Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Деловая игра в психологии

Все предметы / Психология / Деловая игра в психологии
Определение 1

Деловая игра — это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации, осуществляемая с целью практического обучения сотрудников.

Понятие деловой игры

Зарождение деловых игр произошло в качестве инструмента поиска управленческих решений в условиях отсутствия определённости и наличия большого числа факторов. Сегодня их используют в учебном процессе (например, педагогическая технология) или как метод активного обучения.

Деловая игра нашла применение в работе современных компаний (например, при осуществлении социально-психологических тренингов, на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач). Во всех случаях можно говорить о «двухплановости деловой игры», поскольку в ее ходе происходит не только решение игровых или профессиональных задач, а и обучение или воспитание.

Применение деловых игр помогает в следующих сферах:

  • Развитие познавательного и профессионального мотива и интересов;
  • Воспитание и развитие системного мышления специалистов, в том числе целостное понимание природы и общества, самого себя и своего места в мире;
  • Обучение коллективной мыслительной и практической работе;
  • Развитие умений и навыков социального взаимодействия и коммуникации;
  • Развитие навыков индивидуального и совместного принятия решений;
  • Воспитание ответственного отношения;
  • Возникновение уважения к социальным ценностям и групповым установкам.

Сегодня многие преподаватели ищут различные формы построения и осуществления занятий, отличающиеся от стандартных. Каждый день педагог сталкивается с соответствующими ситуациями, в которых он не может стать только исполнителем, а в каждой конкретной ситуации должен принимать самостоятельные решения (являться творцом учебного и воспитательного процесса). Для педагогической деятельности всегда характерно творчество.

Деловая игра — это педагогическое средство и активная форма обучения, интенсифицирующая учебную деятельность и моделирующая управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации. Она позволяет проводить их анализ и выработку оптимальных действий в будущем.

Готовые работы на аналогичную тему

Игровое сопровождение получения знаний и навыков дает возможность поддерживать постоянный высокий интерес у учеников к самому содержанию предмета. Оно активизирует их самостоятельность, помогает формировать и закреплять практические навыки.

Деловая игра, таким образом, представляет собой средство развития профессионального и творческого мышления. Используя ее, индивид способен приобретать возможность проводить анализ специфических ситуаций и решать новые профессиональные задачи.

Использование деловых игр в учебном процессе

Деловая игра — это важнейший метод активизации творческой деятельности учащихся. Она помогает им формировать собственную профессиональную «Я-концепцию», позволяя реализовать профессионально-игровые задачи в учебном и воспитательном процессе.

Игра представляет собой метод эффективного обучения. Это связано с тем, что она способна снимать противоречия, возникающие между абстрактным характером учебных предметов и реальным характером профессиональной деятельности.

Деловая игра — это активность человека по созданию нового отношения (нового переживания) к предмету изучения (исследования), ограниченная в пространстве и времени.

Управление деловой игрой является психолого-дидактической системой, в основе которой лежит несколько принципов:

  • Сотрудничество,
  • Возможность реализации,
  • Управление эмоциональным и интеллектуальным фоном работы группы,
  • Совпадение оценок,
  • Обязательность,
  • Перманентное управление.

В соответствии с модификацией деловой игры (имитационная, операционная, ролевая, организационно-деятельностная, организационно-коммуникативная) можно ввести разные типы ролевых позиций участников. Они включают позицию генератора идей, разработчика, имитатора, эрудита, диагноста, аналитика (позиции, предусматривающие содержание работы в группе), организатора, координатора, критика, интегратора и методолога.

Психолого-педагогические принципы действия деловой игры состоят в использовании принципа имитационного моделирования конкретных условий и динамику производства, игровое моделирование состава и форм профессиональной деятельности, саму совместную деятельность, диалогическое общение и принцип двуплановости. Последний принцип характеризует развитие реальных личностных характеристик специалистов в «мнимых» условиях игры.

Деловые игры в работе компаний

Развитие персонала на большинстве предприятия имеет в основе компетенции. Они представлены системой координат, задающей и устанавливающей поведение и соответственно, параметры сотрудников предприятия.

Как правило, в данную систему включены лидерские качества и управленческие компетентности. Для того, чтобы обеспечить обратную связь в некоторых организациях предусматриваются мероприятия, которые называются бизнес-играми. Деловая игра, используемая как формат, идеально подходит для решения задач предприятия.

Деловая игра представляет собой нестандартное и эффективное средство, применяющееся в оценке и развитии персонала. Она дает возможность более легко принимать решения, разделять цели и задачи. Формат деловых игр также берется за основу в процессе построения команды, при создании корпоративной модели принятия решений, развитии управленческих и коммуникативных навыков, а также компетенций работников.

В корпоративном бизнесе игра в любом случае обладает определенным сюжетом, в котором происходит развитие бизнес-реальности. Этот процесс позволяет участникам более четко обозначить текущее место в компании, а также цели, которые они желают достичь. Все это формирует мощную мотивацию, поскольку люди начинают понимать, что необходимо делать для достижения данных целей.

Несмотря на то, что корпоративные деловые игры является инструментом для развития, неправильно сравнивать их с тренингами или прочими традиционными способами развития и обучения персонала.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис