Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников

Особенности развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Определение 1

Отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей индивида с разными сторонами объективной действительности, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов: отношения человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира.

Психическое развитие детей начинается общением. Общение представляет собой один из наиболее значимых фактором общего психического развития ребенка. В исследованиях ведущих отечественных психологов содержится информация, что потребность в общении у детей – базис для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних стадиях онтогенеза. Именно в общении с людьми дети усваивают человеческий опыт. Без общения невозможно установить психический контакт между людьми.

Определение 2

Межличностные отношения – это субъективно переживаемая взаимосвязь между людьми, которая объективно проявляется характером и способами взаимных влияний людей в процессе совместной деятельности. То есть, это система установок, ориентаций, ожиданий и стереотипов, посредством которых люди могут воспринимать и оценивать друг друга.

Проблема межличностных отношений сформировалась на стыке нескольких наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, она является одной из наиболее значимых проблем современного мира.

Период дошкольного детства наступает приблизительно в 2-3 года, когда дети начинают осознавать себя в качестве членов человеческого общества и длится до момента систематического обучения в 6-7 лет. В этот период формируются предпосылки для становления социально-нравственных личностных качеств, развиваются индивидуально-психологические особенности детей. Дошкольникам характерны следующие черты:

«Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. высокая роль семьи в процессе удовлетворения материальных, духовных и познавательных потребностей;
  2. максимальная потребность в помощи со стороны взрослого, чтобы удовлетворить основные жизненные потребности;
  3. низкий уровень возможностей самозащиты ребенка от пагубного воздействия окружающей среды.

В этот период идет интенсивное развитие способности идентифицироваться с людьми. Ребенок учится быть принятым в позитивных формах общения, быть уместным во взаимоотношениях. Если окружающие относятся к ребенку с лаской и любовью, признают его права, дают ему необходимое внимание, он становится эмоционально благополучным.

В дошкольном возрасте межличностные отношения характеризуются следующими признаками:

  • формирование и развитие основных стереотипов и норм, регулирующих межличностные отношения;
  • взрослый инициирует отношения между детьми;
  • контакты не долговременные;
  • дети ориентируются на мнение взрослых и в своих действиях всегда равняются на старших. Проявляют идентификацию с людьми, близкими их в жизни;
  • подражание поведению взрослых.

Игровая деятельность как средство развития межличностных отношений

Замечание 1

Игра – ведущая деятельность для детей-дошкольников. Эльконин называл игру арифметикой социальных отношений, трактуя ее в качестве деятельности, которая возникла на определенном этапе, в качестве одной из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

В дошкольном возрасте в игровой деятельности существуют реальные общественные отношения, которые формируются между играющими. Общественные отношения – главный результат игровой деятельности.

Реальные отношения, которые зависят от общественного развития детей, могут не совпадать с отношениями, которые изображаются ребенком, руководствуются сюжетом, ролями и правилами игры.

Взаимодействие детей в игре характеризуется следующими показателями:

  • вступление ребенка во взаимодействие;
  • постановка игровых задач ребенком – взрослым или сверстникам;
  • принятие ребенком игровых задач;
  • длительность взаимодействия детей в игре.

В сюжетно-ролевых играх формируются благоприятные условия для формирования взаимоотношений между детьми.

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность, а общение превращается в ее часть и условие. Общение детей с ровесниками осуществляется в игре и по поводу игры.

Сюжетно-ролевую игру характеризуют следующие черты:

  • игровой замысел отличается устойчивостью, развитием и динамичностью;
  • дети вместе обсуждают игровой замысел, прислушиваются к мнению партнеров, достигают согласие при обсуждении;
  • высокий уровень игрового творчества, длительная перспектива игры;
  • перед игрой детьми намечается совместный план, в который по ходу игровых действий могут вноситься коррективы и дополнения, представленные новыми идеями и образцами;
  • моделирование разнообразных взаимоотношений между людьми;
  • вместе выстраивают и творчески развивают сюжетные игры, привносят в них знаний, которые почерпнули в разнообразных источниках: наблюдениях, книгах, кинофильмах и пр.;
  • ролевое взаимодействие отличается содержательностью, использованием различных средств выразительности;
  • речи отводится значительное место при реализации роли, роль обозначают словом. Посредством речи дети раскрывают сущность ролевых отношений, зачастую слова заменяют игровые действия;
  • дети широко и изобретательно пользуются предметами в процессе игры – заменителями, природным материалом, самоделками, подсобными материалами;
  • условие реализации роли – соблюдать правила.

В игровой деятельности детьми утверждаются собственные волевые и деловые качества, радостно переживают собственные успехи и горько страдают в случае неуспеха. В общении детей между собой возникают новые цели, которые обязательно должны выполняться.

Иными словами, развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение детей в жизнь окружающих взрослых людей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot