Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Решения политических конфликтов

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Политология / Решения политических конфликтов
Содержание статьи

Важность контроля над протеканием конфликта

Первостепенное внимание в современной политической науке уделено нахождению способов и форм контроля над протеканием конфликтов, разработке эффективных технологий управления и разрешения их.

К контролю над конфликтом стремятся даже те силы, что заинтересованы не в его урегулировании, а в перманентном обострении, консервации, что по их расчету, может родить ситуацию, которую они могли бы применить более эффективным образом, чем противники.

В данном случае силы оппозиции постоянно могут оспаривать предложенные властями правила игры, ставя их перед необходимостью ужесточения собственных требований, что дает повод обвинения их в антидемократизме. В свою очередь управляющие элиты часто выдвигают неприемлемые условия сотрудничества с оппозицией в надежде на истощение её сил или на компрометацию в глазах общества.

Замечание 1

В большей части случаев политические силы стремятся к контролю над конфликтами именно с целью их регулирования. Притом в образе управляющего конфликтом субъекта могут выступать как одна из его сторон, так и третья сторона, не принимающая участия в нем, но имеющая интерес в его урегулировании.

Особенной значимостью для политической жизни обладают те случаи, в которых стремление к управлению развитием конфликта вытекает со стороны правящих структур, центральных государственных властей.

Кто бы ни был управляющим конфликтом субъектом, технологии урегулирования определенных взаимоотношений неизбежным образом опираются на разрешение несколькихуниверсальных задач:

  1. Предупреждение возникновения конфликта или его разрастания и перехода в такую фазу и такое состояние, которое значительным образом увеличивает социальную цену за его урегулирование.
  2. Выведение всех теневых, латентных, неявных конфликтов в открытую форму с тем, чтобы снизить численность неконтролируемых процессов и следствий этого взаимодействия, избежание обвальных внезапных потрясений, на которые не будет возможности оперативно и правильно отреагировать.
  3. Минимизирование степени возбуждения социума, которое вызвано течением политического конфликта в смежных сферах политической и общественной жизни, чтобы не провоцировать наиболее широкие дополнительные потрясения, на урегулирование которых необходимо будет потратить дополнительную энергию и ресурсы.

Готовые работы на аналогичную тему

Пути решения политических конфликтов

В практике политики есть разные пути разрешения социальных конфликтов, то есть снижение их остроты, прекращение открытых действий сторон враждебного характера. Но набор применяемых с этой целью методик весьма невелик. Традиционно они сводятся к следующим:

  1. Замалчивание, отрицание существующих конфликтов.
  2. Использование репрессивных мер в отношении одной либо всем сторонам конфликта.
  3. Реализация реформ, призванных частично устранить предпосылки, которые привели к столкновению.
  4. Попытка абсолютного разрешения конфликтов посредством уничтожения их непосредственных причин.

Избрание какой-либо методики в практике политики определено множеством факторов.

Первые две методики довольно часто применяются в особенности на ранних стадиях развития конфликтов. Но в долгосрочной перспективе они едва ли ведут к положительным результатам. Конечно же, умалчивание конфликта сначала сможет замедлить его развитие. Физическое принуждение может также на некоторый период время сдерживать действия сторон. Но притом остается угроза того, что конфликт будет возобновлен с еще большей силой, так как его корни оказались нетронутыми. Позже или раньше для регулирования конфликтов необходимо прибегнуть к применению третьей или четвертой методики.

Более предпочтительной методикой является достижение компромиссных решений меж сторонами конфликта. Отметим, что компромисс может являться эффективным лишь в том случае, когда отношения меж участниками конфликта обладают неантагонистическим характером, когда стороны обладают каким-то общим интересом. Тогда получаются решения о взаимных уступках ради достижения общих целей. Но притом конфликты не обязательно упраздняются, даже не всегда меняют собственную интенсивность, они только переходят в институциональные рамки развития, что увеличивает возможности их контроля со стороны властной элиты. Если же отношения сторон обладают радикально-конфликтным характером, тогда необходимо принятие мер по коренному упразднению причин напряжения.

В тоталитарных, недемократических политических системах, традиционно управляющей группировкой устанавливаются цели абсолютной ликвидации конфликтов во имя всеобщего единства и гармонии. Однако эти цели всегда являются недостижимыми. Опыт существования тоталитарных систем демонстрирует, что они неизбежным образом рождаются конфликтами социума, притом в формах более разрушительных. Вместо частных конфликтов образуется один макро-конфликт - стихийный бунт, революция, военный переворот или гражданская война, требующие от общества довольно высокой социальной платы.

Консенсус как средство решения конфликта

Консенсус является состоянием согласия главных сил социум относительно распределения ценностей, власти, прав, статусов и доходов в обществе, а также нахождение и принятие взаимно приемлемых решений, которые удовлетворяют все заинтересованные стороны. Он представляет своего рода образ связи граждан меж собой и обществом в целом. Принцип консенсуса отражает учет мнений как большинства, так и меньшинства и базирован на признании неотъемлемых личных прав. Попытки проигнорировать консенсус как методику разрешения спорных политических вопросов в плюралистическом обществе неизбежно рождает противостояние сторон, ведут к конфронтации.

Особенную значимость имеет консенсус, в ходе принятия решения. Последовательность разработки соглашения может включать такие действия, как отделение объективных критериев для анализа возможных решений, учреждение решений на основании консенсуса представителями всех сторон, экспертиза решения, внесение поправок и дополнений, оформление результативного документа, система контроля над выполнением решения и т. д.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Михаил Андреевич Солодухин

Эксперт по предмету «Политология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис