Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие и подходы к трактовке власти

  • 👀 2554 просмотра
  • 📌 2512 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Понятие и подходы к трактовке власти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие и подходы к трактовке власти» doc
ПРИЛОЖЕНИЕ к методическим материалам для проведения лекции по теме 2 «Политическая власть» Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению: 1. Понятие и подходы к трактовке власти. 2. Структура власти. 3. Виды властей. Соотношений властей. 4. Легальность и легитимность власти. Введение. Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве — в этом случае мы имеем дело с политической властью. Власть — центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, культуры общества и конкретной жизни человека. Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Отсюда вытекают основные свойства власти: всеобщность (власть функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (власть, проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов). Власть, несомненно, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание — один из аспектов политической жизни общества. Власть поэтому не самоцель для социальных групп, стремящихся к реализации политики, и тем более «большой политики», и не просто удовлетворение чьего-либо властолюбия. Однако пришедшие к власти формируют ее конкретные материализованные структуры всевозможных уровней и масштабов: правительство, парламент, президент, монарх и т. п. Эти структуры во имя осуществления той самой политики и в своих интересах вырабатывают и осуществляют собственную политику, которая становится средством этой власти. Другими словами, политика оказывается причиной власти, а власть — причиной политики. Понятие власти многозначно. Более точно и конкретно о власти говорят следующие определения: 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность, нравы, традиции людей с помощью различного рода средств — закона, права, авторитета, воли, суда, принуждения; 2) господство над людьми, их общностями, организациями, над странами и их группировками; 3) система государственных органов; 4) лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями, или обладающие разного рода влиянием, полномочиями по обычаю или присвоившие их себе. Определить сущность власти помогает ее генезис (процесс происхождения). Основы власти заложены в объективном ходе социогенеза, где посредством обрядов, обычаев, традиций, законов, различных внешних рычагов практической организации целесообразной человеческой социальной жизни постепенно формировался специализированный механизм ролевой регуляции индивидов. В самых примитивных обществах, где основным источником существования была охота или собирательство, власть осуществляло лицо, которое по всеобщему признанию было компетентно и тем самым привлекательно для соплеменников в выполнении данной задачи. Требования к качествам, которыми должен был обладать этот вожак, в большей степени зависели от конкретных обстоятельств. Как правило, эти качества включали жизненный опыт, мудрость, великодушие, мастерство, внешнюю привлекательность, храбрость. Во многих племенах не существовало постоянной власти. Она устанавливалась лишь тогда, когда возникала острая необходимость в ней. Множество толкований сущности власти и причин ее возникновения в обществе указывает на то обстоятельство, что каждое из толкований подразумевает лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальном процессе ее генезиса взаимодействуют друг с другом. Так, в рамках биологической интерпретации власти она рассматривается как механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укорененной в наиболее фундаментальных инстинктах человека. Вопрос 1. Понятие и подходы к трактовке власти. Существуют различные концепции власти, отражающие сложную природу этого явления: 1. Телеологическая концепция – одна из наиболее ранних. Она исходит из божественного объяснения природы власти. Согласно ей всякая власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - это наместники Бога на Земле, исполняющие его волю. (Аврелий Августин и др.) 2. Биологическая концепция. Власть рассматривается как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах. (Ницше, Гитлер). 3. Бихевиористская концепция – трактует власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Это поведенческое понимание власти. Оно индивидуализирует власть, сводит к взаимодействию реальных личностей. Человек = «властолюбивое животное». 4. Структурно-функциональная концепция - Власть рассматривается как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функции управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей (Парсонс). Все концепции в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть – это один из сложнейших видов социального взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве одного индивида или группы принимать решение приобретающее обязательный характер для другого индивида или группы. Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности. Легитимность – это признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями. М.Вебер видел в легитимности гарантию стабильности общества. Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения. Свойства поддержания легитимности власти: 1. Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями 2. Стремление использовать традиции при проведении политики и законодательстве 3. Поддержание в обществе законности и правопорядка. Показателями легитимности являются: 1. Уровень принуждения 2. Наличие попыток свержения правительства 3. Сила гражданского повиновения 4. Результаты выборов и референдумов 5. Наличие демонстраций, митингов, пикетов. Делигитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе. Вопрос 2. Структура власти. В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники власти, основания власти и ресурсы власти. В качестве субъектов власти могут выступать государство и его отдельные институты, политические элиты и лидеры. Объектами власти становятся как индивиды, так и социальные группы, а также большие массы людей – население той или иной территории или целого государства. Субъект и объект — непосредственные носители власти. Субъ­ект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей (народ), или даже мировое сообщество (ООН). Субъекты политической власти имеют сложный, многоуров­невый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными — политические организа­ции, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные груп­пы и организации, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий. Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное в повседневном язы­ке отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решени­ях власти, о действиях властей и т.п., подразумевая под властью управленческие органы. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывает­ся поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение ко­манды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта — вто­рого важнейшего элемента власти. Границы отношения объекта к субъекту властвования прости­раются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтоже­ние (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспри­нимаемого с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руковод­ство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от соб­ственных качеств объекта властвования, от характера предъявля­емых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, ко­торыми располагает субъект, а также от восприятия руководи­теля исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта политического властвования определяются преж­де всего политической культурой населения. Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и т.д. Первичными источниками сознательной власти, согласно наиболее распространенному мнению, являются насилие, богатство и знание. Японская легенда рассказывает о трех священных предметах, данных великой богине солнца Аматэрасу-Омиками, которые и сегодня являются символами императорской власти, — это меч, драгоценный камень и зеркало. Меч, или сила, драгоценный камень, или деньги и зеркало, или разум вместе образуют единую интерактивную систему. При определенных условиях каждый элемент может быть конвертирован в другой. Известны несколько типологий ресурсов (часто используют синоним «оснований») власти. Широко распространена типология ресурсов, основанная на сферном принципе. Экономические ресурсы, прежде всего собственность и деньги, всегда были важнейшими ресурсами любой власти (собственность, земля, деньги). Социальные ресурсы власти – это ее способность менять при помощи различных рычагов, включая и экономические, социальный статус индивидов и общественных групп, обеспечивая их поддержку и достигая этим определенных целей. Например, в первые годы существования коммунистического режима в нашей стране социальный статус интеллигенции был невысок. Впоследствии были предприняты меры к повышению престижа интеллектуального труда и повышению статуса связанных с ним общественных групп, поскольку возникла необходимость социально-экономического развития Советского Союза. Весьма разнообразными являются культурно-информационные ресурсы. Наряду с собственно информацией, без которой невозможно сегодня функционирование любой общественной структуры, к культурно-информационным ресурсам относятся разнообразные научные знания, идеи, духовные ценности. К силовым ресурсам относятся средства насилия и принуждения, включая оружие, а также государственные институты с этим принуждением связанные: армия, полиция, служба безопасности, тюрьма и т.д. Демографические ресурсы – это сами люди, без которых ни одна власть не может обойтись. Примером использования демографических ресурсов является подбор и расстановка кадров в разных сферах общественной жизни, в том числе в структурах власти и управления. Правовые (юридические) ресурсы – это законы и другие нормативные акты (указы президента, распоряжения правительства т.д.), которые используются властью в процессе своего функционирования. В зависимости от того, какой из ресурсов субъект использует для воздействия на объект, выделяют различные виды власти. Можно говорить об экономической власти, которой обладают те, у кого есть деньги или собственность по отношению к тем, у кого денег и собственности нет. Так, любой работодатель обладает некоторой степенью власти по отношению к наемному работнику. Главным же признаком политической власти по отношению к другим ее разновидностям выступает то, что она может использовать все многообразие ресурсов, не только принудительных и правовых, но и экономических, социальных, культурно-информационных, демографических. Среди отличительных признаков политической власти выделяют: 1) легальностью в использовании силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, средств массовой информации и других учреждений или же вовсе ликвидировать их; 3) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается посредством права ко всем гражданам; 4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственников, средств массовой информации, социальных фондов и т. п.; 5) многообразием ресурсов. Политическая власть использует не только принуждение, но и экономические, социальные, информационные ресурсы. Получила известность типология исторических форм политической власти, предложенная французским политологом М. Дюверже. Он выделил три таких формы власти: анонимную – характерную для примитивных слабоструктурированных обществ; индивидуализированную – возникающую по мере усложнения разделения труда и обособления отдельных видов деятельности; и институализированную – опирающуюся на систему социальных институтов, выполняющих четко определенные функции. В современных обществах политическая власть существует преимущественно в своей третьей, институализированной форме. Политическая власть часто понимается как синоним государственной власти, опирающейся на основные институты государства (парламент, правительство, правоохранительные органы) и использующей все ресурсы, контролируемые государством. Но в сфере политики власть проявляется и в иных формах. Можно говорить, например, о партийной власти, которая распространяется на определенное число членов и сторонников партии. Властью обладают и некоторые общественные организации, в частности, профессиональные союзы. Духовной властью, основанной на использовании культурно-информационных ресурсов, могут обладать средства массовой информации и формируемое ими общественное мнение либо религиозные организации (более традиционно). Современная политология определяет такие основные функции политической власти: 1) господство (полное подчинение объекта воле субъекта, опираясь на силу); 2) руководство; 3) регулирование общественных отношений; 4) контроль; 5) координация; 6) мобилизация. Несмотря на свою моноцентричность, политическая власть обладает свойствами разделения и распределения. Разделение власти может иметь горизонтальный характер, когда отдельные функции закрепляются за специальными государственными институтамиРазделение власти может иметь и вертикальный характер, когда ее полномочия делятся между центральными и местными государственными институтами. Вопрос 3. Виды властей. Соотношений властей. 5. Виды власти Начиная с политии в науке предложено названий для складывающихся видов власти. Некоторые из них являются историческими, а некоторые имеют и современное проявление. АВТОКРАТИЯ – (самовластие, самодержавие) одна из форм правления, основанная на неограниченном, бесконтрольном полновластии одного лица (вождя, лидера, фюрера и т.п.). АБСОЛЮТИЗМ (< лат absolutus безусловный) — форма правления, разновидность авторитаризма, характеризующаяся сосредоточением в руках монарха законодательной, исполнительной и судебной властей. А. был наиболее распространен в период позднего средневековья в Западной Европе. Современными абсолютистскими монархиями являются Саудовская Аравия, Марокко, Непал. В России А. окончательно утвердился в период правления Петра I и просуществовал до 1917г. ТОТАЛИТАРИЗМ – антидемократический политический строй, при котором государство, политическая власть стремятся к полному, всеобъемлющему контролю за жизнью общества и личности, чрезмерной ее регламентации, недопущению оппозиции и развитию государственного патернализма. Такая власть подавляет права и свободы человека, использует преимущественно насильственные методы управления. МОНАРХИЯ – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства – монарха (короля, царя, императора) и передается по наследству. ТЕОКРАТИЯ (< греч. theos бог и kratos власть) — форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется духовенством. Достаточно часто при теократии монарх одновременно является главой церкви. Примером современной теократии являются Саудовская Аравия, Исламская Республика Иран. АРИСТОКРАТИЯ – привилегированная, родовитая знать в обществе. В античное время правление Аристократия считалось правлением лучших, наиболее компетентных людей. Эта идея сохраняется сегодня в арсенале сторонников современного политического консерватизма. ГЕРОНТОКРАТИЯ – власть престарелых правителей. МЕРИТОКРАТИЯ – форма правления, в основу которой положен принцип индивидуальной заслуги. При такой форме власти к управлению обществу приходят наиболее достойные, компетентные, талантливые люди. Концепция меритократической формы проявления может служить источником оправдания социального неравенства в обществе. ТЕХНОКРАТИЯ - (греч. techne – мастерство, ремесло и kratos – власть) – одно из направлений современной общественно-политической мысли, согласно которому политическая власть должна перейти от политиков и собственников к научной и технической интеллигенции, специалистам, технократам. Теоретической основой технократии является «технологический детерминизм», то есть автономность, независимость технической среды от социально-политических условий, социального прогресса, который к тому же вторичен и зависит от технического прогресса. ПЛУТОКРАТИЯ (от греч. plutos богатство и kratos сила, власть) – политический строй, когда государственная власть сосредоточена в руках наиболее богатой верхушки общества. Понятие близко понятию "олигархия". ОЛИГАРХИЯ – недемократическая форма правления, обеспечивающая политическую власть, господство узкой группы лиц, чаще всего наиболее богатых. ДЕМОКРАТИЯ – одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и власти. Она заключается в следующем: признание верховной власти народа, его воли, равенство избирательных прав, периодическая выборность (например раз в 5 лет) и сменяемость органов государственной власти, принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству. Для демократии характерны свобода слова, печати, плюрализм мнений, многопартийность, разделение властей, множество гражданских ассоциаций, открытость общества. ОХЛОКРАТИЯ (< греч. ochlos толпа, чернь и cratos власть) — власть толпы, черни, выродившаяся демократия. ПОЛИАРХИЯ – политический строй, в котором власть осуществляется организованным меньшинством, избираемым народом. По мнению автора термина Р. Даля, данное понятие отражает реальные политические режимы, существующие в странах Западной Европы и США, которые отличаются от идеальных моделей демократии. ИНФОКРАТИЯ – власть информации, усиление концентрации контроля за информацией в руках немногих лиц, государственных учреждений в силу развития международных компьютерных, телекоммуникационных сетей, общедоступности базы данных в различных странах. МЕДИАКРАТИЯ – можно рассматривать как власть посредников. В общественно-политической жизни данное понятие определятся как власть средств массовой информации, коммуникации, которые являются посредником между властью и народом. Принцип разделения властей в современной политической жизни. Основой структуры власти является принцип разделения властей. Он опирается на мощную традицию обеспечения стабильности и равновесия, синтеза единовластия и коллективизма при принятии решений. Разделение властей облегчает взаимоконтроль деятельности государственных органов. Теорию разделения властей определяют и как систему контроля и равновесия. Получается, что каждая власть обладает сферой полномочий, закрытой для других, но влияет и на смежную сферу, так как есть вопросы совместного ведения. В европейских странах разделение властей не носит строго последовательного характера. В США граница разделения сфер деятельности властей не во всем является устойчивой. Время от времени проявлялась тенденция подмены конгресса президентом, вторжения Верховного суда в решение не только правовых, но и политических вопросов. Победа одной партии на выборах и президента, и конгресса означает, что разделение полномочий президента и конгресса является нормой, которая особой политической нагрузки не несет. Однако разделение властей сохраняется как гарантия против сосредоточения власти в одних руках, как потенциальное средство компромисса, если возникают острые разногласия. Каково же назначение и место каждой ветви власти в осуществлении властных полномочий? Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путем свободных выборов. Она вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы и другие органы власти (судебные и исполнительные) подконтрольны избирателям посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов. В подавляющем большинстве стран носителем законодательной власти выступает представительный орган - парламент, который бывает двух- или однопалатным. К примеру, однопалатный парла мент действует в 8 из 18 западноевропейских стран (в Исландии, Люксембурге, Португалии, Греции, скандинавских государствах). В ряде стран существует двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая на основе территориальной пропорциональности. При чем, в некоторых странах (Бельгии, Италии, Швейцарии) обе палаты • равноправны, принимают одинаковое участие в формирова нии правительства и в законотворческом процессе. Исполнительно-распорядительная власть отличается динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной жизни, осуществляется правительством. Особенность исполнительной власти в том, что она не только, исполняет законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой. Если учесть, что эта власть осуществляет свою деятельность преимущественно за «закрытыми» дверями, то при отсутствии надлежащих сдержек она неизбежно подминает под себя и законодательную, и судебную власти. Исполнительно-распорядительная деятельность должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона. Она не имеет прав присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Ее сдерживание достигается посредством регулярной подотчетности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти. Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов. Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих законов. В отличие от двух других ветвей власти судебная власть имеет неизменную функцию — обеспечивает соблюдение юридически установленного политического порядка. Из этого следует, что она не является элементом, определяющим весь политический режим, ибо не участвует непосредственно в осуществлении законодательного акта. Поэтому в основе классификации политических режимов (президентский, парламентский, режимы ассамблеи, авторитарный) лежит структура отношений между исполнительной и законодательной властями. Имеются и режимы с разделением этих двух властей, и режимы, характеризующиеся их смешением. Причем возможно строгое разделение, тогда налицо президентский режим. Если же разделение является гибким или обе ветви власти сотрудничают, имеет место парламентский режим. Баланс в режимах смешанного типа может склоняться в пользу органа — носителя законодательной власти (режим ассамблеи) или в пользу органа — носителя исполнительной власти (авторитарный режим). Таким образом, хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. При этом должна действовать система «сдержек и противовесов», дабы власти контролировали действия друг друга. В России законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение парламента. Исполнительная власть ограничена ответственностью перед парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должно сохраняться также внутреннее разделение между президентом и правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей. Принятие на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации позволило закрепить принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя России. Отношения судебной власти с законодательной и особенно с исполнительной властью также отражает систему «сдержек и противовесов». Следуя принципу разделения властей, Конституция содержит следующие положения: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (ст. 118). «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ст. 120). В настоящее время введен институт присяжных заседателей, призванный гарантировать независимость суда. Особое значение в системе «сдержек и противовесов» имеет судебный конституционный контроль. В правовом государстве судебная власть является важным гарантом прав и свобод, конституционного строя. Центральное место здесь занимает Конституционный Суд, который стал менее политизированным органом (за счет сужения компетенции), более демократичным (за счет уменьшения полномочий председателя), что делает его более действенным и независимым. Большое значение для реального разделения властей имеет существование «четвертой власти». Конституция закрепляет ряд положений, обеспечивающих независимость средств массовой информации и их возможность влиять на государственную власть. «Гарантируется свобода средств массовой информации. Цензура запрещена» (ст. 29). Вопрос 4. Легальность и легитимность власти. Легитимность представляет собой определенный исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом. Легитимация - процедура общественного признания какого- либо действия, события или факта действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается - оправдание такого принуждения, использование силы. Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» — близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политический характер, второе — юридический и этически нейтральный. В научный обиход термин “легитимность” ввел М. Вебер. Немецкий ученый указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Понятие “легитимность” часто переводится как “законность”, что не совсем точно, так как Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия. М. Вебер выделил три основных типа легитимного господства (власти). Традиционное господство. Этот тип господства обусловлен традициями, нравами, привычкой к определенному поведению и основан на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Освященные обычаем нормы (авторитет “вечно вчерашнего”) выступают как основа отношений господства и подчинения. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению установленных обществом санкций. В традиционном обществе М. Вебер выделял различные виды: геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримониальное (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего. Харизматическое господство. Харизма (греч. charisma - бо жественный дар) - экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Это объясняется особым характером веры в особые качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношения имеет не столько само обладание харизмой, сколько признание ее со стороны последователей. Условный характер харизматических отношений, как правило, не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, а последователи верят в лидера. Харизматическое господство возникает главным образом в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, которые приписывают вождям необыкновенные свойства. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего социального порядка и отличается политическим радикализмом. Легальное господство. Легальное (рационально-бюрократическое) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование от ношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие. Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники - бюрократия. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Доминирование того или иного типа легитимности связано с типом существующего режима. Так, харизматическая власть характерна для авторитарных систем, тогда как в условиях демократии политическая жизнь определяется господством закона. В отличие от социологического подхода М. Вебера, системный анализ власти, предложенный американской школой политологии, позволил создать более функциональную, приспособленную к практическим потребностям концепцию легитимности, которая дает возможность измерить легитимность эмпирическим путем. Д. Истон и его последователи утверждают, что условием легитимности политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус, обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий. Легитимность в их представлении это “степень, в которой члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки”. Данный ценностно-нормативный подход позволил Д. Ис тону провести различие в типах поддержки как по объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специфическую легитимность. Диффузная легитимность, согласно Д. Истону, представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно аффективную (эмоциональную) поддержку идеям и принципам политической власти, независимо от результатов ее деятельности. Специфическая легитимность ситуативна, кратковременна, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке и того, как она действует. В современной политологической литературе существуют и иные подходы к типологии легитимности. Французский политолог Ж.Л. Шабо, подчеркивая, что в структуре властных отношений есть два главных фактора (участника) - управляемые и управители, указывает, что политическая власть легитимизируется прежде всего относительно них. Таким образом, она должна соответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая легитимность) и сообразовываться со способностями управителей (технократическая легитимность). Демократическая легитимность это перенос на все общество механизма принятия решения индивидом: выражение свободной воли, но в том смысле, что данная коллективная свободная воля проистекает от индивидуального проявления свободного суждения. В политической практике для операционализации перехода от индивидуального к коллективному используется простой арифметический механизм мажоритарный принцип (принцип большинства). Его применение в демократических режимах универсально - как для выбора представителей народа, так и для голосования законов или принятия решений в рамках коллегиальных исполнительных структур. Однако в истории немало случаев, когда демократические механизмы в определенных исторических обстоятельствах способствовали утверждению авторитаризма и тоталитаризма. Так было в Германии 1933 г., когда Гитлер пришел к власти вполне законным путем. Технократическая легитимность связана с умением властвовать, а последнее обусловлено двумя параметрами: способами доступа к власти и содержанием процесса ее осуществления. На начальных этапах истории человеческого общества, когда сила была преимущественным способом достижения власти, владение оружием, армиями и людьми ценилось выше всего. В современных условиях таким преимущественным способом называют знания. Однако и этот тип легитимности может иметь свои “извращения”, когда к власти приходит “компетентная элита, культивирующая вкус к тайне и веру в свое превосходство”. Идеологическая легитимность основывается на определенных представлениях о социальной действительности и способах и проектах ее изменения. Политическая власть укрепляет себя, стараясь реализовать такие идеи. Французский ученый полагает, что более 70 лет политическая власть “реального социализма” в СССР и других социалистических странах покоилась в основном на идеологической легитимности, понимаемой как соответствие истине. Онтологическая легитимность - это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия. Ж.Л. Шабо подчеркивает, что на практике свобода и воля человека способны отходить от данных принципов или противостоять им. Это происходит потому, что политические акторы (как управляемые, так и управляющие) в осуществлении своей человеческой свободы способны сделать или “противоестественный” выбор, или же выбирать между различными решениями, имеющими целью выполнить предначертания природы. Онтологическая легитимность измеряется уровнем соответствия “тому глубинному порядку бытия, который человек ощущает врожденно, но которому он может противостоять”. Для поддержания легитимности власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; использовать традиции населения в законотворчестве и при доведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др. Выводы Категория власти является центральным понятием политической науки. Обобщая различные подходы к выявлению ее сущности, можно определить власть как один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Структура власти выглядит следующим образом: субъект власти, объект власти, источники, основания и ресурсы власти. Власть выполняет в обществе определенные функции: господства, руководства, регуляции, контроля, управлении, координации, организации и мобилизации. Механизм власти имеет сложную иерархическую структуру, представленную разделением властей по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная власть) и вертикали (центральная, региональная и местная власть). В отличие от легитимности, которая является феноменом политическим, легальность власти – юридический феномен: она устанавливается и гарантируется властью, носит исключительно рациональный характер. Эффективность власти является одной из наиболее важных характеристик, которая показывает степень выполнения ее своих задач и функций. Сама эффективность во многом зависит от легитимности власти, которая в свою очередь определяется взаимоотношениями между управляющими и управляемыми по поводу происхождения, использования и подчинения власти. Эффективность власти — это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обще­стве, реализации ожиданий граждан и прежде все­го наиболее влиятельных слоев — элит. Критериями эффективности власти являются: 1) достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов; 2) рациональность “вертикальной” и “горизонтальной” структур власти; 3) эффективный, действенный, своевременный контроль за выполнением распоряжений властных структур; 4) организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений; 5) наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае невыполнения им властного приказа; 6) эффективная система самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.   Литература 1. Горелов А. А.. Политология в вопросах и ответах : учебное пособие. М.: Эксмо. 256 с. 2. Гаджиев К.С. Политология.М.: Логос, 2001. 488 с. 3. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М.: Высшая школа, 1995. 271 с. 4. Пронин Э.Н.. Политология. Конспект лекций. Москва: МИЭМП, 2005. 70 с.
«Понятие и подходы к трактовке власти» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 88 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot