Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Чувственная и рациональная ступени познания и уровни научного познания

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Чувственная и рациональная ступени познания и уровни научного познания
Чувственная и рациональная ступени познания и уровни научного познания
Определение 1

Познание – есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, предполагающей опосредованное отражение действительности во всей совокупности ее свойств, качеств и связей между объектами.

Понятие и уровни познания

Проблема познания является одной из извечных философских проблем, поскольку непосредственно связана со способностью человека понять самого себя через опосредование окружающего мира (действительности). При этом отношение «субъект-бытие», преобразуется в отношение «образ-объект», которое может раскрываться одновременно с трех альтернативных позиций – субъективного и объективного идеализма, а также материализма.

Субъективный идеализм нивелирует возможности познание. Согласно его положениям, образ представляет собой не более чем анализ собственных чувственных данных субъекта. При этом объект может как существовать где-то вне субъекта и оставаться для него принципиально непознаваемым (вещь в себе), так и не существовать вовсе, являясь лишь идеальным образом самого субъекта. Все это приводит к тому, что анализируя образы, возникающие при соприкосновению человек в лучшем случае познает самого себя, свой внутренний мир, либо и вовсе находится в плену иллюзий и никакое объективное изучение действительности, даже если таковая присутствует, невозможно.

Согласно объективному идеализму образу возникающие в сознании человека есть отражение неких идеальных структур, которые детерминируют объекты материального мира и могут анализироваться лишь рациональными средствами. Объективный идеализм дает основания для гносеологического позитивизма, однако оставляет множество неразрешенных вопросов, т.к. полностью отрицая ценность чувственного познания, он не только лишает рациональное познание какой-либо базы, предпосылок для развертывания его анализа, но также не оставляет достаточно четких критериев отделения объективных знаний, от метафизических построений, выстроенных на логической основе.

Материалистическая позиция базируется на предположении, что образы представляют собой психические отражения реально существующих объектов материальной реальности. Соответственно опираясь на образы человек способен постигать действительность, исследовать существенные свойства и стороны объектов, их взаимосвязи, а также проверять полученные знания посредством практики, т.е. через взаимодействие с объектами выстроенное на основе полученных знаний.

Современные представления о познании, доминирующие в научной среде опираются именно на материалистическую модель. При этом сам процесс познания имеет сложную структуру и осуществляет на двух взаимосвязанных уровнях:

  • чувственном,
  • рациональном.

Чувственное познание

Замечание 1

В истории философии чувственное (сенсуалистское, эмпирическое) и рациональное познание, традиционно противопоставлялись друг другу и являлись конкурентными теориями, хотя в действительности между ними существует теснейшая взаимосвязь и взаимообусловленность.

Вместе с тем, чувственное познание является более первичным, как в онтогенетическом, так и в филогенетическом смысле, поскольку физиологической базой для него выступает работа органов чувств и только уже после освоения субъектом языка, формируется познание рациональное.

Само по себе чувственное познание представлено тремя процессами, которые позволяют создать образ объекта окружающей реальности:

  • ощущением,
  • восприятием,
  • представлением.

Ощущение представляет собой элементарный сенсорный акт, в ходе которого субъект с помощью органов чувств отражает отдельные свойства объектов доступных для наблюдения. Ощущение существует в первую очередь на уровне высшей нервной деятельности и достаточно редко бывает представлено в сознании субъекта в непосредственном виде.

Восприятие представляет собой более сложную познавательную деятельность, в ходе которой благодаря интеграции ощущений, а также операций обобщения и категоризации формируется целостный образ объекта, находящегося в непосредственном восприятии личности. Процесс восприятия в значительно большей степени, чем ощущения, опосредуется языком и рациональным познанием. В ходе своего развития процесс восприятия включает в себя не только моторную познавательную активность, но также мыслительные операции анализа и синтеза, обобщения, обращение к памяти, которые протекают неосознанно для самого субъекта и позволяют быстро идентифицировать и категоризовать объект, вместо того, чтобы выстраивать его образ каждый раз заново.

Представление в философии предполагает возможность восстановление образа объекта, при отсутствии такового в непосредственном контакте с познающем субъектом, при этом образ восстанавливаемый по данным памяти, не только переживает значительную мыслительную переработку, но также позволяет производить над ним различные операции, позволяющие видоизменять и модифицировать его.

Рациональное познание

Рациональное познание возникает в более позднем возрасте по сравнению с чувственном, а именно после полного овладения речью, когда у ребенка начинают формироваться первые понятия. Речь в значительной степени опосредует все психические процессы, не только мышление, но также память и восприятие, в результате чего картина мира становится не чувственно-образной, а абстрактно-понятийной. Понятийный аппарат позволяет вычленять в изучаемых объектах существенные признаки и свойства независимые от чувственных данных, выстраивать более сложные связи и отношения.

Замечание 2

Элементарными формами рационального познания выступают понятие, суждение и умозаключение. Понятие представляет обобщенный образ объекта, в котором отражены его существенные свойства, суждение – утверждение о наличии или отсутствии у объекта определённых качеств, а умозаключение – вывод из посылок-суждений.

Рациональное познание базируется на чувственном и невозможно без наличия у субъекта чувственного опыта, однако выходит далеко за его пределы и способно заменять собой данные чувственного восприятия, при моделировании объектов, которые недоступны для непосредственного наблюдения человеком, например, радиоволн, или элементарных частиц.

comments powered by HyperComments