятельности:
- Удовлетворение нужд и потребностей работников, регулярная забота о них с учётом их психофизиологических возможностей.
- Обучение сотрудников навыкам конфликтологии, эффективного общения, формирования определённых навыков и корпоративной культуры.
- Использование помощи со страны третьих лиц, т.ч. из СМИ, психологов, конфликтологов, внештатных консультантов.
- Стимуляция конфликта искусственно с целью анализа поведения работников организации. Руководитель, который стимулирует конфликт искусственно, полностью берет на себя ответственность за его последствия.
Рисунок 1. Методы предупреждения конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Завоевание лояльности аудитории как способ предупреждения конфликта
Руководитель, который осуществляет управление сотрудниками в рамках компании, организации, обязан иметь у них авторитет. Его основная цель – сделать управление организацией логически последовательным, эффективным. С этой целью используются выступления перед аудиторией, беседы с каждым работником индивидуально, групповые беседы.
При беседе с широким кругом людей необходимо учитывать ряд важных фактов. В первую очередь, руководитель должен уметь удержать внимание субъектов, которыми он беседуют. С этой целью необходимо уметь не только грамотно и логически выстраивать речь, но и доносить важные моменты простыми и доступными словами, понятно и интересно. Речь должна быть эмоциональной, так как именно эмоции воздействуют на слушателей, они улавливает эмоциональное состояние человека через интонацию и последовательность мыслей. Важную роль также играет взгляд выступающего, за счет которого происходит налаживание контакта между людьми.
Специалисты, в том числе конфликтологи, для удержания внимания включают в свою речь какую-нибудь цитату, анекдот или притчу. Также необходимо учитывать особенности аудитории, с которой общается руководитель. Если люди склонны мыслить логически, то информацию им необходимо доводить через факты, доводы и рассуждения. Если люди больше предрасположены к психологическим доводам, то необходимо найти путь к их чувствам, изменить темп речи, подчеркнуть наиболее важные моменты.
Роль профилактики конфликта в социально-экономическом развитии организаций
Современные конфликтологи считают, что конфликты в организациях не всегда нужно предотвращать, так как в большинстве случаев конфликтные ситуации носят положительный характер. Конфликты помогают разнообразить точки зрения, получить дополнительную информацию, выявить наибольшее количество альтернатив и проблем и решить их при работе в организации. Однако в некоторых случаях конфликт может быть дисфункциональным, то есть иметь деструктивный характер. Это приводит к понижению личной удовлетворённости субъектов, снижению эффективности сотрудничества работников в рамках организации.
Руководитель должен уметь выслушать сторону, у которой возникла проблема, в противном случае конфликт возникнет неизбежно и может привести к тяжким последствиям. Важно также, чтобы руководитель был компетентным в сфере конфликтологии или имел «на вооружении» соответствующего специалиста-конфликтолога. Также далеко не всегда предотвращение конфликтов способно собрать позитивную роль в развитии организации. В некоторых случаях нужно уметь грамотно управлять конфликтами, просчитать последствия конфликтов и доносить данную информацию до лиц, непосредственно задействованных в нём.
Могут быть использованы следующие приемы и способы конструктивного предупреждения конфликта:
- Умение анализировать речь партнёра, правильное понимание мотивов и целей его действий.
- Определение предконфликтной ситуации на стадии зарождения, то есть когда конфликт ещё не возник, однако имеются условия и предпосылки для его возникновения.
- Развитие плюрализма мнений в организации, принятие различных точек зрения.
- Умение управлять своим состоянием, в том числе психологическим, уровнем тревожности и агрессивности, избегать переутомления или перевозбуждения.
- Быть готовым разрешить конфликт любым способом, в том числе и способом сотрудничества, компромисса, достижения консенсуса, уступки.
- Не следует завышать ожидания в отношении себя или в отношении собственных работников, так как каждый защищает свой собственный интерес.
- При общении с партнёром необходимо быть максимально искренним и заинтересованным.