Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Разрешение политических конфликтов

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Политология / Политический конфликт / Разрешение политических конфликтов

Конфликт гораздо проще предупреждать, чем потратить усилия на его решение.

Для того чтобы политический конфликт не стал неожиданностью, необходимо выполнение следующих условий:

  • существование эффективной нормативно-правовой системы, в которой на уровне законодательства закладываются базисные правовые нормы, как для предотвращения политических конфликтов, так и для их разрешения и урегулирования. На уровне отдельной политической системы, то есть государства, базис такой правовой системы образует конституция и иные основообразующие акты законодательства, на уровне отношений международного характера — разнообразные двусторонние, общие и многосторонние международно-правовые акты. Существование нормативно-правовой системы дает возможность разрешать множество возникающих между субъектами политики противоречий, а в случае образования конфликта — институционализировать его в оперативной форме;
  • наличие готовности всех участников политического процесса соблюдать наличествующую систему норм права;
  • учреждение и производство мониторинга по нахождению потенциально конфликтных зон и принятие мер для предотвращения конфликтов.

Необходимые меры при возникновении политического конфликта

Если политический конфликт все же возник, то необходимо:

  • найти, выделить мотивы и причины конфликта, его субъективную и объективную составляющие;
  • определить реальные стороны-субъекты, которые имеют в конфликте собственный интерес;
  • определить конфликтную установку сторон — их ожидания, цели, намерения;
  • дать оценку состояния внешних условий, в которых может развиваться конфликт, к примеру, наличие объективных критериев для институционализации конфликта либо «внешних» факторов воздействия на конфликт.

Процедуры в разрешении политических конфликтов

Следующий этап в процессе разрешения политического конфликта предполагает множество последовательных процедур, таких как: институционализация конфликта, то есть определение общих принципов правил в разрешении конфликтной ситуации; легитимация, выражающаяся в готовности сторон конфликта соблюдать принятые правила и нормы в ходе разрешения конфликта; структурирование групп конфликта, то есть субъективация носителей преследуемых в конфликте интересов, определение качественных и количественных характеристик участников конфликтной ситуации; редукция, то есть последовательное послабление конфликта при помощи его перевода на другой уровень.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы разрешения политического конфликта

М. М. Лебедева представила следующие принципы разрешения конфликта.

Принцип постепенности дает возможность сторонам приготовиться к началу непосредственно разрешения конфликта: выработать точки зрения, уменьшить напряженность в отношениях, образовать взаимное доверие сторон друг к друг, выработать разнообразные вариации решений, после чего приступить к согласованию итогового решения.

В условиях вооруженного конфликта принцип постепенности включает прохождение множества фаз:

  • завершение насильственных действий — понижение уровня противостояния, ситуационная стабилизация;
  • учреждение диалога, приготовление к переговорам;
  • начало процесса переговоров;
  • исполнение достигнутых договоренностей.

Принцип синхронности подразумевает, что стороны находятся на одной фазе одновременно.

Возможные варианты разрешения политических конфликтов

Есть множество способов для прекращения политического конфликта:

  • устранение конфликтного объекта;
  • замещение одного объекта иным;
  • разделение конфликта объекта меж сторонами;
  • устранение одной из конфликтных сторон;
  • изменение позиций одной или всех сторон;
  • изменение объектовых характеристик;
  • обретение новых сведений об объектной стороне или наложение на него условных дополнений;
  • недопущение опосредованного или непосредственного взаимодействия субъектов (к примеру, введение в зону соприкосновения сторон конфликта контингента миротворчества);
  • приход конфликтующих субъектов к единому решению или обращение их к «арбитру» с условием подчинения всякому его решению.
Замечание 1

В основном все они направлены на изменение самой ситуации конфликта посредством или влияния на участников конфликта, или изменения характеристики конфликтного объекта и пр.

Возможны и иные способы прекращения конфликта, к примеру, силовые. Так, военный конфликт меж мусульманами, боснийскими сербами и хорватами был прекращен при помощи метода принуждения. Миротворческие силы (ООН, НАТО) в буквальном смысле заставили стороны конфликта начать переговоры.

Способы разрешения политических конфликтов в системе демократии находятся в зависимости, прежде всего, от разновидности конфликта. Если имеет место быть горизонтальный конфликт, участниками которого традиционно выступают политические организации и институты, которые функционируют в границах существующей системы политики (к примеру, законодательная и исполнительная ветви власти), то этот конфликт является целиком институционализированным, и его разрешение предопределяется закрепленными законодательством правилами борьбы в политике (к примеру, конституцией).

Замечание 2

Разрешение таких конфликтов во множестве зависит от существующих норм права и от умения лидеров политики искать компромиссы.

Если в процесс дебатов, переговоров, дискуссий, работы согласительных комиссий не получается прийти к компромиссу и конфликт переходит в тупиковую ситуацию, то в государстве демократического типа применяются некоторые вариации для его разрешения, а именно:

  • обращение в конституционный суд;
  • отставка правительства;
  • роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов;
  • организация и проведение референдума по спорным вопросам и пр.

В политической жизни современного российского государства уже существовал прецедент референдума о недоверии Президенту Российской Федерации Ельцину Б.Н. в 1993 году. По результатам референдума президент обрел поддержку большей части избирателей, но в силу множества причин, наиболее важная из них - несовершенство законодательства, разрешить конфликт меж законодательной и исполнительной властью тогда не получилось.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Дмитрий А Верг

Эксперт по предмету «Политология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис