Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Природа как предмет философского осмысления

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Природа как предмет философского осмысления
Замечание 1

Природа – это многозначный философский термин, одно из основополагающих понятий философии, рассматриваемое в качестве объекта размышлений в онтологии, гносеологии, этике, эстетике и других областях.

Разнообразие представлений о природе в философии

Природа представляет собой исходную точку для многих философских размышлений и изысканий, в самых различных частях самой философии. Причина ее универсальности заключается не только во всеобъемлющем характере природы, окружающей человека, и находящейся в самом человеческом существе, но и в многозначности данного понятия, его связи с самым различными аспектами человеческого и мирового бытия. По мере развития философии представление человека о природе менялось, усложнялось, дополнялось новыми смыслами.

В настоящее время можно выделить пять основных значений термина природа:

  • природа как бытие, как вся совокупность явлений реальности, мира;
  • природа как сущность, глубинная суть явлений;
  • природа как материальное, естественное, биологическое начало в человеке;
  • природа как естественная среда обитания человека, противоположность культуре;
  • природа как объект для изучения естественных наук.

Данные представления о природе возникли не одновременно. Космическое понимание природы было заложено еще в мифо-религиозном сознании, как целостном образе живого, одухотворенного мира, который позже рассматривался в философских учениях античных мыслителей, пантеистов Нового времени, русских космистов.

Представление о природе как сущности объектов и явлений складывалось в рамках гносеологической традиции, познать некий объект означало познать его природу, присущие ему от возникновения механизмы и принципы существования.

Представление о природе как естественном начале человека, в противовес культурному или духовному началу, также сформировалось в этических концепциях античности, однако широко использовалось позднее в средневековой, классической философии, вплоть до наших дней.

Готовые работы на аналогичную тему

Оппозиция природы и культуры возникла уже позднее, в Новое время с развитием науки и техники, становлением не естественной, а искусственной среды обитания человека, отрывом культуры от земледельческой, природоподобной тематики, в сторону абстрактно-возвышенного.

Аналогично понимание природы как объекта исследования также связано с развитием наук. В этом понимании природа с одной стороны, как бы снова ассоциируется с бытием, реальным миром, поскольку в широком смысле включает в себя весь спектр явлений и процессов, которые могут стать объектами исследования естественных наук – от фотосинтеза, до рождения Вселенной, но в тоже время природа лишается одухотворения античного Космоса, его направленной, созидательной силой, становясь лишь бесконечно сложным, но пассивным объектом, действующим по определенным закономерностям и лишенным собственной воли.

Представление о природе в античности

В античной философии представление о природе динамично изменялось и обогащалось по мере ее развития и формулирования новых проблем. Натурфилософы рассматривали природу как Космос, всеобщее бытие, в котором в гармоничных отношениях находятся и человек, и живые существа, и боги, и силы стихий. Центральными вопросами философов Милетской По данной теме мы уже выполнили реферат Милетская школа и ее значение подробнее , Элейской школ, атомистов выступали проблемы первоначала, сущности мира, его устройства и механизмов. Природа представала в них в различных обличиях:

  • Гераклит: природа, космос – это одушевленный огонь, из которого все происходит и в который все превращается. Мир цикличен, источник движения мира – это борьба противоположностей;
  • Парменид: природа, это материальная сфера, статичная и неизменная. Движения, времени, пустоты, раздельности вещей не существует, мир един, в нем ничего не возникает и не исчезает, внутри единого мира вещества лишь взаимно переходят друг в друга посредством метаморфоз;
  • Пифагор: природа – это одушевленное дыхание, которое порождает все сущее. В основе законов управления природой и ее порождениями лежит число, которое отражает как сущность явлений, так и взаимоотношения между ними;
  • Демокрит: природа есть совокупность атомов и пустоты между ними. Атомы – это мельчайшие частички материи, которые передвигаются согласно своим свойствам (внутренней природе). Сцепляясь между собой атомы образуют все сущее.

После появления Сократа По данной теме мы уже выполнили реферат Аксиология Сократа подробнее и его этического учения центр тяжести философии переместился с онтологических на этические, социальные, политические вопросы. Природа стала рассматриваться в контексте соотношения в человеке добра и зла, понятия блага и путей к его достижению. Сам Сократ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Сократ подробнее связывал с природной частью человека его лучшие качества. Человек, который познает природу внешнюю, может познать и природу самого себя, а вместе с тем освободиться от зла, которое есть одно лишь невежество.

Однако уже его ученик, Платон, противопоставляет природу, как материю и идею, как нематериальное воплощение идеала, совершенного объекта, включая идею мира, природы. Данная концепция достигла своего пика в трудах неоплатоников, которые прямо противопоставляли идеалистический Абсолют, который есть само благо и начало всего, необузданной хаотической материи, природе, которая есть безусловное зло, и причина всякого зла в человеческом существе, как соединении идеального и материального.

Представления о природе в средневековье и Новое время

В средневековой философии понятие природы рассматривается через призму бога. В данном случае в понимании природы начинает складываться дуалистическая позиция. С одной стороны, природа выступает творением божием, а потому она является производной совершенства, и сама в некоторой степени совершенна, несет на себе печать божественного происхождения. С другой стороны, природа самого человека испорчена, природное, биологическое, материальное в нем находится в постоянной конфронтации с высоким, духовным, божественным, в связи с чем человеку необходимо постоянно укрощать и смирять собственную плоть, для достижения бога, единения с ним.

В Новое время данное противопоставление находит свое выражение в философии дуализма. Природа отделяется от бога, становясь бездушным объектом научного поиска и исследования, в то время как человеческий дух возводиться либо к божественному началу, либо позднее к абстрактно-логическому разуму, как высшей силе, стоящей над природой и способной проникнуть во все ее тайны.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Владислав Анатольевич Ворона

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис