Христианская теология
Первым систематизатором христианской теологии является Ориген Александрийский, который считал Писание сводом всей мудрости, а Ветхий Завет - предвосхищением Нового.
Ориген – ($185 – 254$ гг.) греческий христианский богослов, философ, создатель библейской филологии и термина «Богочеловек».
Ориген воспитывался в христианской семье и изучал священные тексты. Изучал философию в школе Аммония. Ученик Аммония Саккаса, основателя неоплатонизма. Проходил обучение в богословской школе при Александрии, под руководством Климента Александрийского. Позже
Ориген встал во главе школы и преподавал в ней физику, теологию, философию, астрономию, геометрию.
Первым образцовым научным критическим примером Библии считается главный труд Оригена – «Гексапла». Гексапла от слова шесть состояла из синхронных частей Ветхого Завета, с целью выявить точность текстов Священного Писания. Этот колоссальный труд дошёл до нас только фрагментарно.
Ориген известен своим убеждением в вопросе апокатастасиса, то есть теории, согласно которой в конечном итоге обуславливает спасение всего сущего. В последствие, труды Оригена и его систематизированное учение по части представления христианских, религиозных идей в контексте философии значительно воздействовало на творчество его последователей. Его почитали и изучали Евсевий Памфил, Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский.
Ориген считается завершителем ранней апологетической теологии христианской теологии, которая представлена как система. Это отражено в его работе «Против Цельса», а так же в толковании Библии и всеразличных библейских памятников, прибегая к трудам гностиков, неоплатоников и их учению о Логосе. Бог есть провидение. Христос – образ невидимого Бога-Отца.
По отношению к Богу-Отцу Христос является истиной. Иисус через Бога-Отца открывает нам его образ. Вслед за Филоном Александрийским, Ориген системно разделяет Библию на три части:
- Телесную (буквальную)
- Душевную (моральную)
- Духовную (мистическо-философскую)
На этой системе строится церковная догматика.
В труде «О Началах» Ориген Александрийский признаёт Христа единородным сыном Бога, но без всякого начала. Это рождение вечное и непрерывное.
Ориген – выдающийся систематизатор ранней и поздней патристики, создатель теории философской теологии, которая покоится на выдающихся достижениях философии эллинов, и философии неоплатоников. Эта теория в дальнейшем вызвала много споров и сомнений.
Уже на 5 Вселенском соборе в Константинополе в 553 году учение Оригена окончательно признаётся неканоническим. Вследствие этого все его труды утрачены, а заслуги перед становлением патристики минимизируются. Оригенизм.
Последователи философской теологии Оригена
Под Оригенизмом понимают учение Оригена, которое в дальнейшем, как считается, породило волну ереси.
Спустя столетие со смерти Оригена обширное количество теологов и богословов, опуская имя Оригена, видоизменили его мысли и идею в собственных богословских трудах.
В $4$ веке его учение перефразирует Эвагрий Понтийский, и далее Иоанн Кассиан и Епифаний Кипрский.
Оригена признавали как источника ереси и представили его учение вольнодумным. Когда к конце 4 века был сделан перевод на латынь труда Оригена «О Началах», вспыхнул спор с блаженным Иеронимом, который ранее считал Оригена выдающимся и авторитетным теологом с апостольских времён. Уже после критики блаженным Иеронимом ортодоксальные теологи так же осудили еретическое мнение Оригена и его учение об апокатастасисе и его синтез христианских догматов с античной, неоплатоновской философией. Но не смотря на такую острую критику никому не удалось исключить выстроенную им систему и её влияние на последующих богословов.
Таким образом, к концу $4$ века оригенизм охарактеризовался выступлением «Длинных монахов». Под гнётом архиепископа Феофила, которой был противником Ионана Златоуста, монахи вынуждены были покинуть Александрию, обреченные на скитания по Египту и Палестине. В дальнейшем это вынудило императора Юстиниана Великого в $543$ году создать эдикт, в котором Ориген объявлялся еретиком, а на Великом соборе, тех, кто не отрекался от его учений, предавали анафеме.
В $649$ году все сочинения Оригена Александрийского были подвергнуты анафеме.