Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Человек и познание

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Человек и познание
Определение 1

Человеческое познание – это один из важнейших составных аспектов формирования человеческого мировоззрения и миросозерцания. Если говорить в общих чертах, то познание являет собою явление, процесс приобретения человеком знаний. Оно являет собою прежде всего процесс отражения и объяснение видимой и не видимой реальности и действительности.

Объект познания – очень гибкий элемент, так как им может являться все существующее, что даже неподвластно человеческому знанию или разуму. Источник и способ познания – это человеческие чувства, интуиция и разум. Именно три данные формы познания составляют современную концепцию гносеологии – теории познания. Таким образом возникает рациональное и эмпирическое познания, которые могут как сосуществовать в гармонии, так и противостоять друг другу.

Помощь со студенческой работой на тему
Человек и познание



Рисунок 1.

Чувственное познание

Определение 2

Чувственное познание являет собою исходный пункт освоения реальности, так как это является начальной формой человеческого познания. Все наши представления, образы и понятия формируются посредством чувственного отражения, главным объектом которого является эмпирический мир процессов, явлений и вещей.

Тем не менее, каждый человек на основе личного жизненного опыта может самостоятельно убедиться в том, что чувственный аспект познания не всегда является истинным, так как эмоции не всегда способны адекватно отражать наш окружающий мир. Так, например, можно окунуть ложечку в стакан с чаем или палку в воду. Наше визуальное восприятие будет твердить нам о том, что палка сломалась, но она останется неизменной, изменится лишь «транслирование» данных элементов. Что же тогда можно сказать и о разнообразии мнений, базирующихся на слуховых, вкусовых представлениях и ощущениях разных людей.

Таким образом, все проблемы познания, которое основывается на чувственных данных, рождаются сразу же, как только мы начинаем приступать к нему, даже если речь идет о неживой природе. Тем не менее, они возрастают в гораздо большей степени при познании самого человека и общества в целом.

Явления и процессы, которые здесь имеют место, довольно часто просто нельзя отобразить посредством чувств.



Рисунок 2.

Замечание 1

Важно также заметить, что касательно биологической составной, органы чувственного восприятия и отражения у человека более слабы, нежели у животных, которые имеют улучшенный слух, зрение и обоняние, нежели человек. Именно поэтому, если бы знания человека базировались лишь на чувственном восприятии, вся информация о представлении мира и мироустройстве была бы намного слабее, нежели у животного мира.

Рациональное познание

Однако в отличие от животных человек обладает рассудком и разумом, на которых основано рациональное познание. На этом уровне мы имеем дело с понятийным отражением, абстракциями, теоретическим мышлением. Именно на этом уровне формулируются общие понятия, принципы, законы, строятся теоретические модели и концепции, дающие более глубокое объяснение мира. Причем познавательный процесс осуществляется не только в той форме, в которой он существует в мыслях отдельного человека, а главным образом в виде общего социально-исторического процесса развития знания.

Индивидуальное познание человека обусловлено и опосредовано социальным познанием, всемирно-историческим процессом развития знания.

Единство познания

Но чувственное и рациональное познание не находятся в непримиримом противоречии, они не отрицают, а диалектически дополняют друг друга. Исходные знания о мире, полученные посредством органов чувств, содержат те образы и представления, которые составляют начальный уровень познавательного процесса.

Тем не менее разум производит формирование данных чувственных образов и представлений. Таким образом, в познании существует диалектическое взаимодействие его рациональной и чувственной форм. При этом важно иметь в виду, что необходимости и потребности человека являются одной из важнейших движущих сил развития познания, а общественно-историческая практика людей служит важнейшим критерием его истинности, а также основой и главной целью познания.



Рисунок 3.

В своем диалектическом единстве чувственное и рациональное познание способно довольно глубоко проникнуть в мир объективной истины. Однако ни чувствам, ни разуму не следует особо обольщаться своими возможностями и способностями в претензиях на познание и объяснение мира и человека.

В структуре характера познания улаживается львиная доля здорового познавательного скептицизма, так как чем больше происходит увеличение объема и сферы человеческого знания, тем с большей отчетливостью происходит осознание и расширение круга непознанного. Иными словами, рост знания подразумевает рост его проблемной сферы.

Замечание 2

Все новые открытия обнаруживают не лишь одну мощь, но и в то же время ограниченные способности человеческого разума и доказывают, что заблуждение и истина неразрывно взаимосвязаны в целостном процессе развивающегося знания. Помимо этого, необходимо обратить свой взор на то, что процедура познания является бесконечной, что этот процесс никогда не может быть завершенным, так как мир не имеет границ и он разнообразен в своих изменениях и развитии.