Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Лев Платонович Карсавин, русский религиозный философ

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Лев Платонович Карсавин, русский религиозный философ
Определение 1

Карсавин Лев Платонович ($1882 – 1952$) – русский религиозный философ, поэт, историк-медиевист, культуролог, основоположник учения о «всеединстве», член петроградского братства Святой Софии.

Учение о «философии всеединства»

Источником вдохновения для Карсавина стала раннехристианская философия, в частности патристика и оригенизм, а так же русская философская традиция, особенно идеи Вл. Соловьёва.

Замечание 1

В понимании Карсавина «философия всеединства» учение, применимое к проблеме личности, истории, методологии, культуры, этики, социологии, гносеологии, имея своей конечной целью создание единой системы христианского миропонимания. Онтологическая концепция Карсавина предполагала формирование иерархии бытия, где каждое отдельно взятое «единство» понимается как момент другого высшего «единства» или «всеединства», которое содержит в себе все единства вместе, одновременно находясь в бесконечном множестве своих моментов.

Готовые работы на аналогичную тему

Теоретически с концепцией «всеединства» связана идея триединства, в котором заключаются необходимые стадии становления и формирования:

  • Первоединство
  • Саморазъединение
  • Самовоссоединение

Бытие Карсавин определял как истинное, совершенное, божественное и как эмпирическое, земное и несовершенное.

К эмпирическому бытию Карсавин приводит личную форму, наделяя личностными характеристиками его элементы. Общество, культуры, человечество Карсавин трактовал как личности, субъекты, индивидуальности, осуществляющие себя «качествуя», то есть актуализируя себя в действительности бытия. С процессом развития непосредственно связана актуализация личности , который представляет себя в качестве процесса формирования

«всеединой души в эмпирии, раскрытия ее во временном сосуществовании и последовательности всех ее моментов».

Эмпирическое бытие и находящийся в нём субъект находятся в непрерывном взаимодействии, в этом Карсавин находит то, что неизбежно возникает динамически активное единство человеческого рода, в недрах которого реализован Бог. То есть, центральной точкой тварного мира выступает «всеединый человек», и в тайне человека заключается тайна Бога. В этом фокусируются ключевые положения философской системы Карсавина: бытие человека характеризуется диалектикой взаимодействующих субъектов, исторический процесс характеризуется оформлением «всеединого всепространственного субъекта», другими словами – человеческого рода. Таким образом, история не имеет в себе никакого чуда или божественного плана, так как само Абсолютное – это «историческая индивидуальность всеединого человека», который является тождественным культуре.

Карсавин писал:

«всякая культура – индивидуализация человечества, всеединого во всех их, и надорганическая индивидуальность».

Культура, исходя из своей специфики, может выразить всё человечество, в обратном случае, человек может быть выражен только тогда, когда он стал каждой своей культурой, это своеобразное растворение друг в друге. Эмпирически это действие не совершается до конца:

«все культуры в своем становлении лишь бесконечно приближаются к идеалу».

Таким образом, идеи Карсавина последовательно отходят от религиозного основания бытия, приходя к оформлению принципа диалогического представления историко-культурного процесса, где Богу не отводится никакого места, он лишь «сопребывает в твари».

Понятие всеединства в понимании Карсавина представляет собой как динамический принцип оформления бытия и как фундаментальный принцип исторического процесса, лежащего в фундаменте историософии.

Основные труды

  • «Католичество»
  • «Восток, Запад и русская идея»
  • «Философия истории»
  • «О началах»
  • «Ответ на статью Бердяева По данной теме мы уже выполнили реферат Сущность искусства в работе Н.Бердяева подробнее о евразийцах»
  • «Путь православия»