Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Структура знания. Чувственное и рациональное познание

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Познание как предмет философского анализа / Структура знания. Чувственное и рациональное познание
Структура знания. Чувственное и рациональное познание

Разделение познания на чувственное и рациональное

Замечание 1

Чувственное познание работает с образами, которые возникают в сознании человека на основе пяти фундаментальных чувств:

  1. Зрение
  2. Вкус
  3. Слух
  4. Обоняние
  5. Осязание

Формы чувственного и рационального познания

Формами чувственного познания являются:

  • Ощущение – это простой чувственный образ, который отображает какое-либо отдельное, единичное свойство вещи: форма, вкус, цвет, запах и так далее.
  • Восприятие – отображает систему свойств, к примеру, воспринимая дверь, человек видит не цвет, форму, фактуру в отдельности, а всю совокупность свойств данного предмета. Это совместная работа основных чувств.
  • Представление – является чувственным образом предмета, который может возникнуть в сознании человека в момент отсутствия перед глазами этого предмета, при условии, что ранее этот предмет имел место быть в опыте человека, через память либо в процессе воображения. Это восприятие объекта в момент его отсутствия.

Готовые работы на аналогичную тему

Рациональное познание основывается на абстрактном мышлении, которое даёт возможность человеку найти выход из ограниченных чувственных рамок.

Формы рационального познания:

Понятие – мысль, отражающая объекты, явления и их взаимосвязь в широком смысле. К примеру понятие Земля не будет аналогом чувственному образу отдельно взятого человека, но носит обобщенный характер. Это схватывание не отдельных признаков, а сущности предмета, какие-либо функции, направление деятельности. Суждение – процесс отрицания или утверждения чего-либо с помощью понятий. В суждении происходит установление связи между понятиями.

Теория познания

Теория познания не имеет какого-либо конкретного мнения касаемо того, какое из познаний имеет ключевую роль в этом процессе – чувственное или рациональное.

Сенсуалисты

Сенсуалисты придерживаются мнения, что качественно иное и первозданное знание возможно получить только с помощью чувств, на их основании. Разум же заключается в области известного и те выводы и умозаключения на основе разума и логики не предоставляют прироста знаний по сравнению с чувственным опытом. Чувства первичны и располагаются в начале любых рациональных суждений.

Рационалисты

Рационалисты – придерживаются рационального опытного начала, указывая, что все знания, которые основываются на чувственном опыте ошибочны и не имеют достоверности. Для всяких доказательств требуется разум и расчеты. Чувственный опыт способен ввести человека в заблуждение. Без особой помощи разума чувства не смогут получить нового развития. Поэтому ученые, опирающиеся исключительно на чувственное познание получит разносторонние знания того, что ощущает, но эти данные будут разрознены и бессвязны и будут являться чем угодно, но не наукой. Опыт имеет теоретическую нагрузку: любое научное доказательство, наблюдение имеет под собой теорию, целенаправленность, иначе все теряет свой смысл.

Оптимизм и пессимизм

Но вместе с тем, сенсуализм и рационализм способны в совокупности дать полную картину познавательной деятельности, взаимодополняя друг друга. Из этого положения выходит оптимистический подход. Пессимистическая картина мира утверждает обратное, что мир в принципе не познаваем.

Скептицизм

Скептицизм отражает пессимистический подход к познанию мира, но при этом и не отрицает возможности его познания, сомневаясь лишь в средствах познания

Замечание 2

Сегодня наука тяготеет к оптимистической концепции познания мира. Мир имеет возможность познаваться, полагают ученые, вместе с тем принимая во внимание то, что абсолютная истина не постижима, но имеется качественно позитивное стремление к ней.

comments powered by HyperComments