Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Уровни познания

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Определение 1

Познание являет собою общность процедур, процессов и разных методов приобретения знаний о закономерностях и явлениях объективного мира. Познание – это основной предмет гносеологии и эпистемологии, как двух основных направлений в теории познания.

При установлении сущности познания, его принципов и форм, теория познания как одного, так и другого примера пытается ответить на вопрос об возникновении знания и о том, каким образом это знание сосуществует и соотносится с действительной реальностью.

Уровни научного познания

Проблема познавательной функции человека изучается не только философской наукой. Существует множество иных гуманитарных знаний и наук, которые исследуют данный предмет. К таковым относятся: научная методология, когнитивная психология, история науки, социология знания, науковедение и т.п. Тем не менее, большая часть данных наук занимается изучением познания, рассматривая лишь его частично или отдельные моменты. Целостное познание остается предметом рассмотрения именно философского знания.

Помощь со студенческой работой на тему
Уровни познания



Рисунок 1.

В современном мире выделяют несколько уровней научного знания: теоретический и эмпирический. Теоретический уровень познания заключается в обобщении результатов эмпирического уровня, в законах, теориях, гипотезах. Данный уровень является рациональным, так как базируется на западноевропейской логике. В то же время, эмпирический уровень познания необходим при наблюдении, моделировании и эксперименте, а его основу составляет чувственное восприятие.

Формирование эмпирического познания происходит посредством взаимосвязи с объектом исследования, когда мы сами влияем на него, содействуем ему, производим обработку результатов и делаем определенные выводы. Тем не менее, вывод отдельных эмпирических законов и фактов не всегда позволяет составить единую систему законов. Для тотального познания сущности требуется использовать к рациональному уровню восприятия и теоретическому познанию.

Границы теоретического и эмпирического познания

Теоретический и эмпирический уровни познания всегда очень плотно взаимодействуют друг с другом. Именно они обуславливают существования друг друга и дают человеку возможность выбора или синтеза двух моделей познания. Так, эмпирическое познание предшествует теоретическому, так как выявляет новые данные наблюдения, факты и результаты экспериментов. Именно это познание стимулирует развитие рационального и логического познания, которое основывается на разумном осмыслении всех определившихся аспектов.

Эмпирическое знание опосредуется теоретическим - теоретическое познание утверждает, какие события или явления, процессы должны быть предметом эмпирического исследования и в каких условиях должно осуществляться эксперимент.

На рациональном уровне также выявляются и указываются те границы, в которых результаты на эмпирическом уровне истинные, в которых эмпирическое знание может быть использовано практически. Именно в этом и заключается эвристическая функция теоретического уровня научного познания.



Рисунок 2.

Граница между эмпирическим и теоретическим уровнями весьма условна, самостоятельность их друг относительно друга относительная. Эмпирическое переходит в теоретическое, а то, что когда-то было теоретическим, на другом, более высоком этапе развития, становится эмпирически доступным.

Замечание 1

В любой сфере научного познания, на всех уровнях наблюдается диалектическое единство теоретического и эмпирического. Ведущая роль в этом единстве зависимости от предмета, условий и уже имеющихся, полученных научных результатов принадлежит то эмпирическом, то теоретическом. Основой единства эмпирического и теоретического уровней научного познания выступает единство научной теории и научно-исследовательской практики.

Основные методы научного познания

Научное познание являет собою исторический процесс непосредственного развития и достижения конкретных истинных знаний об устройстве нашего мира. Достоверность данных – знаний – основа человеческой деятельности и практики в сфере жизнедеятельности.

Следует заметить, что научное познание выходит за рамки повседневного бытия и обыденного опыта, так как оно исследует не только те объекты, с которыми человек взаимодействует в мирской жизни, но и те, которые только еще в далеком будущем сможет человеческое естество освоить. Для изучения и выделения таких объектов совершенно недостаточно обыденной деятельности и практики, так как необходимо особым способом познавать мир. Кроме того, рефлексия может помочь ставить такие задания познания, которые ранее никогда не продуцировала человеческая мысль.

Специфика научного познания заключается в том, что оно подчиняется некоторым строгим принципам (причинности явлений и событий, истинности или достоверности, объективности и относительности научного знания), поэтому в процессе познания используются соответствующие методы, которые обеспечивают достоверность получаемых результатов.

Опыт трансформации и развития научной деятельности и мысли показывает, что результаты нашей жизнедеятельности в данной области знания определяется посредством точности используемых методов.

Замечание 2

Разработка данных методов являет собой очень сложный и длительный процесс, который целенаправляется и регулируется предварительными представлениями об изучаемом объекте. Такие представления являются объективным основанием метода. Они переосмысливаются в правила и приёмы деятельности, используя которые, научное познание раскрывает новые свойства и параметры конструкции и поведения изучаемого предмета.

Таким образом, выделяют несколько основных методов научного познания: анализ, синтез, моделирование, эксперимент.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис