Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие, основные черты и виды монополии

  • 👀 929 просмотров
  • 📌 871 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Понятие, основные черты и виды монополии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие, основные черты и виды монополии» docx
Тема 5. «МОНОПОЛИЯ» 1. Понятие, основные черты и виды монополии 2. Особенности ценообразования монополии. 3. Социально-экономические последствия монополизации рынка. 4. Измерение рыночной власти. 5. Регулирование естественных монополий 6. Антимонопольное регулирование. 1. Понятие, основные черты и виды монополии Термин «монополия» происходит от греческих слов: «моно» - один, «полио» - продаю. Однако этот термин в настоящее время рассматривается и более широко. В экономической литературе существуют два подхода при определении монополии: расширенная и суженная трактовки. Расширенная трактовка монополии сводит ее к понятию экономической привилегии вообще, проявляющейся в самых различных сферах деятельности. При таком подходе монополия определяется как преимущественное, нередко исключительное, право государства, ведомства, предприятия, позволяющее им навязывать контрагентам особые условия взаимоотношений, выгодные для монополиста. Суженная трактовка монополии сводит понятие монополии к экономической привилегии хозяйствующего субъекта, существующей только в одной из сфер экономической деятельности - на рынке. Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Ее основные черты: 1) в условиях монополии потребителям противостоит один единственный производитель-гигант; 2) не существует хороших или близких заменителей; 3) чистый монополист диктует цену в силу того, что он контролирует общий объем предложения (он фактически регулирует цену изменяя объём своего производства; 4) существуют барьеры для вступления в отрасль. Монополист доминирует, господствует на рынке, что имеет отрицательные последствия, поэтому государство ограничивает такое положение рамками законодательства. Под доминирующим, или монопольным, положением хозяйствующего субъекта на рынке в Российском антимонопольном законодательстве понимается «исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности». Для чистой монополии понятия «предприятие» и «отрасль» сливаются и предстают тождественными, равнозначными. Чистая монополия как модель рынка (тип рыночной структуры) встречается в рыночной системе не так часто, это связано с государственным контролем над монополиями, однако имеет место. Примеры чистой монополии: все службы в городе, связанные с газоснабжением, электроснабжением, водоснабжением, обеспечением телефонной связи, РЖД. Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Под барьером в экономическом смысле понимают препятствия к проникновению на рынок новых конкурентов и попыткам фирм, действующих на рынке, уйти с него. Можно указать следующие барьеры для вступления в отрасль: Во-первых, большой начальный капитал, необходимый для организации производства. Во-вторых, экономические преимущества крупного производства. Здесь играет роль эффект масштаба производства. При наличии этого эффекта предполагается, что с ростом объемов производства издержки на единицу продукции снижаются. Новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие производители, будут иметь высокие издержки производства и не смогут конкурировать с крупными фирмами. Крупному предприятию еще сложнее войти на рынок. Ему будет очень трудно сформировать необходимый капитал. В-третьих, легальными барьерами для вступления в отрасль являются патенты и лицензии. Изобретателю патент дает исключительное право контролировать продукцию. Патент защищает изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, что пошли на его разработку. Государство фактически создает официальные барьеры, которые оно же и вынуждено защищать, выдавая патенты и лицензии. Например, согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как «Ксерокс», «Истман Кодак», «Интернэшнл Бизнес Машин» (IBM), «Сони» и др. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. Например, в США подлежат лицензированию более 500 профессий (в их числе врачи, таксисты, трубочисты и др.). В-четвёртых, собственность на важнейшие виды сырья. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм. В-пятых, реклама. Зачастую издержки на рекламу так велики, что служат входным барьером в отрасль (например, табачная промышленность и шоу-бизнес в США). Итак, занятие хозяйствующим субъектом монопольного положения обусловлено рядом причин. При этом важно иметь в виду, что в условиях рыночной системы монополии могут возникать и за счёт конкуренции, которая приводит к концентрации производства и капитала. Рассмотрим подробней виды монополии. Естественная монополия – это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товаров близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства в каждой будут неэффективно малы. Монополия, основанная на владении редким ресурсом, сама имеет разновидности. Например, ее разновидностью является монополия частной собственности на землю – источник абсолютной ренты для владельца земельным участком со средними и лучшими естественными, природными условиями производства. Она может проявиться в монополии «брэнда», например, известный напиток «Шампанское», названный по имени французской провинции, где произрастает виноград определенных вкусовых качеств. Проявлением такого вида монополии является «кадровая монополия» - обладание выдающимся талантом в творческой или профессиональной сфере. Хрестоматийным примером монополии на естественные факторы производства является деятельность компании «Де Бирс», которая монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и поэтому контролирует мировой рынок алмазов (от 80 до 85 % мирового предложения алмазов). Источником институциональной монополии является прямая или косвенная защита предприятия со стороны государства, начиная от прямого запрета всем другим предприятиям производить данный вид продукции или в более мягкой форме государственного благоприятствования данному производителю в ущерб другим (например, таможенные барьеры). Если все остальные разновидности монополии рыночным механизмом и техническим прогрессом, то институциональная монополия может не реагировать на управляющее воздействие рыночного механизма, находясь под защитой государственной политики. Институциональная защита может распространяться на предприятия всех форм собственности (государственные, муниципальные, частные). Если институциональная защита государственных предприятий сопровождается прямым государственным управлением их хозяйственной деятельности, то мы сталкиваемся с такой разновидностью монополии, как административная монополия. Административная монополия получила свое наибольшее развитие в централизованно-управляемой экономике, где она стала принципом организации и управления всей экономической системой. В целом, можно противопоставить две группы монополий: 1) рыночная (экономическая) монополия (в том числе некоторые разновидности институциональной монополии); 2) нерыночная (административная) монополия. Административной монополии конкуренция угрожает в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в рыночной экономике. Опираясь на отраслевые министерства, предприятия-гиганты через отраслевые НИИ контролируют и объективно тормозят научно-технический прогресс в своей стране. Им не грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство большинства из них прямо или косвенно курируется соответствующим министерством. Монополия внешней торговли надежно ограждает их от иностранных конкурентов. Следует вспомнить тот исторический факт, что одним из первых декретов советского государства был декрет о введении монополии внешней торговли – исключительного права государства осуществлять экспорт и импорт товаров и услуг. Таким образом, административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной властью, чем экономическая монополия. Поэтому переход России к рыночным отношениям был значительно затруднен преодолением монополизма. Так, около 80% предприятий промышленности в стране являлись монополистами. К классификации разновидностей монополии подходят и иначе, используя другой признак – открытость/закрытость с точки зрения возможности войти на рынок иным субъектам. В этом случае различают монополии: - закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита; - открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты могут появиться на рынке несколько позже. В реальной жизни разграничение видов монополии условно. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу нескольким видам монополии, например, относиться и к естественной и к закрытой монополии. Или же другой пример, патентное свидетельство обеспечивает фирме закрытую монополию на коротком временном интервале, но такая монополия может быть открытой в долгосрочной перспективе. Монополия разнообразна, но все ее проявления имеют определенные качественные характеристики. Главное - монополия обладает рыночной властью – способностью влиять на цену товара. 2. Особенности ценообразования монополии. Если в условиях совершенной конкуренции производитель выбирает только объем производства (цена задается извне – экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену. Это не означает, что монополия может назначать любую цену за свой товар. Для неё также актуальна проблема выбора такого объёма производства, при котором максимизируется её прибыль. Рассмотрим в этой связи особенности модели ценообразования монополии. На монополизированном рынке рынок отрасли и рынок отдельной фирмы совпадают (для случая абсолютной монополии). Кривая спроса на продукцию монополии совпадает с кривой отраслевого спроса. Нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Иначе говоря, монополия сможет продать больший объём продукции, если снизит цену. Таким образом, при увеличении объема продаж монополист получает от каждой новой проданной единицы все меньшую добавочную выручку. Снижающаяся предельная выручка приводит к тому, что и средняя выручка имеет тенденцию к снижению. Кривая среднего дохода в модели совпадает с кривой спроса. Кривые предельных и средних издержек у монополии не имеют особенностей, и выглядят обычно. Монополист назначает цену за свой товар руководствуясь правилом МС = МR, как и в условиях совершенной конкуренции. Предельные издержки и предельный доход пересекаются в точке M. Пересечение кривых предельных издержек и предельного дохода указывает объем выпуска, при котором прибыль максимальна. Определение оптимального объёма производства – это первый этап определения цены. На втором этапе монополист определяет позиции потребителей. Руководствуясь предыдущим рыночным периодом и оценками изменения доходов и предпочтений потребителей, монополист оценивает их финансовые возможности на данном рынке. В модели это показывают проведением из точки пересечения МС и МR вертикальной линии до ее пересечения с кривой спроса. Это будет точка Qm. Теперь монополия знает оптимальный для себя объём производства и позицию потребителей. Это позволяет рассчитать цену. В модели проводим линию из точки Qm на ось цен, и получаем уровень монопольной цены – это Рm. Если рыночные условия неблагоприятны, то монополия, также как и фирма в условиях совершенной конкуренции, может оказаться не в состоянии получать прибыль в пределах краткосрочного временного интервала. Но такая ситуация скорее возможна теоретически. Монополизацию рынка, когда она явилась результатом конкуренции, можно рассматривать как успешную попытку производителя перевести одну из рыночных ситуаций, а именно получение экономической прибыли в коротком периоде, в постоянную. Если это произошло, то это означает, что монополия всегда будет получать экономическую прибыль. На графике величина прибыли равна площади прямоугольника Pm,Qm,D,A. Следует обратить внимание на то, что монопольная прибыль получается потому, что при оптимальном объёме, в отличии от совершенного конкурента в длинном периоде, у монополии цена превышает предельные издержки производства (у совершенного конкурента они равны). 3. Социально-экономические последствия монополизации рынка. Господство монополий на рынке порождает целый букет отрицательных последствий для экономики страны. Для описания последствий монополизации воспользуемся моделью монополии. Основные отрицательные последствия монополизации можно показать на рисунке. Для этого следует сравнить две ситуации: первая – конкурентный рынок (равновесие могло бы быть в точке Е); вторая ситуация – рынок монополизирован (равновесие находится в точке В). 1. Недопроизводство общественного продукта. Объем производства без монополии (Qc) мог бы быть больше, чем в условиях монополизированного рынка (Qm). 2. Завышенные цены. Она могла бы быть Pc, в условиях монополии - Pm Цена, как правило, превышает предельный доход (P > MR). образом, общество получает заниженный объём по завышенной цене. 3. Недогруженные производственные мощности. На отрезке В-Е кривой МС находятся те мощности отрасли, которые могли бы быть использованы эффективно (т.е. они окупались бы). Монополист выводит их из оборота для того, чтобы цена на продукцию превышала предельные издержки, т.к. только при этом условии он может получить монопольную прибыль. Кроме этих очевидных недостатков есть и другие: 4. Прибыль, полученная за счет монопольной цены, неэффективно используется, Она может быть направлена на защиту уже достигнутого монопольного положения. Например, фирма–монополист может расходовать достаточное количество денег на ведение судебных дел в целях охраны своих патентов, защиты в судах от регулирующего воздействия государства, на всевозможные PR-акции, явно неэффективную рекламу и т.п. 5. Монополистический рынок характеризуется Х-неэффективностью, под которой понимается бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня. В этом случае все ненужные расходы (заработная плата лодыря-рабочего, заработная плата родственников руководителя, все функции которых сводятся лишь к присутствию на рабочем месте, затраты на роскошную обстановку в кабинетах высших менеджеров, содержание престижных марок автомобилей, большие представительские расходы) включаются в издержки. Растет и разбухает, бюрократизируется управленческий аппарат, ослабляется стимул к инновациям и предпринимательскому риску вообще. 6. Происходит блокирование механизмов саморегуляции рынка. Вводится регулирование со стороны монополиста любого вида, поскольку он обладает рыночной властью. 7. Монополия создает избыточную концентрацию политической власти. У монополии есть возможности с помощью своих финансовых ресурсов лоббировать свои интересы в органах представительной и исполнительной власти. 4. Измерение рыночной власти. Теоретически монополия понимается как единственный производитель. Однако следует подходить к этому явлению и с позиций доминирования на рынке отдельных производителей со всеми вытекающими последствиями, что не обязательно связано с наличием лишь одного производителя. В этой связи можно говорить о рыночной власти отдельного производителя. При этом следует учитывать, что главное отличительное свойство монополии связано с наличием как раз рыночной власти – способностью воздействовать на цены, устанавливая цены выше предельных издержек. Величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Но эластичность не одинакова для фирм на различных товарных рынках. Чем это вызвано? Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы: 1) эластичность рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти; 2) число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно влияние одной из них на цену; 3) взаимодействие между фирмами. На рынке может быть несколько производителей, но их взаимодействие порой превращает рынок как бы в единого субъекта. Учет этих факторов позволяет использовать ряд показателей, количественно определяющих степень рыночной (монопольной) власти. Итак, монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1 / Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс, который вошел в экономическую теорию под названием индекс (коэффициент) Лернера (IL). IL = (Pm MС) / Pm = 1 / Е, где IL – индекс монопольной власти Лернера; Pm – монопольная цена; MС – предельные издержки; Е – коэффициент эластичности спроса на продукцию. В условиях совершенной конкуренции МС = P. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет собой положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть. Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностями расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки часто заменяют средними издержками. В этом случае исходная формула трансформируется: IL = (Pm АС) / Pm. Если умножить числитель и знаменатель на Q (объем продукции), то получим в числителе прибыль (π), а в знаменателе – валовой доход (выручку - TR): IL = [(Pm АС)∙Q] / Pm.∙ Q = π / TR. В результате преобразований показатель Лернера отражает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая прибыль не является явным признаком монополии. Поэтому следует считать, что этот индекс показывает степень рыночной власти отдельного производителя. Кроме этого индекса часто используют такой показатель, как индекс Герфиндаля-Гиршмана (Херфиндаля-Хиршмана) – HHI (IHH). Этот показатель определяется как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами: IHH = S12 + S22 + S32 + … + Sn2, где IHH – индекс Герфиндаля-Гиршмана; S1 – удельный вес самой крупной фирмы; S2 – удельный вес следующей по величине фирмы; … Sn – удельный вес наименьшей фирмы. Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, то IHH = 10000 (S1 = 100%, возведенное в квадрат); если две фирмы с равными долями, то IHH = 5000 (502 + 502); если присутствуют четыре фирмы с долями (70%, 20%, 7% и 3%), то IHH = 4900 + 400 + 49 + 9 = 5398. В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля - Гиршмана выделяются три типа рынка: I тип - высококонцентрированные рынки: 2000 < IHH < 10000; II тип - умеренно концентрированные рынки: 1000 < IHH < 2000; III тип - низкоконцентрированные рынки: IHH < 1000. Таким образом , этот индекс в отличии от индекса Лернера показывает ,не степень рыночной власти отдельного производителя, а степень монополизации определённого рынка. 5. Регулирование естественных монополий В целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно и монополию в этом случае можно считать естественной. Появление таких монополий связано с двумя группами причин. Первая – технологические. Это означает, что в каких-то сферах технологически невозможно создать условия для того, чтобы на рынке было хотя бы несколько конкурирующих фирм. Нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько линий теплопередачи, альтернативные железные дороги и т.п. Вторая группа причин – экономические. Существуют рынки, на которых конкуренция нежелательна. Если производство сопровождается существенной экономией от масштаба, то более эффективно в данном случае иметь единственного производителя, чем целую отрасль, состоящую из множества фирм. В условиях такой естественной монополии конкуренция, как правило, нежелательна, поскольку наличие более чем одного продавца приводило бы к росту средних издержек, а значит и цен. Главным экономическим признаком естественной монополии является то, что у неё, по мере роста объёмов производства, средние издержки имеют устойчивую тенденцию к снижению, т.е. они чаще всего не V-образные. У естественной монополии модель отличается от модели обычной монополии. Что в этой модели главное? Следует обратить внимание на то, что оптимальным для такой монополии является также объём, соответствующий условию MR=MC (это Qc), как, впрочем, и для любого другого производителя. Точка В показывает равновесие, при котором установилась бы равновесная рыночная цена, т.е. при которой спрос и предложение соответствовали бы друг другу. В условиях обычной монополии государство как раз и стремится к установлению такой цены проводя антимонопольное регулирование. Если ему это удаётся, то на рынке установится цена на уровне средних издержек монополиста, что лишит его монопольной прибыли, но позволит ему покрыть все издержки включая нормальную прибыль. Общество в свою очередь получить нормальную цену и полноценный объём продукта. Если таким же образом государство будет регулировать естественную монополию и сможет установить цену Pb, то цена окажется ниже уровня средних издержек (кривая ACL находится выше равновесной цены). Это будет означать, что монополия не сможет покрыть все свои издержки. Таким образом, при регулировании естественной монополии у государства стоит задача найти такую цену, которая бы максимально возможно приблизилась к равновесной рыночной, но не привела бы к тому, что производитель оказался бы в убытке. В нашем случае такой ценой является Pa. Хотя такая цена ведет к сокращению объема предоставляемых благ в сравнении с оптимальным случаем (Qa < Qb), потребители получают все же больше в сравнении со случаем нерегулируемой естественной монополии (Qa > Qс). Цену, устанавливаемую на уровне средних издержек, называют "ценой, обеспечивающей справедливую прибыль". Основная проблема как раз и состоит в определении такой цены. В последнее время возникла дискуссия относительно того, какую фирму можно считать естественной монополией. В России к естественным монополиям относят предоставление услуг по транспортировке нефти и газа по трубопроводному транспорту; предоставление услуг по производству и передаче электроэнергии; железнодорожные перевозки; предоставление услуг транспортными терминалами, портами, аэропортами; предоставление услуг электрической и почтовой связи; водопроводное и канализационное хозяйство; предоставление услуг по электро-, тепло- и газоснабжению. Появились противники естественных монополий, которые считают, что в связи с изменениями в технике и технологии исчезает главный критерий естественной монополии – эффект масштаба производства, требующий значительных капиталовложений. Поэтому нецелесообразно иметь лишь одну телефонную компанию или электрокомпанию. Сторонники естественных монополий полагают, что сохранение естественных монополий отвечает стратегическим интересам государства и позволяет держать под контролем жизненно важные и оборонозначимые отрасли, в первую очередь, энергетику, связь, коммуникации, транспорт. Естественные монополии унифицируют железнодорожную колею, вагоны, напряжение в сети электропередач и т.д., что также значимо на страны. 6. Антимонопольное регулирование. Чистая монополия – это единственный производитель. Однако, даже если на рынке присутствуют несколько производителей, они, исходя из принципа рациональности, ведут себя скорее не агрессивно, а миролюбиво, часто договариваются между собой, вступают в объединения. Формы таких объединений – картели, синдикаты, тресты, концерны. В них также очевидны некоторые признаки монополий. Картель – форма монополистического союза предпринимателей или их объединений, в основе которого лежит соглашение, устанавливающее обязательный для всех участников объем производства, цены на товары, разграничение рынков сбыта, долю (квоту) каждого участника в общем объеме производства или сбыта и т.д. Предприятия, входящие в состав картеля, сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность. Картельные соглашения могут носить как формальный (документально оформленный) характер, так и неформальный. Неформальные картельные соглашения особенно опасны для отрасли и экономики страны в целом. Синдикат – форма монополистического объединения картельного типа с целью устранения конкуренции между его участниками в области сбыта продукции и закупок сырья путем установления контроля над рынком главным образом однородной продукции. В отличие от картеля, в котором участники самостоятельно продают свою продукцию, в синдикате закупки сырья и реализация продукции производится централизованно. Таким образом, участники синдиката сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. Трест – форма монополистического объединения, при которой все объединяющиеся предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению. Первым трестом считается объединение, созданное Дж. Д. Рокфеллером в 1879 г. под названием «Стандард ойл» и охватившее подавляющую часть нефтяной промышленности США. Концерн – форма монополистического объединения, характеризующаяся единством собственности и контроля, основанная на акционерной форме собственности и финансовой зависимости участников от головной (держательской) компании, владеющей контрольными пакетами акций участников. Формой монополистического объединения можно считать и консорциум – временное соглашение между банками или промышленными компаниями, или теми и другими о проведении крупных финансовых операций или реализации крупных промышленных проектов. Цель такого объединения – извлечение монопольных прибылей. Поскольку монополии и монополистические объединения часто злоупотребляют своим положением, с конца 19-го - начала 20-го века государства начали проводить антимонопольную политику. Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. К таким злоупотреблениям можно отнести: подделку продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей, снижение цен (демпинг) для подрыва позиций конкурентов, применение фальшивой рекламы продовольственных товаров, лекарств и косметических средств. Антимонопольная политика реализуется прежде всего в антимонопольном регулировании. Основной целью антимонопольного регулирования является нейтрализация отрицательных эффектов монополизации рынка. Регулирование деятельности монополий осуществляется различными методами. Экономическое воздействие осуществляется посредством: - косвенного регулирования, когда государство через налогообложение продукции и сверхприбыли пытается изъять монопольную прибыль и через бюджет перераспределить её; - прямого регулирования, когда государство устанавливает потолок цен, двигая цену в направлении от монопольной к равновесной рыночной, ожидая, что монополия при этом увеличит объём производства. Это два основных механизма. Кроме этого государство, например, может поощрять выпуск товаров-субститутов и содействовать увеличению импорта. Кроме экономического воздействия на монополию государство может применять законодательные меры: - запрет монополии в какой-либо отрасли хозяйства; - роспуск существующих монополистических объединений; - принудительное разделение коммерческой организации или некоммерческой организации либо выделение из их состава одной или нескольких организаций; - запрет соглашений о ценах и о разделе рынков; - определение набора предоставляемых услуг; - разрешение на слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает определённый уровень; - перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства. Такое регулирование государством деятельности монополий проводится в соответствии с антимонопольным законодательством. Первый антимонопольный закон был принят в Канаде в 1889 г. Однако наиболее сурово к деятельности монополий отнеслись в США. Первым антимонопольным законодательным актом стал закон Шермана1, принятый в 1890 г., который получил широкую популярность как «хартия экономической свободы». Он был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т.п.), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Закон Шермана был направлен на борьбу с уже существующими монополиями. Закон Шермана впоследствии дополнялся (в 1914, 1939, 1950 гг.), он распространялся на новые виды деятельности и новые формы соглашений и объединений. В 1914 г. в США были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В соответствии с законом Клейтона особое внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов, а также монопольной власти как таковой. Закон Клейтона запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1938 г. был принят закон Уиллера-Ли, направленный на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации). Принятый в 1950 г. закон Келлера-Кефаувера, обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов. Этот закон дополнил закон Клейтона запретом на слияния путем приобретения активов. Запрещались не только горизонтальные слияния, но и вертикальные (объединение компаний – последовательных участниц одного производственного процесса). В 80-е гг. американской правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Герфиндаля-Гиршмана (IHH). Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, емли превышал 1800 – высококонцентрированным. В целом, антимонопольное законодательство США носило и носит антитрестовский характер, запрещая горизонтальную (внутриотраслевую) концентрацию. Антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России. В Западной Европе (Бельгия – 1935 г.; Нидерланды – 1935 г.; Дания – 1937 г.) были попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с «излишней конкуренцией», но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребление этой формой монополии. В Римском договоре, положившем начало Общему рынку, в статьях 85 и 86 также было установлено запрещение монопольных соглашений. В целом европейское законодательство считается более мягким с точки зрения объектов и мер наказания, направленным преимущественно на недопущение и устранение картельных соглашений, поэтому, в отличие от американского, его называют антикартельным. В России в силу исторических особенностей развития страны (наличием государственной, нерыночной, административной монополии практически во всех отраслях и сферах деятельности) антимонопольное законодательство появилось на 100 лет позже – в 1991 г. в связи с принятием закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». К настоящему времени существует пакет законов, касающихся естественных монополий, монополий в финансово сфере, деятельности финансово-промышленных групп, защиты прав потребителей, рекламы и другие, созданы антимонопольные органы. Российское законодательство имеет и антитрестовскую, и антикартельную направленность. Оно направлено против доминирования какого-то хозяйствующего субъекта или субъектов на рынке и злоупотребления ими в силу своего положения. Российское законодательство определяет, что доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более. Не признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов. Под злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке признается: - изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; - навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других); - создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия); - создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; - нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; - установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен; - сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства; - необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
«Понятие, основные черты и виды монополии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 96 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot