Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Современная китайская философия

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Китайская философия / Современная китайская философия
Современная китайская философия
Определение 1

Современная китайская философия - это понятие охватывающее временной период с середины XIX века по настоящее время, содержанием которого являются процессы пересмотра традиционной философии Китая, под воздействием западной философии, науки, религии, идеологии и политики, а также поиски нового философского базиса страны.

Движения «западников» и «традиционалистов» в китайской философии на рубеже веков

На протяжении тысячелетий своей истории Китай оставался достаточно консервативным в своем философском развитии, в нем доминировали и развивались идеи конфуцианства, буддизма и даосизма, основы которых были заложены великими учителями еще в шестом веке до н.э. Во многом такому положению вещей способствовала политика изоляции, практиковавшаяся китайскими императорами. Однако активное вмешательство технологически более развитых и агрессивных западных стран не только положили конец изоляции, но и показали несоответствие традиционных концепций требованиям современности, их неспособность не только сделать Китай мировой державой, но даже отстоять собственный суверенитет.

Помощь со студенческой работой на тему
Современная китайская философия

Кризис китайского государства и общества требовал изменения философско-религиозных устоев жизни, пронизывавших весь социум и создания новой философии, такой что способствовала бы проведению прогрессивных реформ, активизации политической и личностной жизни населения Китая, установлению адекватных форм власти, общественной жизни, науки и производства. Мыслители Китая рассматривая происходящие процессы с точки зрения «догоняющих» традиционно разделились на два противоборствующих лагеря – тех, кто делал акцент на западной философии и образе жизни, и тех, кто отстаивал ценность и непогрешимость традиционных устоев. К числу наиболее влиятельных мыслителей данного периода можно отнести:

  • Тань Сытуна,
  • Сунь Ятсен,
  • Ху Ши.

Философские воззрения Тань Сытуна можно условно отнести к числу «традиционалистским». В отличие от многих современников он не отвергал основы конфуцианского По данной теме мы уже выполнили реферат философия конфуция подробнее учения, а напротив, стремился переосмыслить и модернизировать его на основе опыта западной цивилизации. Остро воспринимая разницу в социальном, политическом и технологическом развитии Китая и запада, философ стремился найти «секрет развития» западного мира и на его основании создать программу реформ способную сделать Китай современным и сильным государством. Из всех принципов конфуцианства Сытун По данной теме мы уже выполнили реферат Мор. "Утопия" подробнее сосредоточил свое внимание на Чжень – гуманности, проявление которого он находит в различных зарубежных философиях и религиях от буддизма до европейского просвещения.

В своей философии Сытун дополнил принцип Чжень, новым принципом взаимосвязанности (Тун), который приобрел материальный носитель – эфир (на конец девятнадцатого века приходится расцвет эфирной теории). Таким образом согласно его идеям гуманизм отдельного человека связан со всем миром, и проведя ряд постепенных реформ гуманизирующих китайское общество – убирающих социальное и гендерное неравенство, ликвидирующих схоластическую науку и заменяющих ее наукой и просвещением, можно добиться расцвета Китая на синтезе традиционных и зарубежных идей.

Философские идеи Сунь Ятсена и Ху Ши

Данных мыслителей можно отнести к числу «западников» в Китайской философии. Идеи Сунь Ятсена сконцентрированы вокруг социального преображения Китая и во многом основываются на постулатах зарубежных социал-демократических движений. Сунь Ятсен активно участвовал в политической жизни страны, став своеобразным «конфуцием современности», он заложил основные принципы, предопределившие развитие Китая в двадцатом веке:

  • национализм,
  • народное благосостояние,
  • народовластие.

Сунь Ятсен настаивал на проведении коренных реформ как политики и экономики, так и мировоззрения, и традиции Китая. Он ратовал за перераспределение земли в пользу крестьян, введение принципов равенства в отношении возможностей развития каждого члена общества, построение демократического государства с пятью ветвями власти.

Замечание 1

Важным пунктом философии и деятельности Сунь Ятсена стало преодоление пассивности китайского населения, опровержение философского принципа «познать легко – сделать трудно», и замена его на прямо противоположный.

Еще более прозападных позиций придерживался лидер «интеллектуальной революции» Ху Ши. Ху Ши противопоставлял «материализм» восточной философии, под которым он понимал приземленность и примирение с текущим положением дел, с рационализмом западной, которой приписывал стремление к развитию, активность, поиск и открытие нового.

Ху Ши выступал противником революционного движения, он считал, что преобразование общество возможно через последовательное проведение микро реформ, нацеленных на решение конкретных проблем, в духе американского и британского прагматизма. Важны условием успешности политики реформ Ху Ши называл разрушение системы традиционного мировоззрения и идеологии Китая – конфуцианства, с его принципами подчинения и стабильности, а также даосизма, с его установкой на недеяние.

Маоизм и новое конфуцианство

После победы коммунистической революции в Китае, вся философская и духовная жизнь в стране стала перестраиваться на рельсы марксизма-ленинизма, данного в переосмыслении главного мыслителя и «кормчего» компартии Мао Цзэдуна.

Философия и практика маоизма предполагала введение основных положений диалектического материализма, с учетом опыта прошедшей социалистической революции в России, а также под влиянием традиционной китайской мысли. Так принцип «единства и борьбы противоположностей» занял центральное место, но при этом был видоизменен в соответствии, с китайским пониманием. Место борьбы, приписываемой европейским дуалистическим пониманием мира, заняло взаимодействие, в котором противоположности не только неразрывны, но и взаимозаменяемы.

Замечание 2

В ходе «культурной революции» Мао подверг значительной критике философские системы прошлого, обвиняя конфуцианство в поддержке отсталых феодальных взаимоотношений, а даосизм По данной теме мы уже выполнили реферат Основные категории даосизма подробнее и буддизм, в принципе не рассматривались как системы, имеющие какую-либо ценность.

Несмотря на долгое доминирование принципов маоизма, уже в 80-х годах прошлого века начался новый этап обращения и переосмысления традиционной китайской философии, который получил название нового конфуцианства. Его главным представителем стал Аи Цзэхоу, а основными идеями – стремление отыскать рационалистические и гуманистические принципы традиционного конфуцианства, чтобы на их основе переосмыслить и реализовать в китайской действительности главные достижения зарубежных культур.