Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Чувственный уровень познания

8-800-775-03-30 support@author24.ru

В теории познания не сложилось до сих пор одного мнения касательно того, чему должна принадлежать главная роль в познании — разуму или чувствам.



Рисунок 1.

Основные направления в теории познания

Замечание 1

В современном мире существует несколько направлений в теории познания. Важно сразу же отметить, что все они напрямую зависят от эпохи, в которой были обретены, от мировосприятия и миросозерцательной составной этой эпохи.

Помощь со студенческой работой на тему
Чувственный уровень познания

Современные исследования в философской отрасли рассматривают два основных способа человеческого познания: рационалистический и эмпирический. Второй способ предшествовал первому и возник еще в эпоху Нового времени (начало ХVІІ века). Рационалистическая концепция зарождается в эпоху Просвещения (конец ХVІІІ века).

Можно сразу же определить, что основная концепция познания прямо пропорциональна основной идеологической позиции исторического периода. Так, эмпирическая составная в концепции сенсуалистов возникла после завершения эпохи Возрождения, открыв новые возможности в человеческом познании. Концепция рационализма предшествовала Великой французской революции против абсолютной монархии.

Эмпирическая концепция за свою основу берет человеческое восприятие, базирующееся на чувственном и образном, в то время как рационализм подразумевает царство логического и разумного.



Рисунок 2.

Ощущение, восприятие и представление

Замечание 2

Следует заметить, что эмпирическое познание базируется на трех основных формах: восприятие, ощущение и представление. Ощущение являет собою отражение конкретных свойств предмета, которые возникают при его непосредственном воздействии на чувственные органы, такие как слух, обоняние, осязание, зрение, вкус субъекта.

Тем не менее, все органы чувств наделены и своими границами и пределами. Это не в коем случае не должно считаться как недостаток, напротив, это – их достоинство. Если бы человеческий глаз фиксировал все существующие лучи, а человеческое ухо внимало бы все существующие звуки, то наша жизнь была бы просто невыносимой.



Рисунок 3.

Ощущение единичного типа являет собою фрагмент комплексного общего ощущения предмета как предпосылки восприятия источника базисной информации.

Восприятие являет собою целостный образ объекта, который непосредственно воздействует на все органы чувств субъекта. Тем не менее, такая целостность является особой. Данный образ не может быть квантирован на его составные. Помимо этого, на формирование данного образа особое воздействие оказывает весь опыт субъективной деятельности, психологическое составная и т.д.

Восприятия чувственного типа – это конкретный образ единичного предмета со стороны внешнего проявления. Таким образом, восприятие являет собою образ формы объекта, который хранит тайну своего содержания и своей сущности.

Восприятие как непосредственный чувственный образ подготавливает представление.

Представление - это тот чувственный, целостный образ объекта, который возникает вследствие опосредованного воздействия объекта на органы чувств субъекта. В его формировании принимают участие два фактора: опыт прошлого восприятия и способность субъекта к воображению. В отличие от восприятия образ представления менее отчетливый, в нем упущен ряд деталей, но зато он более обобщенный. Главное, этот образ несет в себе возможность субъекту проявить свою меру воображения и фантазии, "дорисовать" образ, сделав его более устойчивым и привычным для себя. В этом смысле представление есть тот наглядный и целостный образ, который рождается силой воображения на основе прошлого чувственного опыта.

Представление, которое преобразилось посредством силы воображения, удаляется от определенной наглядности предмета, приближаясь к его общим характеристикам. Высших форм собственного выражения представление обретает в процессе научного и художественного освоения бытия. Но достоинство воображения таит в себе и недостаток, суть которого заключается в "дорисовке" образа, а стало быть, и ухода от его адекватности с объектом этого образа.

Образ и жизнедеятельность

Образ утрачивает свое родство с предметом и трансформируется в знак, который замещает предмет.

Возможная интеграция образа в знак заставляет обратить свой взор на наличие различий образа и знака. Образ имеет схожесть с предметом, знак не имеет ничего общего с тем, что он характеризует. Знак имеет условное определение признака, символа, сигнала, формального обозначения. Эмпирический уровень познания не представляется изначально заданным. Он обладает своей социокультурной обусловленностью.

Замечание 3

Мощным фактором роста эмпирического уровня представляется жизнедеятельность человека, усовершенствование навыков его деятельности, специализация языка и возникновение орудий как посредника в системе "субъект-объект". Социализация человека привела к тому, что его эмпирическое познание обрело сознательный и осмысленный характер. Например, животное смотрит, а человек может и видеть.

Субъект, объект и их информационный посредник являют собою начальную гносеологическую ситуацию, производят образ как предпосылку и условие логического уровня познания.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис