Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Возникновение арабо-исламской философии. Ее связь с новой религией и античностью

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Возникновение арабо-исламской философии. Ее связь с новой религией и античностью
Возникновение арабо-исламской философии. Ее связь с новой религией и античностью

Определение арабской философии

Понятие арабо-исламская философия носит условный характер.

Замечание 1

Арабо-исламская философия – это философия народов, входивших в Арабский халифат. Язык этой философии: арабский и персидский. Также она тесно связана с религиозной традицией ислама.

В истории арабской философии исследователя выделяются следующие периоды:

  1. зарождение арабской философии ($VII-IX вв.$);
  2. греко-арабская философия ($IX-XVвв.$)

Основные источники арабской философии

  1. Коран. На его основе философия сформировалась как экзегетика, сложился жанр «толкований».
  2. Античные философы. Арабские мыслители перевели на свой язык многие тексты древнегреческих философов: Аристотеля, Платона и неоплатоников (Плотина, Порфирия и др.). Так платонизм повлиял на учение суфизма или были заимствованы многие логические положения и теории.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности возникновения арабской философии

Одной из основных особенностей возникновения арабской философии является то, что она сразу стала средневековой. На это повлияло формирование феодальных отношений после создания централизованного государства арабами По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Основные принципы мировоззрения арабов подробнее .

Господствующая идеология – ислам. Но в рамках него начинают появляться разные течения и секты. На ислам влияют христианство, иранский зороастризм, гностицизм. Вместе с этим, влияние оказала античная философия и в целом культура.

Ислам По данной теме мы уже выполнили реферат Ислам и культура подробнее для народов его принявших сформировал новое мировоззрение. Произошла смена общинных устоев. На смену замкнутых родовых отношений и интересов приходит идея о едином мире, а вместе с этим и о мире как целостности. Исходя из этого, получает развитие государственность и экономика.

Основные школы арабской философии

В средневековой арабской философии выделяют четыре направления:

  • школа мутазилитов,
  • школа мутакаллимов,
  • суфизм,
  • поздняя средневековая арабская философия.

Мутазилиты – материалистическое учение в рамках исламской философии. Представители этой школы отвергали антропоморфность Бога, многие положения Корана о творении и устройстве мироздания подвергались сомнению, Вселенная отождествлялась с Богом. Мутазилиты признавали способность разума человека познать мир.

Мутакаллимы – радикальное учение исламской философии. Методология их работы похожа работу европейского схоласта. Они разрабатывали и обосновывали догматику ислама.

Суфизм – мистическое и аскетическое учение в исламской философии. «Красной линией» через всю идеологию суфизма проходит идея духовного совершенства человека через особую молитвенную практику. Сторонники суфизма стоят на утверждении единения со всем существующим. Образцом жизни для них служил – пророк Мухаммед. Через бедность и бескорыстную любовь можно достичь очищения души.

В поздний этап развития арабской философии происходит ее европеизация - "фальсафа". Это связано, во-первых, с заимствованием идей греческой философии, и, во-вторых, с усилением материализма (это способствовало развитию естественных наук и медицины). В этот период работают: Аль-Кинди, Аль-Фараби, Авиценна ( Ибн-Сина По данной теме мы уже выполнили презентацию Ибн Сина подробнее ) и Аверроэс (Ибн-Рушд).

Аль-Кинди ($800-879 гг.$) стал первым арабским философом, кто обратился к традиции греческой мысли. Он занимался изучением философии Аристотеля. Арабский мыслитель выделяет субстанции, лежащие в основе мира: пространство, время, материя, форма и движение. Также он разрабатывает гносеологическую проблематику (мир познаваем разумом).

Авиценна ($980-1037 гг.$) в своем философском учении отрицательно относится к традиционной исламской теологии, выступая за ее отделение от философии. Философия – это самостоятельная наука. Он отрицает наличие «первотолчка», творение мира – это эманация, истечение мира из сущности Бога. Мир – материален, но при этом существует вечная душа.

Философская система Аверроэса имеет наиболее материалистическую направленность. Он не признает творения, мир существовал вечно, Бог только дает форму материи. Кроме того, учение Аверроэса – это строгий детерминизм, отрицающий наличие бессмертия души.