Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исследование и определение основных причин учебного стресса

Определение 1

Стресс – это совокупность неспецифических защитных физиологических реакций организма человека на воздействие различных неблагоприятных факторов.

Стресс при осуществлении учебной деятельности

Стресс при осуществлении учебной деятельности приводит к сбою в процессах психологической адаптации. Следствием этого становятся нарушения психического и соматического здоровья. Стресс представляет собой функциональное состояние организма и психики. Он связан с существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса индивида.

Не любые воздействия способны вызвать стресс. Слабые воздействия не приводят к нему. Он может возникать только в том случае, когда воздействие стрессора превосходит обычные приспособительные возможности человека. Стрессовое состояние возникает тогда, когда внешняя ситуация воспринимается в качестве предъявления требования, которое угрожает превышению способностей и ресурсов.

Статья: Исследование и определение основных причин учебного стресса
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Например, в ходе учебы, стресс возникает только тогда, когда учащийся оценил, что внешнее и внутреннее требования способны вызвать большое напряжение сил или превосходят его ресурсы.

Исследования факторов возникновения учебного стресса у студентов

Учебный стресс характерен для студентов вузов. Он связан с несколькими факторами (например, увеличивающейся учебной нагрузкой, жизнью вдали от родителей, неумением правильно организовать режим дня, нерегулярным питанием, нежеланием учиться, разочарованием в профессии и др.).

Стрессогенными факторами для студентов выступают:

  • Недостаточное количество сна;
  • Наличие несданных вовремя работ;
  • Большое число пропусков;
  • Плохая успеваемость;
  • Отсутствие хороших физических условий (например, температурные отклонения, плохое освещение, сильный шум).

Интересные выводы сделала Котовы Г. Н. В ходе социально-гигиенического мониторинга воздействия стрессовых факторов на распространенность учебного стресса в молодежной среде. Данное исследование она проводила с помощью анонимного анкетирования среди молодых людей (1500 человек) в возрасте от 16 до 29 лет. Они обучались в разных типах образовательных учреждений.

«Исследование и определение основных причин учебного стресса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Результаты этого анализа показали, что в последние десятилетия увеличилась частота учебных стрессов. Как правило, они связаны с неудовлетворенностью выбранной специальностью. Также выросло число хронических стрессов по причине несоответствия здоровья молодых людей условиям и характеру учебного процесса.

В последнее время заметно увеличилось воздействие на здоровье молодых людей психологического климата учебных групп. Сформированные факторы «материального» обеспечения и психосоциального благополучия становятся более значимыми в рамках социально-гигиенических факторов образа жизни молодых людей.

Исследования были также посвящены некоторым личностным факторам эмоциональной дезадаптации (например, перфекционизму и враждебности). Так, Каннер и его соавторы предполагают существование двойной взаимосвязи между перфекционизмом и стрессом.

С одной точки зрения, перфекционистские установки способны увеличить частоту и интенсивность стрессогенных ситуаций. С другой, дезадаптивные поведенческие стратегии, как правило, затрудняют переработку стресса.

Для выявления показателей депрессии, тревоги и повседневного стресса, характерных для студентов с различным уровнем перфекционизма, Москова В. М. провела исследование. В нем принимали участие студенты первых курсов университета накануне первой сессии.

Процесс сравнения критериев эмоционального неблагополучия в группах с разной степенью перфекционизма показал, что в группе студентов с высоким уровнем перфекционизма показатели превысили таковые в группах со средним и низким уровнем.

Студенты, которые следуют чрезмерно высоким стандартам деятельности, что сочетается с запретом на ошибку и черно-белой оценкой результатов, воспринимают окружающих людей как чрезмерно требовательных. На первом курсе такие учащиеся начинают испытывать сильный повседневный стресс, поскольку любая незначительная ошибка интерпретируется ими как полный крах.

Факторы экзаменационного стресса

Наиболее резко выраженной формой учебного стресса считается экзаменационный стресс. В последние годы исследователи получили убедительные доказательства того, что именно этот тип учебного стресса оказывает отрицательное воздействие на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную систему учеников.

Ученые выделяют 3 «классические» стадии, которые отражают процесс психологического напряжения:

  • Мобилизация (тревога), связанная с ситуацией неопределенности, в которой находится ученик перед началом экзамена;
  • Адаптация, наступающая после получения билета и начала подготовки к ответу (организм с помощью предшествующей мобилизации может успешно справиться с вредным воздействием);
  • Истощение (возникает, если ученик не смог приспособиться к экстремальному фактору).

Данные стадии прослеживаются и на большем временном отрезке, например, на протяжении всей сессии. В это время стадия тревоги развивается в течение зачетной недели, которая предшествует экзаменам, вторая стадия наступает между вторым и третьим экзаменом, а стадия истощения развивается к концу сессии.

Высокая учебная нагрузка — это основной фактор, который вызывает развитие стрессовых ситуаций у большей части учащихся. Учебный стресс наиболее выражен у студентов младших курсов, затем происходит уменьшение его уровня, достигая наименьшего значения у выпускника.

Интенсивность развивающейся адаптационной реакции у учащегося будет зависеть не столько от характеристик стрессора. Она больше связана с личностной значимостью воздействующего фактора. По этой причине одна и та же ситуация, возникающая в ходе обучения, приводит у разных людей к разным проявлениям и последствиям.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot