Познание – это тип отношения человека к окружающему миру, в результате которого человек приобретает о мире новую информацию. Иными словами, познание – это процесс получения знания.
Проблему познания, его возможности и закономерности изучает такая наука, как теория познания, или гносеология, которая является одним из разделов философской науки.
Возможности познания заключаются во всеобщем свойстве материи - отражении. Эта возможность превращается в действительность благодаря сложному и длительному процессу возникновения и развития человеческого сознания, которое способно адекватно отражать объективный мир и выявлять его закономерности.
В сознании познающего субъекта идет формирование образа изучаемого объекта. Его идеальный характер не может быть до конца понят, так как остается в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых и нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности людей является тем специфическим фактором, который вызывает к жизни идеальное, то есть психическое «постживотного» порядка. Ученые уже достаточно давно доказали, что чем на более высокой ступени эволюционного развития стоит животное, тем меньше форм его жизнедеятельности заранее определяет строение нервных узлов, и тем больше степеней свободы характерно для его организма в плане индивидуально-прижизненной приспособительной активности. Человек, рассматриваемый в качестве высшей ступени этой эволюции, не может существовать иначе, как только благодаря использованию познания в качестве социальной формы отражения, которая является посредствующим звеном в его общественной деятельности.
Процесс отражения состоит из нескольких этапов:
Субъект познания – это производитель знания, который активно осуществляет процесс познавательной деятельности. В первую очередь субъектом познания является личность. Именно личность непосредственно наделена возможностью познания. Однако субъектом познания может выступать и коллектив, социальная группа или целостное общество.
Объект познания – это то, на что направляется познающая деятельность субъекта, то есть такой фрагмент бытия, который оказался в поле зрения его познающей мысли.
Выделяют следующие объекты познания:
Непосредственной целью процесса познания в любом его проявлении является постижение истины, путь к которой обычно достаточно сложный, трудный и противоречивый. Проблема истины – ведущая в гносеологии. Все проблемы философской теории познания затрагивают либо средства и пути достижения истины, либо формы ее существования, то есть такие понятия, как «факт», «гипотеза», «теория» и пр., а также реализацию и структуру познавательных отношений и пр.
Известно несколько разных трактовок истины. Например, истина – это соответствие человеческих знаний действительному положению вещей. Либо же, знание, которое соответствует своему предмету, то есть совпадает с ним. Истина – это опытная подтверждаемость.
Первое положение является классическим. Именно его придерживались Аристотель, Платон, Фома Аквинский По данной теме мы уже выполнили реферат Филосовия Фомы Аквинского подробнее , Гольбах, Фейербах По данной теме мы уже выполнили реферат Философские идеи Фейербаха подробнее , Маркс По данной теме мы уже выполнили контрольную работу К. Маркс подробнее и другие выдающиеся мыслители. Из этого положения можно сделать вывод, что вопрос соответствия убеждений, то есть суждений, истинному положению вещей – это вопрос, затрагивающий его истинность. Так как человек не имеет абсолютного знания и истины, но при этом стремится к их достижению, то главное его проблемой будет разработка критерием истинность, то есть критериев соответствия его теорий, убеждений и суждений. Однако, данная проблема может быть полностью отвергнута, если индивид придерживается радикальных взглядов скептицизма или агностицизма.
Научное знание, которое человек получает посредством ряда практических методов – это логически выстроенная система знаний, в которой отражены существенные, необходимые закономерности действительности. Научные знания могут существовать в некоторых специальных формах, в виде научных понятий, идей, гипотез, теорий и пр. Важнейшие функции научного знания – объяснение и предсказание, то есть научный прогноз.