Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Формы и уровни познания в гносеологии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Гносеология в философии / Формы и уровни познания в гносеологии
Формы и уровни познания в гносеологии

Понятие и виды познания

Определение 1

Познание – это сумма процессов, методов и процедур приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание – основной предмет гносеологии, то есть теории познания.

Выделяют два уровня научного познания:

  • эмпирический – опытный и чувственный;
  • теоретический – рациональный.

Эмпирическое познание выражается наблюдением, экспериментом и моделированием, а теоретическое – обобщением результатов эмпирического уровня в рамках гипотез, законов и теорий.

Определение 2

Познание – это творческая деятельность человека, направляемая на получение достоверной информации об окружающем мире.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды познания:

  • обыденно-практическое – базируется на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте;
  • религиозное – базируется на вере людей в сверхъестественное, является мышлением догматами, признанными неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму символов веры;
  • научное познание – должно давать объяснение, поиск закономерностей в каждой из областей своего исследования. От него требуется строгая доказательность, четкость и объективность описания фактов, выстроенных в стройную непротиворечивую систему;
  • художественное – базируется не на научных понятиях, а на целостных художественных образах. Оно дает возможность почувствовать и чувственно выразить литературным, музыкальным или художественным произведением самые тонкие оттенки душевных переживаний, индивидуальность человеческой личности, чувства и эмоции, уникальность каждого жизненного момента человека и окружающей его природной среды. Художественным образом дополняется научное понятие. Если наука пытается продемонстрировать объективную сторону мира, то искусство демонстрирует другую сторону, личностно-составляющую;
  • философское – имеет цель получить целостное и обобщенное знание о действительности.

Уровни познания в гносеологии

Определение 3

Гносеология, или теория познания – это один из значимых разделов философского знания, так как проблематика познания в качестве весьма существенной, определяет строй каждой из философских систем. Наиболее важным является вопрос о том, каким образом человек познает мир, в котором и раскрываются механизмы познания.

Основными источниками, то есть ступенями познания, можно рассматривать чувства, то есть чувственное познание, а также разум и рациональное познание или интуицию и интуитивное познание.

Преимущественно наука ведет споры о чувственном и рациональном познании. Интуитивную форму познания рассматривают преимущественно в религиозно-философских системах. Религиозные философы рассматривали интуицию как основную форму познания, трактуя ее в качестве одного из способов приобщиться к Богу.

Возможности чувственного познания зависят от наших органов чувств и являются наиболее очевидными для каждого, так как человек получает информацию именно посредством своих органов чувств.

К основным формам чувственного познания относят:

  • ощущения – это информация, которую получает человек от каждого органа чувств. По своей сути, именно ощущения являются посредниками между человеком и его внутренним миром. Из ощущений человек получает первичную информацию, которую позже интерпретирует;
  • восприятие – некий чувственный образ предмета, в котором сосредоточена вся информацию, которую человек собрал от всех своих органов чувств. Однако восприятие существует только в момент взаимодействия с предметом;
  • представление – это чувственный образ предмета, который сохранился в механизме памяти и воспроизводится по желанию. Чувственные образы могут отличаться по степени сложности;
  • воображение в качестве формы познания – это способность комбинировать различные фрагменты чувственных образов. Воображение является важным и сложным компонентом любой творческой деятельности, включая научную.

Рациональное познание предполагает конкретные понятия, обозначающие предметы, отношения и свойства. По своей структуре суждения обязательно включают два понятия: понятие субъекта, то есть то, в связи с чем человек строит мысль и понятие предиката – то, что человек думает по поводу того или иного предмета.

Основными формами рационального познания являются:

  • умозаключение – форма мысли, когда из одного или нескольких суждений можно вывести новое суждение, которое может дать новое знание. Наиболее распространенными являются дедуктивные и индуктивные типы умозаключений. Дедукция базируется на основании двух посылок, из которых выводят одну. Индукция базируется на основании бесконечного результата исходных предпосылок, но не дает достоверно правильного результата;
  • гипотеза – это предположение, очень важный тип познавательной деятельности, особенно в науке;
  • теория – это выстроенная система понятий, умозаключений, суждений, в рамках которых могут быть сформированы законы, закономерности фрагмента действительности, который рассматривается данной теорией, достоверность которых обосновывается и доказывается средствами и методами, которые формулируются в соответствии со стандартами научности;
  • рационализм – позиция, в соответствии с которой истинность человеческого знания может обеспечиваться исключительно разумом. Чувственному знанию нельзя слепо и абсолютно доверять, так как чувства поверхностны, не могут ухватить суть вещей, которую можно постичь исключительно разумом.

Чувственное и рациональное познания тесно связаны друг с другом и диалектически друг друга обуславливают при реальном познании. С одной стороны, чувственное познание – это познание на уровне животного. С другой стороны, рациональное познание без примеси чувственного, не может быть осуществлено, так как чувственное познание, выступающее как опосредующее звено действительности и разума, служит для разума «пищей».