Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Духовность и рефлексивность: точки соприкосновения функций сознания

Все предметы / Психология / Духовность и рефлексивность: точки соприкосновения функций сознания
Содержание статьи

Функции сознания

Определение 1

Сознание человека – это высшая форма психического отражения действительности в виде обобщений и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

Сознание имеет свои функции:

  • познавательную,
  • ценностно-ориентационную,
  • управленческую.

С помощью познавательной функции происходит отражение объективной действительности, формируется система знаний о мире. Вторая функция позволяет человеку оценивать явление действительности и определять к ним свое отношение. Третья, управленческая функция дает возможность человеку осознать свои потребности, поставить цели, т.е. управлять своим поведением.

Функции сознания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Функции сознания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первейшей функцией сознания, выражающей его сущность, является функция познания – адекватного отражения действительности. Благодаря сознанию, человек может проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений мира и получить нужную информацию.

Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения. Особенностью отражения является его осознанность, которая присуща только человеку.

Для сознания характерна функция накопления знаний, т.е. аккумулятивная функция. Смысл функции состоит в том, что в сознании накапливаются знания из личного опыта и опыта предшествующих поколений, которые являются основой для добывания новых знаний.

Реализовать их можно только потому, что сознание выполняет функцию постановка цели. Человек строит модель «будущего», которое представляет, определяет пути его достижения, т.е. ставит цель и планирует действия.

В конструктивно-творческой функции проявляются высшие возможности сознания. Сознание может предвосхищать, предсказывать, что произойдет в результате действия объективных законов. Философия данную функцию называет воображением, которая является мощным механизмом активности человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Сознание в соответствии с целями упорядочивает и регулирует действия человека или осуществляет управленческую функцию, обеспечивая при этом, разумное регулирование, самоконтроль поведения и деятельности человека, взаимоотношения с внешним миром.

Любая деятельность предполагает общение с людьми, обмен мыслями, знаниями, а сознание преобразует мысль в слово, осуществляя, таким образом, коммуникативную функцию.

Рефлексивное сознание человека

В. И. Вернадский делает акцент на природу сознания человека и утверждает, что:

  • во-первых, сознание есть материальная структура,
  • во-вторых, сознание имеет космическое происхождение.

Сознание является свойством саморазвивающейся материи, организованной определенным образом. Его происхождение неизвестно, а сознание разного уровня есть у всех существ.

Что касается рефлексивного сознания, то это определенный уровень развития сознания индивидуума, который умеет постигать свой внутренний мир и строить картину своего состояния.

Замечание 1

Рефлексия – это взгляд в глубины своей личности, размышления о себе, своей внутренней духовной жизни. Без рефлексии человек не может осознать, что происходит в его внутреннем духовном мире.

Уровни рефлексии могут быть от элементарного самосознания до самых глубоких раздумий. Рефлексия, надо сказать, это ещё и переделка самого себя, а не просто осознание того, что в человеке есть.

Рефлексия – это попытка выйти за границы достигнутого.

Анализируя себя, человек размышляет над своим отношением к жизни, дает отчет себе о своих особенностях, пытается укоренить систему собственных жизненных ориентиров. В результате и процессе рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания.

В процессе рефлексии субъект оперирует с собственным сознанием и в результате формирует идеи об этом сознании.

Рефлексивное и общее сознание неоднозначны – общее сознание выполняет функции самоощущения, это ориентация и взаимодействие во внешней среде, что есть у всех существ.

Рефлексивное сознание является специфической особенностью сознания только человека и формируется в процессе развития. Оно выполняет функцию самопознания.

В рефлексии выделяют два уровня функционирования – исследование своего состояния в житейских ситуациях и второй уровень – механизм постижения своего внутреннего мира, познание ради самого познания.

Рассматривается рефлексивное сознание в трех измерениях:

  1. как движущая сила антропогенеза и антропосоциогенеза;
  2. как поле для процесса антропогенеза и антропосоциогенеза;
  3. как продукт антропогенеза и антропосоциогенеза.

Видоизменение вещества природы человеком и приспособление ресурсов природы к своим потребностям и интересам не будет проявлением рефлексивного сознания.

Духовный мир человека

Сознание является основой духовной жизни человека. Сознание отражает действительность и внутренний мир человека, а духовный мир означает обладание важными личностными качествами.

Человек, в процессе своей внутренней жизни осмысливает то, что сделано и то, что надо сделать для достижения целей. Действия, как успешные, так и неуспешные, дают пищу для размышлений и оценки.

Духовный мир формируется с приобретения знаний, которые выступают способом существования сознания и приобретаются двумя путями:

  • Во-первых, их приобретение происходит в процессе непосредственного, эмпирического взаимодействия личности с действительностью, что с одной стороны является исходной посылкой, а с другой стороны – самостоятельный уровень их приобретения;
  • Во-вторых, приобретение знаний – это усвоение предшествующего опыта людей, который зафиксирован в языке, а с помощью его индивид усваивает правила, нормы, принципы, выработанные человечеством.

Самостоятельное логическое мышление – ум, человек приобретает на основе знаний. Ум является способностью проникать в сущность явлений, вещей, процессов.

В личностные характеристики знания и ум превращаются тогда, когда человек на их основе может определить свое отношение к себе и к миру. Индивидуальное сознание, имея эту особенность, выступает и как характерная черта духовного мира человека. В формировании духовного мира человека важную роль играет тот факт, что человек и общество в целом свою жизнедеятельность осуществляют в системе объективных условий, независимых от их воли и желания. А это означает, что свою жизнь и деятельность они должны согласовывать с законами развития природы, общества, мышления. На этой основе формируется особая ступенька духовного мира – разум, а разумное отношение и деятельность охватывают все стороны жизнедеятельности человека.

Говоря другими словами – разум включает в себя заботу человека о будущем.

Замечание 2

Знание, рассудок и разум, таким образом, представляют взаимозависимые стороны единого целого – духовного мира человека. Характеризуются все эти стороны тем, что связаны, с одной стороны с объективно-содержательным отражением в сознании человека действительности, а с другой стороны – с чувственно-эмоциональным оценочным восприятием, осознанием этого содержания.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис