Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Основное положение гносеологии Канта

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Гносеология в философии / Основное положение гносеологии Канта
Основное положение гносеологии Канта

Биография Иммануила Канта

Иммануил Кант По данной теме мы уже выполнили реферат Иммануил Кант подробнее – это основоположник немецкий философской классики. В его деятельности можно выделить два абсолютно разных периода. В ранний, так называемый «докритический» период, Кант По данной теме мы уже выполнили реферат Кант. подробнее рассматривал натурфилософскую проблематику, в частности, сформулировал гипотезу о возникновении Солнечной системы через сгущение космической пыли.

С 1781 года Кантом был опубликован ряд работ: «Критика чистого разума», « Критика практического разума» По данной теме мы уже выполнили реферат Философия просвещения и её критики подробнее , «Критика способности суждения», в заглавиях которых был один общий термин «критика», означающий исследование границ и возможностей разума в главных сферах духовной жизни, то есть в познании, нравственности и эстетической оценке. Такого рода исследование вызвало отношение к «критике» как к материалам, развенчивающим претензии предшествующей философии на достижение истины через метафизические рассуждения о мире в целом, а также Боге и душе как особой субстанции. Поэтому основным периодом деятельности Канта По данной теме мы уже выполнили реферат Этика Канта подробнее считают «критический», а его философскую концепцию в целом – критической философией.

Кант совершил переворот в философии, который частично можно сравнить с коперниковским переворотом в астрономии. Вместо привычной тому обществу онтологической проблематики на первый план вышла гносеология. Перед тем, как начать рассуждения о мире, необходимо исследовать структуру и механизм познания, установить, что именно делает научное знание достоверным и всеобщим, ибо в конечном счете это определяет границы познавательных возможностей. При этом сама гносеология приобретает ряд основных положений.

Основные положения гносеологии Канта

Гносеология Канта имеет ряд специфических положений:

  1. Активность субъекта – это основополагающий принцип гносеологии Канта. Субъект не просто отражает свойства объекта, он конструирует в сознании его мысленный образ.
  2. Чувственность, разум и рассудок – это три взаимосвязанные познавательные способности, которыми выполняются разные функции. Чувственность находится в непосредственном контакте с объектом. Рассудок придает смысл восприятиям, формирует суждения и понятие, то есть является основой мышления. Разум – это способность к умозаключениям, он ставит вопросы и ищет на них ответы.
  3. Явление и «вещь в себе» - термины Канта, обозначающие характеристики объекта. Явление – это та сторона объекта, которая проявляется в опыте. «Вещь в себе» - это сторона, принципиально находящаяся за границами опыта. То есть, это синоним абсолютной активности, ее невозможно познать, так как эмпирическое и теоретическое знание существует только в рамках общества. Иными словами, формируется некий гносеологический барьер, которым ограничиваются возможности познания.
  4. Априоризм – наиболее значимая для самого Канта характеристика познания. Она предполагает существование в сознании субъекта некоторых доопытных форм, которые не зависят ни от какого эмпирического материала.

На уровне чувственности априорными считают время и пространство, в качестве всеобщих форм созерцания (речь идет об определенных способах упорядочивания ощущений, а не о временных характеристиках объектов). Благодаря зрению можно получить образ целостного предмета, а не разрозненные цветовые пятна, так как их пространственно-временная организация обеспечена некоторой способностью, изначально характерной для сознания.

Для рассудка априорными считают категории, то есть формы, внутри которых протекает мышление. Кантом было выделено 12 категорий, которыми обеспечиваются различные аспекты мышления, сгруппированных в группы по три. В результате получилось 4 блока, посредством которых зафиксирована качественная и количественная определенность предметов, характер взаимоотношений между ними и «модальность», то есть степень случайного и необходимого в предмете.

Такой структурой обеспечивается объединение чувственного образа с формированием понятий и осмысленных суждений, что придает мышлению определенный и всеобщий характер.

Такая же структура является основой принципов науки, например, естествознания. То есть, причинность нельзя считать результатом привычки и веры, она является фундаментальным принципом естествознания, закрепленного в структуре мышления.

Познание – это совокупность чувственного и логического. Средствами этого являются априорные формы рассудка и созерцания. Они трансцендентальны относительно опыта – существуют за его пределами, но при этом организуют и оформляют любой опыт. Разум, в качестве высшей ступени мышления, с одной стороны, ограничивается априорными познавательными способностями, а с другой – внешней границей опыта.

Определение 1

Антиномии – это противоречия, в которые впадает разум, стремясь рассуждать о себе и о свойствах вещей.

Кантом было выделено четыре антиномии, затрагивающие наиболее фундаментальные проблемы устройства мира и человека:

  • конечность или бесконечность мира;
  • делимость до бесконечности или предел делимости;
  • детерминизм или свобода воли;
  • наличие или отсутствие Бога.

Прежняя метафизика стремилась дать ответ на обозначенные выше вопросы. Этим она допускала большую ошибку: предполагаемый ответ заранее был вложен в ход рассуждения. На самом же деле разум мог обосновывать обе противоположные позиции, затрагивающие каждый из четырех вопросов.

Кант считал ошибкой, само стремление разума к переходу границы гносеологического барьера. Появление противоречий, если не возникло никаких элементарных логических ошибок, свидетельствует о несуверенности разума, его неспособности познавать сущность мира за границей опыта.

Наиболее значительный резонанс был у четвертой антиномии, затрагивающей возможность доказать бытие Бога.

comments powered by HyperComments