Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Рынок научно-технической продукции

  • 👀 499 просмотров
  • 📌 465 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Рынок научно-технической продукции
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Рынок научно-технической продукции» pdf
Лекция 8 – Рынок научно-технической продукции Рынок новшеств и инноваций: состав, основные элементы, особенности. Поведение фирм в условиях несовершенной конкуренции. Интеллектуальная собственность и нематериальные активы как рыночный продукт, их характеристика и классификация. Научно-техническая продукция – это результаты интеллектуальной деятельности, имеющие коммерческое значение и реализуемые потребителю как в нематериальной форме (в виде совокупности научно-технической информации), так и в материальной форме. Преимущественно научно – техническая продукция выступает в нематериальной форме:  Данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ в виде аналитических отчетов, таких объектов промышленной промышленных собственности, образцов, а как изобретений, также полезных моделей, конструкторско-технологическая документация, программные продукты, бизнес-планы и т.д.  Знания, опыт, консультирование в области маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-технических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности. Научно-техническая продукция – это различного рода знания, монополизированные их владельцами через авторское и патентное право, которые являются товаром и имеют цену, определяемую доходностью их применения. Научные и конструкторские организации могут предлагать результаты своего труда в овеществленной (материальной) форме:  В виде опытных установок  В виде нового единичного оборудования  Агрегатов 1  Инструментов  Технологических линий  И т.п. Выделяются следующие особенности научно – технической продукции:  Это технически сложная продукция, требующая при своем создании затрат квалифицированного научного труда, и она должна рассматриваться с учетом потребительской стоимости, труда на ее создание, а также процесса дальнейшего использования заложенного в ней технического знания.  Уникальность продукции обуславливает трудности в определении ее полезности, выраженной в экономических показателях в процессе использования.  Различная степень готовности данного товара к промышленному освоению определяет значительную неопределенность затрат средств и времени, необходимых для реализации новшества, а следовательно, сложность определения цены научно-технической продукции на рынке.  Успешная реализация технологического новшества зависит от инновационных возможностей потребителей. Рынок научно-технической продукции представляет собой сферу экономических отношений между ее владельцами и покупателями, в результате которых происходит обмен платежеспособного спроса на потребительскую ценность посредством передачи прав на интеллектуальную собственность. Этот рынок во многом определяется техническим потенциалом научных организаций и инновационных предприятий и отличается от других рынков (труда, материальных ресурсов, финансов) тем, что: 2  На данном рынке в начале реализации часто отсутствует прямой конкурент (в силу монополии на интеллектуальную собственность)  Предложение инноваций превышает спрос, но затоваривания не производит, так как большое количество изобретений и ноу-хау является источником для получения новых знаний, новой научно-технической продукции, т.е. будущих инноваций. В настоящее время технологический трансфер распространяется очень быстрыми темпами вследствие причин: 1) Полученные результаты не всегда соответствуют профилю фирмы и их освоение проблематично 2) Некоторые технологии теряют для фирмы интерес – меняется профиль, сокращается рынок. 3) Патентная защита производимой продукции не гарантирует добросовестной конкуренции (например, торговая война между фирмами кодак и полароид относительно способа немедленного получения фотоснимков). 4) Предприятия не располагают средствами для капиталовложений на разработку и освоение новой технологии 5) Компания не может проникнуть на рынок какой-либо страны вследствие ограничений импорта Можно выделить следующие особенность рынка НТП:  Общие  Специфические Рынок НТП характеризуется:  Данные продукты в сфере обмена отвечают всем признакам товара 3  Национальные рынки инновационных продуктов имеют количественные характеристики, отраслевую и географическую структуры, свои формы рекламы, методику расчета цен, правовые нормы  На национальный рынок интеллектуальных продуктов постоянное воздействие оказывают конъюнктурные факторы: общие – циклические колебания и специфические – состояние научно-технической сферы, торговых и политических условий реализации объектов инновационной деятельности  Мировой рынок инноваций складывается на основе национальных рынков экономически развитых стран. Специфические черты рынка НТП, которые отличают его от рынка других товаров:  Это рынок уникальных продуктов с высоким уровнем новизны  Каждая сделка по приобретению научно-технических продуктов индивидуальна и нередко уникальна, поэтому каждый раз требует особого подхода к принятию решения, как продавцом, так и покупателем. Риски: для покупателя сделка связана с повышенным риском, поскольку приобретаются, как правило, возможности развития бизнеса. Риск потери возможных доходов существует и для продавца, так как возможна недооценка перспектив созданного новшества.  Применяемые варианты сделок по продаже-приобретению инновационных продуктов предусматривают различные объемы прав, как продавца, так и покупателя. Так, неисключительная (простая) лицензия предоставляют покупателю право на использование новшества и одновременно сохраняет за продавцом все права, в том числе и возможность новой продажи лицензии. Исключительная лицензия предоставляет исключительное право покупателю (лицензиату) на использование объекта интеллектуальной собственности в пределах, оговоренных договором, а за продавцом сохраняется право самому использовать новшество. Полная же 4 лицензия предусматривает полную уступку прав покупателю на использование инновационного продукта, при этом продавец лишается прав на дальнейшее использование предмета лицензии и т.д. 1 Рынок новшеств и инноваций: состав, основные элементы, особенности Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде:  открытий,  изобретений,  патентов,  товарных знаков,  рационализаторских предложений,  документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или организационной, производственной или производственный другой структуры, процесс, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов,  документов (стандартов, рекомендаций, методик, инструкций и  результатов маркетинговых исследований и т.д. т.п.), Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (внедрения в собственном производстве либо накопления), так и для продажи. Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую 5 фирмой продукцию (оказываемую услугу), т.е. превращения в форму инноваций. Рынок новшеств — это рынок, характеризуемый совокупностью экономических отношений, которые возникают в процессе обмена новыми открытиями, явлениями, новейшими технологиями, новыми товарами или услугами. Виды научной деятельности, результаты которой являются предметом обмена на рынке новшеств:  научно-исследовательская деятельность:  фундаментальные исследования;  прикладные исследования (методы получения новых знаний);  научно-техническая деятельность (новые знания в сфере решения технологических, инженерных, социальных и экономических проблем);  опытно-конструкторские разработки (знания направленные на обеспечение жизни и здоровья человека, воплощаемые в новые материалы и продукты). На рынке новшеств осуществляется реализация новшеств в виде новых открытий, знаний, продуктов, организационно-технических и социально-экономических мероприятий. Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Инновацию характеризуют следующие свойства:  инновация является результатом планируемой творческой деятельности людей;  инновация является новшеством, реализованным на практике; 6  объект технической, инновационного процесса технологической, может находиться в организационно-управленческой, финансовой, социальной, экологической и других сферах;  инновационная деятельность инициируется конкуренцией, инновации могут способствовать преодолению кризисов на макро - и микроуровне, повышению конкурентоспособности;  инновационная деятельность связана с риском. Инновационные процессы являются важнейшим инструментом, способствующим разрешению возникающих в ходе экономического развития противоречий и кризисов. Отличительными свойствами инновации являются новизна и коммерческая выгода. Результатом инновационного процесса являются не только товар/услуга, но и новая общественная потребность. Рынок инноваций — совокупность экономических отношений, которые возникают при обмене результатами инновационной деятельности между продавцами и покупателями. При осуществлении коммерческого обмена инновациями осуществляется согласование по условиям: по цене; срокам; объему. Особенности рынка инноваций отражают его экономическую сущность:  одна из закономерностей развития производственных отношений — коммерческий обмен инновационными продуктами;  инновационным продуктам присущи характеристики товара;  сделки купли-продажи выступают основной формой коммерческого обмена инновационными продуктами;  основные элементы рынка инноваций — спрос, предложение, цена. Развитие рынка инноваций стимулирует конкуренция. 7 Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей:  он традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями);  является неэластичным вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;  характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов. Классификация рынков инноваций: по предмету обмена: рынок новшеств; рынок инноваций; рынок капиталов для инновационной деятельности; по типу инноваций:  рынок лицензий;  рынок новых технологий;  рынок НИОКР;  по типу покупателей:  рынок коммерческих организаций;  рынок государственных учреждений;  рынок физических лиц;  по формам собственности (обмен инновациями между субъектами различных форм собственности). по месту распространения инноваций:  мировой рынок инноваций;  национальные, региональные, местные рынки инноваций. 8 2 Поведение фирм в условиях несовершенной конкуренции На поведение фирмы на рынке влияет тип рыночной структуры, именно от него зависит выбор модели поведения фирмы на рынке, полнота конкуренции и эффективность развития рынка в целом. Тип рыночной структуры определяется степенью возможности отдельной фирмы влиять на рыночную цену товара. Эта возможность, в свою очередь, определяется количеством конкурирующих на рынке фирм, наличием ограничений на вход новых конкурентов на рынок, видом выпускаемой продукции, доступностью и полнотой рыночной информации. В современной экономике практически невозможно найти свободный или совершенно конкурентный рынок. Реально существующие рынки функционируют в условиях несовершенной конкуренции. В реальной экономике практически невозможно найти рынок, в котором конкуренция была бы абсолютной, ничем не ограниченной. Большой вклад в разработку теории несовершенной конкуренции внесли английский экономист Джоан Вайолет Робинсон (1903–1983) "Теория несовершенной конкуренции" и американский экономист Эдвард Чемберлин (1899–1967) "Теория монополистической конкуренции". Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно. Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. 9 Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются:  значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;  неоднородность продукта;  наличие барьеров для входа в отрасль;  несовершенство информации;  участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;  производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;  присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя); вмешательство государства в функционирование рынка. Каждый из этих факторов в отдельности, или все они вместе, способствуют нарушению рыночного саморегулирования. Отдельные фирмы приобретают рыночную власть – могут влиять на уровень цен и объем предложения на рынке. Если на рынке совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке несовершенной конкуренции такое влияние существует – поведение фирмы становится значимым в масштабах отрасли. На несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска формулировка: продукции критерием фирмы. Часто используется несовершенной конкуренции и другая является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы. Формы несовершенной конкуренции 10 Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония и олигопсония являются формами несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространѐнной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории. Монополия и монопсония – это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия сосредоточена у нескольких крупных – основная масса товаров продавцов и олигопсония – превышение продавцов над покупателями. 3 Интеллектуальная собственность и нематериальные активы как рыночный продукт, их характеристика и классификация Интеллектуальная собственность - собирательное понятие, означающее права на конкретные результаты интеллектуальной творческой деятельности человека в любой области (производственной, научной, литературной, художественной и пр.), а также права на средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполненные работы или услуги. Результат интеллектуальной деятельности может быть одновременно использоваться неограниченным кругом лиц. Можно сказать, что к интеллектуальной собственности относится информация, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий по всему миру. Собственностью выступают не эти копии, а отражаемая в них информация. 11 Впервые понятие «Интеллектуальная собственность» введено в 1967 г. Конвенцией об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая установила, что к объектам права интеллектуальной собственности относятся:  Литературные, художественные произведения и научные труды;  Исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;  Изобретения во всех областях человеческой деятельности;  Научные открытия;  Промышленные образцы;  Товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования, и коммерческие обозначения;  Пресечение недобросовестной конкуренции, а также все другие объекты, относящиеся к интеллектуальной деятельности. Научные открытия - установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира. Научные открытия не относятся ни к объектам авторского права, ни к объектам промышленной собственности. Существует точка зрения, что научные открытия не должны упоминаться среди видов интеллектуальной собственности, поскольку ни одно национальное законодательство и ни один международный договор не дают какого-либо права на собственность применительно к научным открытиям. Тем не менее научное сообщество обычно присваивает открытиям имена их первооткрывателей (циклы Кондратьева, оптимум Парето, закон Архимеда, палочка Коха, периодическая таблица Менделеева, пастеризация и т.д.). Отдельно следует выделить промышленную собственность (Industrial property) - вид интеллектуальной собственности, включающий права на изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы, товарные 12 знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, наименование места происхождения товара, а также пресечение недобросовестной конкуренции. В соответствии с Соглашением о торговых аспектах права интеллектуальной собственности в понятие «промышленная собственность» вошли также понятия «топология интегральных схем» и «охрана закрытой (неразглашаемой) информации». Промышленная собственность играет важную роль в управлении как научно - технической деятельностью на уровне государства, так и инновационными процессами в любой организации, что обусловило выделение объектов промышленной собственности. Отличительная особенность объектов интеллектуальной собственности обусловлена их нематериальным характером. Соответственно различается содержание прав вещной и интеллектуальной собственности. Содержание интеллектуальной собственности как права включает права автора и исключительное (имущественное) право. К правам автора на объекты интеллектуальной собственности относят такие права, как:  Право авторства - право любого гражданина быть названным автором произведения науки, литературы, искусства, изобретения, и т.д. при условии, что это произведение создано его личным творческим трудом;  Право на имя, которое реализуется в виде права автора на присвоение по имени тому произведению, которое он создал (аппараты Елизарова, методики хирурга - офтальмолога Федорова, автомат Калашникова, и т.д.);  Право на публикование - это право автора обнародовать свое произведение или сохранить его в тайне;  Право на неприкосновенность произведения заключается в том, что никто не имеет право изменять, искажать авторский вариант произведения с сохранением имени автора, поскольку это может нанести ущерб его репутации. 13 Исключительное право на объекты интеллектуальной собственности связано с понятием использования, под которым следует понимать воспроизведение объектов интеллектуальной собственности в виде материальных объектов. В этом смысле исключительное право - это, прежде всего, право владельца объекта интеллектуальной собственности использовать его, а также разрешать (запрещать) это делать другому лицу. С исключительным правом связаны все вопросы коммерческого использования результатов интеллектуального труда. В отличие от прав автора исключительное право отчуждаемо и его владельцем может быть любое физическое или юридическое лицо, которому по закону или по договору это право будет предоставлено. Можно отметить общие черты имущественных прав, относящиеся к различным объектам интеллектуальной собственности:  Права ограничены сроком действия и территорией;  Права носят абсолютный характер, т.е. не имеют каких-либо условий и ограничений, кроме оговоренных в законодательстве;  Права исключительны по отношению ко всем другим лицам;  Все граждане и юридические лица могут свободно использовать результаты творческой деятельности, оформленные как объекты интеллектуальной собственности, в некоммерческих целях. Но в ряде случаев после такого использования может возникнуть вопрос о компенсации правообладателю;  Возникает право преждепользования при получении аналогичных результатов ранее и независимо от правообладателя, но при условии, что их использование ограничивается объемами, достигнутыми на момент оформления охраны объекта интеллектуальной собственности. Исключительные права исчерпываются после продажи экземпляров охраняемой продукции, и допускается их дальнейшее распространение без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения; 14  Уступка прав на использование объекта интеллектуальной собственности осуществляется на основании специального договора, исключение составляет только наименование мест происхождения товаров, права на которые нельзя передавать. Нематериальные активы и их классификация К нематериальным активам относятся объекты, которые не имеют материально-вещественной формы, не обладают физическими свойствами, но обеспечивают предприятию возможность получения дохода постоянно или в течение длительного периода. В зависимости от своего назначения и функций, выполняемых в хозяйственной деятельности, нематериальные активы подразделяются на 3 основных группы:  интеллектуальная собственность;  имущественные права;  отложенные затраты. Гражданский кодекс РФ дает определение интеллектуальной собственности: «…это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации либо самого физического лица, либо юридического лица, либо выполнение работ или услуг». Интеллектуальная собственность не является разновидностью права собственности. В случае интеллектуальной собственности это отношение связано с использованием и защитой результатов духовной деятельности. В каждой стране существуют законодательства, которые определяют круг охраняемых государством объектов интеллектуальной собственности и определяют условия этой охраны. В Российской Федерации к основным законодательным актам относятся:  патентный закон РФ;  закон о товарных знаках; 15  закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных;  закон об авторских правах. В зависимости от результатов выделяют две группы прав:  Права, относящиеся к промышленной собственности;  Права, относящиеся к науке, литературе и искусству. Промышленная собственность - это исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, применяемые в производстве: изобретения, модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования. На свои изобретения изобретатель получает документ, который называется патент и он является охранным документом патентообладателя. Если предприятие заинтересовано в использовании новшеств, оно заключает договор о выдаче лицензии или полной уступке прав. Патент — охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. Промышленный образец - это художественное, конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Товарный знак - применяется для обозначения различных товаров и граждан. С его помощью достигается индивидуализация товара. Для полной охраны товарного знака требуется его регистрация в Роспатенте, а документом является «свидетельство на товарный знак». Охрана программ для ЭВМ и баз данных осуществляется средствами авторского права. К имущественным правам относятся организационные работы, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, организационные работы при образовании предприятия, организационные расходы в ходе деятельности предприятия. 16 В западной методологии используется элемент нематериальных активов как цена фирмы, или деловая репутация фирмы. Это стоимостная категория, которая характеризует разницу между стоимостью фирмы и стоимостью ее активов. В Российской Федерации репутация фирмы равна разнице между покупной стоимостью имущества и оценивающей стоимостью. 17
«Рынок научно-технической продукции» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 90 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot