Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Соотношение методологии и теории познания

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Соотношение методологии и теории познания
Соотношение методологии и теории познания
Определение 1

Познание – это деятельность человека, направленная на раскрытие сущности предметов и явлений окружающего мира.

Методология науки: сущность понятия

В современной науке все большую роль играет методология, что объясняется целым рядом причин:

  • сложность структуры теоретического знания;
  • способы проверки знания и его обоснования;
  • тесное переплетение материальных свойств объектов с искусственно введенными абстракциями, обобщениями, моделями;
  • сопоставление результатов экспериментальной деятельности с теоретическими предположениями и выводами.

Понятие методологии прошло долгий путь от линейного понимания применяемых методов до философского понимания и складывания методологических подходов. Исследователи постоянно стремятся анализировать свою деятельность и вычленять применяемые методы по отношению к тому или иному научному направлению. Методология в таком случае предстает как форма самосознания науки, помогает соотносить деятельность и знания, а также способы получения знаний и их обоснованность.

Методология науки имеет свои уровни. Конкретно-научный уровень методологии представляет собой совокупность определенных методов, приемов, способов изучения объектов. На этом уровне формулируются основные принципы исследовательской деятельности, приводится их обоснование. На более высоком уровне располагается общенаучная методология, включающая в себя принципы, методы, формы знания, функционирующие в разных научных отраслях, в зависимости от предмета и объекта исследования.

К числу общенаучных методов исследования относят:

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • аналогия и др.

Кроме того, к общеметодологическим основам относят формирование теорий, гипотез, законов, понятий и т.д. Даже возникнув в конкретной области исследования, методы, входящие в данную группу, имеют универсальный характер и заимствуются учеными из других дисциплин, помогая сделать исследования в том числе более комплексным.

Понятие теории познания

Замечание 1

Теория познания предстает как важнейший раздел философии и представляет собой философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека.

Данное направление появилось достаточно поздно – в XIX веке. Первая продуманная гносеология (теория познания) была сформулирована И. Кантом. К числу прародителей гносеологии также можно отнести Ф. Бэкона, Р. Декарта.

В это время складывается классическая эпистемология, изучающая знание как такового. В качестве основных ее функций предстает критическая функция, которая заключается в проверке существующих и новых знаний на соответствие объективной истине и избавления науки от необоснованных и метафизических положений. Другая функция – функция культурной легитимации, которая заключается в признании и утверждении накопленных знаний как достоверных, способных выступать в качестве фундамента для дальнейшего развития науки. Помимо критицизма и фундаментализма классическая эпистемология обладает субъектоцентризмом и наукоцентризмом.

С конца XX века в ответ на изменения, произошедшие в обществе, философии и науке, зарождается новая неклассическая эпистемология, которая строится на отказе от прежних черт и выдвижения принципа доверия к результатам исследования.

Колесо взаимосвязи методологии и теории

Представляя собой относительно самостоятельные способы познания, методология и теория, решая различные задачи вместе с тем, находятся в теснейшей взаимосвязи друг с другом. Теория, выполняющая объяснительную функцию по отношению к объектам и явлениям окружающего мира, представляет собой базу для выстраивания методов изучения этих объектов, в силу того, что сам метод должен быть приспособлен к изучению своего объекта, быть ориентирован на его существенные качества и свойства, которые содержатся в теории.

Замечание 2

Таким образом, метод представляет собой теорию в ее сжатом виде, а вся методология оказывается теоретически нагруженной и отражает основные постулаты той теории на которой она была выстроена.

Однако составление какой-либо развитой теории, системы истинного и объективного знания невозможно без проведения исследований объективной реальности, что требует существования развитых методов, специфичных для той области реальности, которую собирается описывать теория. Это приводит к возникновению замкнутого парадоксального круга, согласно которому теория не может возникнуть без методов, а методы в свою очередь без развитой теории, для составления которой они необходимы.

В философии науки существуют два основных способа разрешения данного противоречия:

  • обращение к истории,
  • обращение к практике.

Первый способ заключается в том, что философы апеллируют к истории науки. Никакая теория, равно как и никакой метод не возникают на пустом месте, им предшествуют более ранние теории и методы. При этом взаимообусловленность теории и методологии принимает форму колеса, находясь в процессе своего развития они в определенные моменты взаимозаменяем друг друга и выполняют несвойственные им функции.

Так в момент кризиса теоретического знания, когда оно не способно объяснить возникающие аномалии метод сам становится теорией и в рамках методологии формируются новые объяснения и закладываются теоретические положения, и напротив, теория, вышедшая на новый уровень, вынуждена заменять устаревшую, неадекватную относительно нового класса объектов познания методологию, выполняя ее регулирующую функцию.

При формировании новой научной дисциплины методология может быть заимствована из смежных дисциплин и на ее основе будут складываться первые теории, которые дадут основания для новой уже специфической методологии. Прослеживая же исторический муть теоретико-методологического развития можно дойти до самого первичного метода исследования – метода проб и ошибок.

Не менее важным аспектом при рассмотрении взаимосвязи методологии и теории выступает и практика научного познания. Методология, равно как и теория существуют не в изолированном абстрактном пространстве, а в реальности, и по мере своего осуществления накапливают практически опыт, который позволяет им совершенствоваться не требуя коренной перестройки всей системы.