Разумный уровень познания подразумевает:
Рассмотрим их аспекты подробнее.
При помощи мышления производится переход от эмпирического восприятия внешних характеристик одного предмета к логическому, рациональному познанию внутренних особенностей определенности, целостности и обусловленности объекта, исследованию закономерностей и основных направлений его развития.
Мышление являет собою особую функцию мозга, которое обеспечивает обобщенное и отвлеченное освоение бытия в мире на уровне вскрытия его существенных свойств, сторон, отношений и связей.
Мышление представляет собою отвлеченное познание, так как ориентируется непосредственно на познание определенных признаков предмета, вследствие чего происходит абстрагирование от несущественных характеристик и параметров объекта.
Кроме этого, мышление – обобщенное познание, так как знание абстрактных свойств, признаков и связей позволит производить обобщение огромного количества родственных явлений в целостный логический класс.
Также мышление – опосредованное познание, так как между объектом и мыслью в качестве источника и посредника познания выступает чувственный образ и эмпирическое начало.
Мышление составляет активное познание, так как направлено непосредственно на проблемы, которые невозможно решить посредством накопления чувственного опыта эмпирического восприятия.
Если мы рассматриваем мышление в качестве процесса познания, то нам необходимо выделить предмет мысли, форму и содержание мысли. Предмет мысли являет собою реальность, которая существует вне зависимости от сознания субъекта. Форма мысли являет собою форму мысленного отражения предмета – содержания мысли.
В современной философии к основным формам мышления относят суждение, понятие и умозаключение. Следует начать с характеристики понятия. Понятие – это мыслимое отражение предмета в его существенных и абстрактных признаках. Понятие являет собою рациональное отражение действительности, форму концентрированного знания. В понятии объект будет характеризоваться абстрактно, к отсутствию привязки ко всем мельчайшим деталям сущности. Данная обобщенность может быть достигнута посредством идеализации, определения и сравнения.
Каждое понятие имеет объем и содержание. Содержанием понятия называется совокупность наличных признаков объекта, которые отражены в понятии. Объем понятия являет собою определенную общность предметов с родственными признаками.
По мере приобретения эмпирического опыта содержание и структура понятий будет обогащаться. Это, в свою очередь, будет явным признаком того, что существует историческая обусловленность человеческой категории понятия. Тем не менее, люди не могут мыслить отдельными понятиями, которые вырываются из контекста целостной картины.
Иная форма мышления заключается в суждении. Как и понятие, суждение являет собою отражение отношений и связей познаваемого предмета с иными объектами. Кроме того, именно суждение дает определенную оценку данным объектам. Мыслить на уровне суждения – означает рассуждать о чем-либо конкретно.
Заключение будет логически происходить из посылок, но не в связи с желанием субъекта познания, а в связи с реальностью и действительностью Так, шарообразные тела отбрасывают в форме диска тень. Земля в периоды лунного затмения отбрасывает тень в форме диска. Следовательно, Земля обладает формой шара.
Чувственное и рациональное познание вместе обеспечивают единство человеческого познания. Люди формируют задачи познания, интерпретируют его результаты на рациональном уровне, а получают необходимую рабочую информацию на чувственном уровне. Проникнув на уровни реальности, недоступной чувственному познанию, абстрактное мышление создает образы — проекты, которые после их опредмечивания приумножают поле чувственного опыта.
Чувственное и рациональное познание выступают необходимыми моментами целостного процесса познания, где чувственное обеспечивает эмпирический этап познания, а рациональное — теоретический. Первый служит предпосылкой второго, ибо на эмпирическом этапе осуществляется познание объекта как явления, а на теоретическом — объясняется его сущность.
Вывод о том, что познание в системе «субъект-объект» представляет собой сложный многоступенчатый процесс, где реализуется взаимосвязь субъективного и объективного, опредмечивания и распредмечивания, не исключает, а предполагает выход на практику. Практика выступает и источником чувственных данных, и условием формирования рационального мышления.