Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методология социальной философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Методология социальной философии

Сущность социальной философии как научного направления

Определение 1

Социальная философия – это одно из развитых научных направлений, где сущность общества определяется через философское осмысление. Также предметом социальной философии являются все социальные процессы и явления, но об этом мы упомянем чуть позже.

Общество в социальной философии рассматривается как конкретную форму человеческой жизни, которая основывается на факте коллективности, а также на совместном интересе в достижении конкретной цели. По сути, общество здесь – это исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, которая необходима для поддержания благополучия, как отдельного индивида, так и всего социума в целом.

Помощь со студенческой работой на тему
Методология социальной философии

Вопрос о соотношении социологии и социальной философии поднимался еще с середины 19 века, но именно во второй половине 20 века появилось несколько точек зрения на данный вопрос:

  1. Равенство социологии и социальной философии, их полная (или частичная) совмещенность по отношению к объекту и предмету изучения;
  2. Социальная философия существует вне социологии, ее объект и предмет, а также проблемное поле абсолютно автономно и не имеет никакого отношения к социологической науке;
  3. Социальная философия выступает в качестве общетеоретической, а также методологической части социологии, что делает их частично совмещенными. Но при этом, если в рамках социальной философии сменится парадигма, объект или предмет изучения, то это никаким образом не коснется самой социологии, что делает их частично отделенными друг от друга.

Роль социальной философии в научном знании сводится к нескольким ключевым моментам.

Во-первых, она стремится рассмотреть общественную жизнь как целостное явление, а также обнаружить смысл существования всех общественных институтов и их роль в жизни человека.

Во-вторых, она стремится разрешить достаточно актуальную проблему, которая отражает отношения личности с обществом в общем плане. При этом в расчет не берутся конкретные типы общества и их особенности.

В-третьих, социальная философия исследует условия, при которых общество не только не распадается, но и постепенно укрепляет свою целостность, что позволяет ему благополучно развиваться, независимо от кризисных ситуаций, которые могут замедлять эти процессы.

Замечание 1

Также отметим, что благодаря социальной философии обеспечивается особая методология научного познания жизни человека, которая включает в себя опыт социальных наук, которые считаются устоявшимися и более разработанными, чем сама социальная философия.

Методы, использующиеся в рамках социальной философии

Как мы отметили ранее, социальная философия имеет свою особую методологию. Ее специфика заключается в том, что она включает в себя опыт других социальных наук. со временем он адаптировался под интересующее нас научное направление, и теперь проявляется в следующих методах социальной философии.

Во-первых, включенное наблюдение. Этот метод заключается в том, что наблюдатель (человек, который стремиться получить новые данные и факты) внедряется в интересующий его социальный коллектив. Чаще всего он делает это инкогнито, чтобы не привлечь к себе внимание. Его поведение и внешний вид ничем не отличается от остальных людей, что делает его незамеченным и помогает организовать процесс наблюдения за интересующим объектом или явлением непосредственно изнутри. Наблюдение носит поверхностный и созерцательный характер. Есть случаи, когда наблюдатель стремиться получить конкретный, заранее спрогнозированный результат, и если события идут не по его плану, то он может влиять на них, чтобы получить желаемые данные.

Второй метод – это социальный эксперимент. Под социальным экспериментом принято понимать вид деятельности, которая осуществляется с целью открытия объективных закономерностей функционирования элементов. В процессе эксперимента на объект производятся всевозможные воздействия при помощи специальных и заранее заготовленных приборов и экспериментов.

В результате эксперимента исследователю удается получить следующие результаты:

  1. Изолировать объект, которых исследуется, от влияния побочных, не несущих никакого смысла явлений и процессов, которые могут воздействовать как изнутри, так и со стороны внешней среды;
  2. Организовать многократное изучение и воспроизводства хода процессов в строго фиксированных условиях. Нередко исследователь прибегает к тому, что создает искусственные условия, где, при любом раскладе и повороте событий, объект исследования даст желаемый результат;
  3. Планомерно изменять условия, варьировать возможные варианты развития событий, и все ради одной цели: получить максимально достоверный результат.

Третьим методов в рамках социальной философии является моделирования. Это один из известных методов научного познания, при котором исследование осуществляется не на самом объекте, который интересует исследователя, а на его заменителе. Заменитель имеет сходные черты и характеристики, которые помогают выявить максимально реальные результаты в том случае, если исследование будет проводиться уже в отношении настоящего объекта.

Моделирование может применяться в нескольких случаях. Во-первых, если предмет находится вне зоны доступности индивида для его изучения (или же объект вообще не существует в природе, но есть в прогнозах). Во-вторых, когда непосредственное исследование требует высоких материальных затрат и физических усилий, что не под силу исследователю. Третья причина – когда моделирование в реальной жизни невозможно из этических соображений, и автор не хочет нарушать моральные принципы и нормы.

Также нередко используется так называемый «метод исторических параллелей». Он представляет собой модификацию общенаучного метода аналогии, но имеет свою специфику: аналогом выступает не сам объект, а знания, которыми располагает исследователь на момент организации изучения. Также отметим, что в историческом контексте не существует явлений или событий, которые бы в точности повторялись и повторяли друг друга.