Понятие конфликтной компетентности педагога
Конфликтная компетентность педагога представляет собой одно из важнейших качеств, которые должен иметь современный преподаватель. Ее суть заключается в знании конфликтов, умении их улаживать и управлять ими, возможности успешно вести переговоры, достигать поставленных целей, а также иметь иные знания в области правового и гражданского образования.
Умения, знания и навыки, которые имеют отношение к конфликтной компетентности, необходимы практически всем активным членам общества, особенно тем, чья деятельность носит общественный характер, например, политикам, юристам, преподавателям. Данные категории людей должны уметь искусно предотвращать конфликты, то есть их предотвращать, регулировать конфликты, а также уметь их разрешать.
Традиционные средства разрешения конфликтов, которые применялись ранее, в настоящее время не помогают разрешить спор или преодолеть противоречия. Проблема остается постоянной и периодически дает о себе знать, если полностью её не разрешить. Задача специалиста – найти такой выход из конфликта, чтобы данный конфликт в дальнейшем не повторялся.
Проблема разрешения конфликтов не преодолена до сих пор. На сегодняшний день конфликтологи не обладают систематизированными знаниями в данной области. Особенно это касается педагогической деятельности, где конфликты возникают регулярно. Данные контакты могут возникать как между педагогом и обучающимся, так и между самим педагогами, а также между педагогами и родителями.
В настоящее время педагоги проходят курсы психологии, где также изучают вопросы конфликтологии, а именно конфликты и проблемы, которые возникают в ходе деятельности педагогов. Однако для того, чтобы обучить и воспитать индивидуальность детей, первоначально необходимо воспитать свою личностную индивидуальность, заложить в себе возможность созидания другого человека, возможность преодоления конфликтов, которые в педагогической деятельности неизбежны.
Кроме того, педагог должен быть гуманистически ориентированным, иметь гуманитарный подход к своей профессиональной педагогической подготовке, обладать высокой степенью профессиональной компетенции.
Образовательная система на сегодняшний день уже не является замкнутой средой, туда может прийти любой человек, который желает приобрести знания, а также получить соответствующее образование, подготовиться к своей деятельности в будущем. Однако такая открытость образовательной системы имеет свои негативные последствия для общества. Так, растущее поколение постоянно меняется в связи с тем, что непрерывно меняется социум. Появляются новые социально-экономические требования, к которым подростки должны приспосабливаться, взаимодействуя друг с другом, иными группами, обществом, представителями власти. Несмотря на ряд позитивных изменений, некоторые противоречия ведут к обострению конфликтогенной ситуации в образовательной среде.
Рисунок 1. Конфликтная компетентность педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Конфликты в педагогической деятельности
В педагогической деятельности существует ряд конфликтов, которые обусловлены ей самой. Можно выделить следующие виды конфликтов в педагогической сфере:
- Обусловленные логикой и спецификой педагогики.
- Обусловленные кризисным состоянием экономической и культурной сферы, резкой ломкой стереотипов, конфликтом поколений, а также иными существующими противоречиями. Противоречия могут также иметь место в производственной, досуговой и бытовой сферах в жизни людей. Именно из данных сфер конфликты перекладываются на педагогический процесс, только здесь они переживается намного острее и глубже.
- Внедрение инновационных тенденций. Следование современным технологиям приводит к возникновению различных внештатных ситуаций, которые могут возникнуть во взаимоотношениях между преподавателями, учащимися, их родителями, руководителями иных образовательных учреждений.
Современный образовательный процесс требует от педагога умение руководить и организовывать обучение. Однако педагогическая деятельность существенно опережает разработку действующих нормативных актов, в том числе регламентирующих социально экономическую обстановку. Именно поэтому педагогам и ученикам необходимо адекватное восприятие конфликта, творческое отношение к ним. То есть ученики и преподаватели должны уметь найти выход из возникшего конфликта. Именно поэтому в качестве одного из критериев профессиональной деятельности учителя можно назвать умение создавать определённые условия для возникновения конфликтов с целью приобретения навыков поведения в них.
Роль конфликтов в педагогической деятельности
Несмотря на значимость конфликтов в педагогической деятельности преподавателей, далеко не все из них готовы к восприятию конфликтов. Они не видят различия в типах конфликтных ситуаций, воспринимают конфликт как нежелательное явление и как обучающий процесс. Многие преподаватели боятся конфликтов, стремятся их избегать. Многие из них не умеют предвидеть конфликтные ситуации. Проблема большинства преподавателей заключается в том, что они видят лишь негативные стороны конфликта, опуская позитивные.
Однако именно конфликты обучают учеников самостоятельно мыслить и думать над домашними заданиями, спорить с преподавателем, выясняя истину. Именно поэтому особо актуальной задачей является формирование конфликтной компетентности педагогов.
Конфликт педагогами должен рассматриваться в следующих аспектах:
- Конфликт – это неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога.
- Сам конфликт должен восприниматься в качестве совокупности содержательного, деятельностного и личностного компонента.
- Обучение преодоления конфликтов включает преподавателей в систему личностных отношений, которые развиваются в коллективе учеников и учителей.
Преподаватели должны уметь не только грамотно выходить из конфликта, но и ввести переговоры, обучать учеников защищать свои точки зрения. С этой целью подойдет проведение дискуссий между учениками по каким-либо спорным вопросам.
Рисунок 2. Схема конфликтологической компетентности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ