Конфликт гораздо проще предупреждать, чем потратить усилия на его решение.
Для того чтобы политический конфликт не стал неожиданностью, необходимо выполнение следующих условий:
Если политический конфликт все же возник, то необходимо:
Следующий этап в процессе разрешения политического конфликта предполагает множество последовательных процедур, таких как: институционализация конфликта, то есть определение общих принципов правил в разрешении конфликтной ситуации; легитимация, выражающаяся в готовности сторон конфликта соблюдать принятые правила и нормы в ходе разрешения конфликта; структурирование групп конфликта, то есть субъективация носителей преследуемых в конфликте интересов, определение качественных и количественных характеристик участников конфликтной ситуации; редукция, то есть последовательное послабление конфликта при помощи его перевода на другой уровень.
М. М. Лебедева представила следующие принципы разрешения конфликта.
Принцип постепенности дает возможность сторонам приготовиться к началу непосредственно разрешения конфликта: выработать точки зрения, уменьшить напряженность в отношениях, образовать взаимное доверие сторон друг к друг, выработать разнообразные вариации решений, после чего приступить к согласованию итогового решения.
В условиях вооруженного конфликта принцип постепенности включает прохождение множества фаз:
Принцип синхронности подразумевает, что стороны находятся на одной фазе одновременно.
Есть множество способов для прекращения политического конфликта:
В основном все они направлены на изменение самой ситуации конфликта посредством или влияния на участников конфликта, или изменения характеристики конфликтного объекта и пр.
Возможны и иные способы прекращения конфликта, к примеру, силовые. Так, военный конфликт меж мусульманами, боснийскими сербами и хорватами был прекращен при помощи метода принуждения. Миротворческие силы (ООН, НАТО) в буквальном смысле заставили стороны конфликта начать переговоры.
Способы разрешения политических конфликтов в системе демократии находятся в зависимости, прежде всего, от разновидности конфликта. Если имеет место быть горизонтальный конфликт, участниками которого традиционно выступают политические организации и институты, которые функционируют в границах существующей системы политики (к примеру, законодательная и исполнительная ветви власти), то этот конфликт является целиком институционализированным, и его разрешение предопределяется закрепленными законодательством правилами борьбы в политике (к примеру, конституцией).
Разрешение таких конфликтов во множестве зависит от существующих норм права и от умения лидеров политики искать компромиссы.
Если в процесс дебатов, переговоров, дискуссий, работы согласительных комиссий не получается прийти к компромиссу и конфликт переходит в тупиковую ситуацию, то в государстве демократического типа применяются некоторые вариации для его разрешения, а именно:
В политической жизни современного российского государства уже существовал прецедент референдума о недоверии Президенту Российской Федерации Ельцину Б.Н. в 1993 году. По результатам референдума президент обрел поддержку большей части избирателей, но в силу множества причин, наиболее важная из них - несовершенство законодательства, разрешить конфликт меж законодательной и исполнительной властью тогда не получилось.