Объект – это ряд конкретных вещей, явлений или процессов, на которые непосредственно направляется познавательная деятельность людей.
Предмет познания – это ряд конкретных аспектов, на которые направлено острие ищущей мысли.
Человек, осуществляющий познавательную деятельность, – это субъект познания. В качестве субъекта познания могут выступать как отдельный индивид, так и социальная группа или целостное общество. Отношение познавательного процесса состоит из трех частей: субъекта, объекта и содержания познания – знания.
Все вышесказанное говорит о том, что субъект способен произвести в своем сознании ряд образов, абстракций, гипотез и теорий не находясь один на один с природой, а основываясь на универсальных схемах деятельности, которые уже давно сформированы.
Субъект и объект рассматриваются в качестве противоположных сторон и образуют при этом противоречивое отношение. Субъектно-объектное противоречие развивается на базе возникновения и усложнения системы опосредованных звеньев. Чем разнообразнее и совершеннее будет эта система, тем развитее целое, связанное с этими звеньями. В связи с этим между человеком и природой возникают все новые формы и появляются новые члены отношения: продукты предыдущей работы, технические средства, мир материальной культуры и общественных связей, который формируется вокруг производственных условий.
Схожий порядок дел характерен и процессу познания. Субъект не способен оказывать влияние на объект иначе, чем предметным образом. Это значит, что он должен иметь в своем арсенале целую систему материальных посредников своих воздействий на объект познания – орудия труда, измерительные инструменты, химические реактивы, ускорители частиц и экспериментальные установки.
Прогресс познания не может быть осуществлен при отсутствии постоянного расширения и усложнения этого мира посредников. Таким же образом механизм воздействия объекта на субъект в свою очередь предполагает наличие системы посредников: непосредственная сенсорная информация, разного рода системы знаков, а в первую очередь, язык.
Посредниками познания являются средства познания:
Форма, связующая отношение субъекта с объектом – образ. Образ субъективен по своему восприятию, но объективен по содержанию. В субъективном аспекте образа отражено объективное содержание, которое не зависит от субъекта. Однако к такому выводу философы пришли не сразу.
В истории философии известно три типа связей образа и объекта:
Образы по отношению субъекту подразделяются на чувственные и рациональные. Первые из них являются наглядными, а вторые – абстрактными.
Традиционно в структуре познания принято выделять два уровня, или этапа:
Разногласия в подходах к определению истины существенно зависят от того как понимают это слово – в качестве обозначения какой-либо самостоятельно существующей сущности или в качестве характеристики человеческого знания. В первую очередь, это затрагивает две основные традиции в понимании истины:
Несмотря на то, что аристотелевская концепция истины и более поздняя, но именно она оказывает господствующее влияние на развитие европейской гносеологии и была признана большинством мыслителей в качестве классической. Основным различием этих двух трактовок является то, что Платон и его последователи понимали истину в качестве чего-то, принадлежащего самому бытию, а Аристотель рассматривал ее в качестве характеристики познавательного содержания нашего сознания, которое выражается логически связанной речью, то есть суждением. Истина в первом случае – это то, что есть само по себе бытие, во втором – то, что человек действительно знает об этом событии. Иными словами, у Аристотеля место истины – это судящее высказывание, в котором будет содержаться утверждение или отрицание чего-либо касающегося действительности, которая существует вне зависимости от суждения.
Аристотель, при формулировании своего определении истины, основывался на том, что суждение истинное, если в нем логически воспроизводится структура познаваемого предмета. При этом он считал, что ведущая, определяющая сторона такого отношения – это не суждение разума, а непосредственная действительность. Суть определения истины, данного Аристотелем, выражается следующими чертами: