Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Учение о разуме. Деятельный разум в арабо-исламской философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Учение о разуме арабской философии

Замечание 1

В арабской философии разум имеет дело с двумя типами знания: интуитивное, умопостигаемое, и объективное, полученное из эмпирии, опыта.

В процессе познания, как указывает аль-Фараби ($872-950 гг.$), человек понимает, что умопостигаемые данные, «чистые» метафизические понятия, тесно связаны с материальными атрибутами. Разум человека должен их отделить друг от друга. Разум, призванный вести работу с сущностями вещей и явлений, встречает материю.

Предмет разума, по мнению аль-Кинди ($ок.801-873$), есть умопостигаемая сущность вещи или явления, которая не обладает материальностью, но расположена в чувственно воспринимаемом. Разум может постигнуть форму вещи только тогда, когда она полностью абстрагирована от материальной составляющей. Итог разумного познания – абстрактное понятие на уровне души человека. Разум рождает общие понятия.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, разум создает общее посредством процедуры обобщения. Познание строится как иерархия понятий, обобщений от единичного к общему. Единичные субстанции вещей служат основой для выделения субстанции рода или вида как таковых.

Деятельный и страдательный разум

В арабской философии разум выполняет две функции: воспринимает форму вещи и отделяет форму от материи этой вещи. На такое понимание разума оказало влияние аристотелевское деление на страдательный и деятельный разум, произведенное античным философом в трактате «О душе» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Учение о душе подробнее .

Определение 1

Понятие деятельного разума отражает собой абстрактное мышление в его абсолютных и универсальных характеристиках.

Деятельный разум в арабской философии отождествлялся с сверхчеловеческой разумностью. Умопостижение посредством деятельного разума становится способным понять процесс перехода вещей из потенциального состояния в актуальное. Посредством деятельного разума человек получает возможность понимать и исследовать мир. Деятельный разум привносит в процесс познания организующую его логическую стройность и обоснованность. Деятельный разум вечен и бессмертен, т.е. существует изначально и независимо ни от чего.

Страдательный разум противоположен деятельному, он есть восприятие. Страдательный разум присущ человеку от рождения, не отделим от него и гибнет вместе с телом. Авиценна ( Иб-Сина По данной теме мы уже выполнили презентацию Ибн Сина подробнее , $980-1037$) называет его материальным разумом.

Разум и вера

Замечание 2

Соотношение разума и веры в арабской философии, как и в христианской, стоял остро. Хотя ислам и выступает за их гармоничное сосуществование.

На становление вопроса соотношения разума и веры повлияло постепенное привнесение в исламское богословское учение рационалистических положений.

В арабской философии сложилось три подхода к пониманию соотношения разума и веры.

Позиция богословов. Арабские богословы выступали отрицательно по отношению к разумному знанию. Они его не отрицают открыто, но считают, что оно должно касаться в первую очередь религиозных положений и догматов, которым следует верить, а не подвергать сомнению.

Фальсафа. Учение арабского фальсафа в своей сути предполагает наличие рационализма. Разум – это высшая познавательная способность человека.

Философия и религия имеют общий источник: вместе они стремятся ответить на вопрос «что есть истина». Истина должна пройти оценку разумом.

Представители фальсафа особую роль отводили логике. В ее рамках они развивали теорию доказательства. Среди основных понятий логики –силлогизм.

При этом фальсафа признает возможность познания посредством интуиции и мистического озарения.

Суфизм. Срединное между богословами и фальсафой положение занимает отношение к разуму и вере суфизма.

С одной стороны, суфизм близок к фальсафа в признании разума и философии. Но с другой стороны, суфисты считали разум ограниченным. За его рамками остаются и мистические озарения, и интуитивное знание, которые в суфизме играют ключевую роль. Человек способен достигнуть истины только посредством духовной практики и мистического озарения.

Впоследствии верх одержало богословское течение, рациональная философия после $XIII века$ приходят в упадок, а суфизм становится оппозицией богословию.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис