Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Георг Вильгельм Гегель, немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Георг Вильгельм Гегель, немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии
Георг Вильгельм Гегель, немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии

Биография философа

Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Гегель подробнее родился в Штугарде в семье высокопоставленного финансового чиновника в 1770 году. Отец Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее много внимания уделял образованию сына, в дополнение к школьному нанимая для него домашних педагогов. Гегель учится с удовольствием, он успешно заканчивает гимназию, а затем поступает в Тюбингемский теологический институт.

Гегель много времени отводит чтению, тратит на книги все свободные деньги, помимо научной литературы он увлекается античной классикой и бульварными произведениями, а вот немецкую классику обходит стороной. Не чужды Гегелю и простые удовольствия – вино, табак, карты. На всю жизнь он остается большим любителем женского общества, помимо брака у него рождается сын на стороне. Будучи крайне рассеянным и увлекающимся человеком, Гегель не отличается ораторским даром, однако способен говорить до бесконечности на философские темы.

После окончания института Гегель становится магистром теологии, но отвергает карьеру священника и работает частным преподавателем, что не мешает ему продолжать свое образование, а также писать творческие работы. Гегель поддерживает идеи Французской революции, хотя и осуждает якобинский террор. Личность Наполеона во многом вызывает его восхищение.

После смерти отца в 1799 году Гегель оставляет репетиторскую деятельность и полностью отдается философской деятельности. Вскоре он становится преподавателем в Йенском университете, затем получает кафедру в Гейдельберге. Вершиной его преподавательской карьеры становится кафедра философии в Берлинском университете, которую он занимает спустя четыре года после смерти Фихте По данной теме мы уже выполнили реферат Философия И. Г. Фихте подробнее , ее предыдущего профессора.

В данный период Гегель издает свои основные произведения:

  • «Энциклопедию философских наук»;
  • «Большую логику»;
  • « Философию права» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Философские проблемы юриспруденции подробнее .

Первое время лекционная деятельность Гегеля движется с трудом – мешает как его невыразительность в качестве оратора, так и сама запутанность его философских концепций. Однако уже к 1820-м годам, Гегель обретает огромную популярность, так что даже такой прекрасный оратор как Шопенгауэр По данной теме мы уже выполнили доклад Шопенгауэр. подробнее не может составить ему конкуренцию в качестве лектора. Впрочем, Гегель по привычной рассеяности не придает нападкам Шопенгауэра По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Шопенгауэра подробнее большого значения.

В 1831 году Берлин охватывает эпидемия холеры. Сначала Гегель покидает город, но уже в начале учебного года возвращается ошибочно посчитав, что эпидемия миновала. Вскоре он умирает, по одной версии от холеры, по другой от заболевания желудочно-кишечного тракта. Незадолго до Гегеля погибает и его незаконнорождённый сын, находившийся на службе в Голландии.

Сыновья Гегеля от законной супруги – Кард и Иммануил следуют по его стопам, исследуя историю и теологию.

Спекулятивный метод и диалектика Гегеля

Философия Гегеля начинается с критики известных ему подходов к познанию и обоснования собственного, «спекулятивного» метода. В качестве основных философ рассматривает три познавательных системы:

  • метафизическую,
  • эмпирическую,
  • непосредственную.

Метафизическая система, присущая рационалистам, покоится на убеждении в бесконечности возможностей разума и иллюзорной уверенности в том, что человек познает мир таким, какой он есть, а рационалистические размышления способны проникнуть в его природу.

Эмпиризм, критикующий и ограничивающий разум опытом, в свою очередь с одной стороны может также приходит к догматизму, когда опыт становится единственным источником знания, а с другой напротив, в скептицизм, когда разделяя чувственное представление о предметах от самих предметов, человек отказывается от возможности познать их истинную природу, что было прекрасно продемонстрировано в работах Канта По данной теме мы уже выполнили реферат Этика Канта подробнее .

Философия непосредственного познания Якоби в свою очередь основывается на иллюзии прямого усмотрения истины, по мнению Гегеля, может быть реализована лишь в отношении крайне простых и бедных элементов знания, но никак не основ мироздания и главных философских вопросов. В своей системе Гегель стремится объединить лучшие элементы вышеперечисленных и избавиться от их недостатков.

Замечание 1

Из метафизики Гегель черпает веру в возможности познания, из эмпиризма –критический подход и стремление к конкретности, а из непосредственной философии – понимание необходимости начинать познание с незначительных и очевидных истин. Гегель называет свою философию объективным идеализмом.

Ее методом становится спекулятивный, который включает в себя три приема мышления:

  1. рассудочный,
  2. диалектичный,
  3. собственно спекулятивный.

Задача и ограничение рассудочного метода по Гегелю состоит в осознании тождественности и разделении мира на отдельные фрагменты. Диалектика в свою очередь позволяет выделить внутри данных фрагментов – предметов и объектов, внутренние противоречия, заострение внимания на которых влечет за собой тотальный скептицизм. Его преодоление возможно лишь за счет спекуляции, т.е. синтезирование противоречий в взаимосвязанные противоположности, за счет взаимодействия, которых происходит как развитие самого объекта, так и мысли о нем.

Так рассматривая понятие бесконечного абсолюта, Гегель указывает, что в философии ему традиционно противопоставляется конечное, вещественное бытие. Однако если принять за истину тот факт, что конечное бытие и абсолют не связаны друг с другом, то человек легко приходит к противоречию, ведь конечное бытие начинает ограничивать абсолют, лишая его бесконечности. Разрешение данной дилеммы возможно лишь за счет указания двойственного характера абсолюта, который включает в себя конечное в качестве противоположности. Соединение бытия и инобытия и составляет истинную сущность абсолюта, его бесконечную природу.

Учение о духе

Важным компонентом онтологии Гегеля становится идея мирового духа, как бытийной субстанции, охватывающей все происходящие процессы, пребывающей в постоянном самораскрытии и саморазвитии через разнообразные формы. Среди главных форм духа Гегель выделяет субъективный, объективный и абсолютный дух.

Субъективный дух находит свое выражение в отдельно взятом субъекте, через его индивидуальные качества, развитие его мышления, а также психологические черты.

Объективный дух стоит за историческим процессов развития человеческого общества и выражается в стремлении к свободе.

Абсолютный дух являет свой характер в человеческой культуре через монументальные творения способные охватить все и вся – искусство, религию, философию.