Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные формы мышления как способ выражения рассудочной деятельности человека

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Основные формы мышления как способ выражения рассудочной деятельности человека
Основные формы мышления как способ выражения рассудочной деятельности человека

Понятие мышления и его формы

Определение 1

Мышление – это процесс отражения существенных связей и отношений между предметами и явлениями в объективном мире.

Иными словами, мышление – это волевая деятельность, то есть сугубо сознательное явление. Мышление невозможно без мозговой деятельности, но при этом не является исключительно мозговым процессом. Оно неотъемлемо от общественной жизни.

Выделяют три основные формы мышления:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.
Определение 2

Понятие – это фиксированный существенный признак предмета.

Понятие может существовать в словах или в словосочетаниях. Чтобы облегчить понимание, чаще используются односложные понятия. Всегда выстраивается мысль об одном каком-то предмете. Понятие, таким образом, является мыслью о предмете, в которой зафиксированы существенные признаки предметов. Признаки, как существенные, так и несущественные, или схожи, или отличаются у разных предметов.

Готовые работы на аналогичную тему

Определение 3

Суждение – это форма мысли, в которой предмету мысли приписан какой-либо признак, или же говориться об отсутствии данного признака у рассматриваемого предмета.

Определение 4

Умозаключение – это форма мысли, при которой из одного или нескольких высказываний – суждений – можно вывести новое суждение.

В общем виде психологи выделяют следующие формы человеческого мышления:

  • наглядно-действенное – выстраивается на непосредственном восприятии предмета при взаимодействии с ним;
  • образное – базируется на образах и представлениях;
  • индуктивное – построение аналогий от частного к общему;
  • дедуктивное – логический вывод от общего к частному или от частного к частному, сформулированный с соблюдением правил логики;
  • абстрактно логическое мышление, или вербальное – наиболее сложный тип мышления.

Экспериментальное изучение рассудочной деятельности

С самого начала изучения разума животных, исследователи стремились решить две важные взаимосвязанные проблемы:

  1. Каковы высшие формы мышления, которые доступны для животных, а также какова их степень сходства с мышлением людей?
  2. На каком из этапов филогенеза началось формирование первых, наиболее простых зачатков мышления и насколько широко они сегодня представлены у животных?

Решению первой проблемы может поспособствовать ряд комплексных исследований психики антропоидов, в том числе их способностей к овладению языками-посредниками. Чтобы разрешить вторую проблему необходимо провести обширные сравнительные исследования позвоночных животных, находящихся на разных уровнях филогенетического развития. На сегодняшний день благодаря исследованиям, которые были проведены многими иностранными и отечественными исследователями, накоплено большое количество экспериментального материала, дающего обстоятельные ответы на оба обозначенных вопроса. Основную информацию о мышлении животных в своей работе «элементарное мышление животных» 2001 г. изложили З.И. Зорина и И.И. Полетаева.

С точки зрения этих авторов зачатки мышления были характерны для достаточного большого количества позвоночных животных – пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, относящихся к различным отрядам. Наиболее высокоразвитые млекопитающие – человекообразные обезьяны – способны к обобщения, могут усваивать и пользоваться языками-посредниками на уровне детей 2-х лет.

Элементы мышления могут проявляться у животных в самых разных формах. Они могут быть выражены в выполнении большого количества операций, к которым может быть отнесено обобщение, абстрагирование, сравнение, экстренное принятие решения и формулирование логических выводов.

У животных разумные акты связывают с обработкой множественной сенсорной информации в различных функциональных областях – пищедобывательной, оборонительной, социальной, родительской и пр.

Мышление животных – это не просто способность решить ту или иную задачу. Это системное свойство мозга, причем в зависимости от филогенетического уровня животного и соответствующе структурно-функциональной организации его головного мозга, диапазон интеллектуальных возможностей расширяется.

Одним из главных условий, которое позволяет осуществлять экспериментальное изучение рассудочной деятельности животных, в качестве предпосылки развития разума человека, является разработка адекватной методики исследования, а также выбор соответствующих критериев количественной оценки интеллекта животных, относящихся к различным таксономическим группам. Необходима была разработка текстов, основанием в структуре которых были бы элементарные законы природы. Такие тесты должны были базироваться на рецепторных возможностях животных, чтобы улавливать законы, связывающие отдельные элементы предъявляемых задач, а также должны были базироваться на элементарных понятиях пространства, движения и времени.

В отдельных случаях, в основном у приматов, могли использоваться тесты, которые применялись в психологии человека. На сегодняшний день, чтобы изучать рассудочную деятельность, используют целую серию тестов, которые могут применяться у животных разных видов. При адекватном решении теста необходимо провести тщательный анализ, является ли данное поведение результатом проявления рассудочной деятельности, либо использования более простых механизмов, например, методики ассоциативного обучения. В ходе анализа поведения животных, решая логические задачи, следует придерживаться канона Ллойда-Моргана. Этот канон гласит, что никакое действие не может быть интерпретировано в качестве результата проявления какой-то высшей психической функции, если оно может быть объяснено не основании наличия у животного способности, которая стоит на более низкой ступени на психологической шкале.

В настоящий момент в различных лабораториях и исследовательских центрах, посредством разного рода тестов, собран многочисленный материал о мышлении животных. Зорина З.А. приводит достаточно подробную классификацию таких тестов в своих работах.