Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Человек как предмет философской рефлексии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Человек как предмет философской рефлексии
Содержание статьи
Определение 1

Человек – это психобиосоциальное существо, принадлежащее к виду Homo Sapiens, развивающееся и существующее в социальной реальности.

Человек как центральная проблема философии

Тема человека – его сущности, смысла его существования, места в мире и соотношения с этим миром – извечная и начальная тема любого философского направления, более того, любой рефлексивной и просто отвлеченной мыслительной деятельности, выходящей за рамки решения повседневно-бытовых задач. Эта проблема ставилась с самых древнейших времен, еще задолго до возникновения собственно философии. Человеческие поиски себя проявлялись в сказительском, танцевальном, изобразительном творчестве древних людей, в их ритуалах и способах социального общежития, их представлениях и природе, окружающем мире, камнях и животных. Позднее они кристаллизовались в мифорелигиозном эпосе и наконец вышли на конкретно-осознаваемый уровень в философской мысли.

Человек является центром философии сразу с двух позиций. Прежде всего человек есть субъект философии, сам человек философствует и это делает не некий абстрактный разум или дух, а вполне конкретный мыслитель, со своей судьбой, жизненными перипетиями, религиозными, политическими и мировоззренческими пристрастиями, кругозором и образованностью. Из фактов биографии философа выковывается его философская концепция и взгляды на человека, на мир, и на все остальное. Одновременно человек выступает и объектом философии, с древнейших времен, как было отмечено выше. При этом познание себя для человека неотделимо от познания мира, так как в основе любой рефлексии лежит сравнение с окружающим, которое выступает в качестве зеркала, отражающего самого мыслителя.

Таким образом всю философию можно рассмотреть через призму проблемы человека и выстроить ее развитие в соответствии с двумя направляющими:

  • по степени понимания проблемы человека, как исходной точки философской методологии,
  • по степени философского осмысления человека, его жизни и атрибутов.

Готовые работы на аналогичную тему

Этапы развития проблемы человека

На основании степеней понимания проблемы человека и его философского осмысления, Э. Кассирер выделил три этапа развития философской мысли:

  • метафизический,
  • теологический,
  • механо-математический,

Метафизический этап охватывает древневосточную философию и античность. Следует отметить, что представления о человеке в этих системах сильно отличались. Индийская философия слита с религией, китайская неотделима от нравственно-этического учения, в целом для них характерно представление о существовании некоторого внеличностного идеала Я, в виде нравственного закона кармы или вселенского закона дао. Эта величина служит посредником между людьми, отдельные частные личности как бы являются ее осколками, поэтому для восточной философии характерна коллективистская трактовка сущности человека, использования местоимения «мы» и растворенность человека в природе, его гармонии с целым и подчинении законам целого.

Античные мыслители напротив выделяют человека как самостоятельную ценность из природного мира, личность не одно из многих я от общего, а отдельные, самостоятельные сущности. В качестве отличительных черт человека, указываются его способность не только воспринимать, но и понимать, а в качестве направляющих человеческой жизни указывается нужда и стремление к изобилию. Именно в античной философии была сформулирована добродетель познания мира, как главного способа узнать самого себя (Сократ), а также ведущая роль человеческой души, как источника активности и мышления (Платон). Наконец, в работах Аристотеля было дано определения человека как политического животного, т.е. существующего в особом, социальном пространстве, качественно отличающегося от условий жизни иных существ.

Теологический этап охватывает западноевропейское средневековье, когда философская мысль находилась под мощным влиянием христианской религиозности. Духовная составляющая человека была еще больше возвышена и оторвана от реалий его существования, человеку был дал смысл жизни, который состоял в стремлении к богу, при этом человек был лишен своей субъектности. Так Августин Блаженный в своих работах указывал, что человек живя по-человечески приближается к дьяволу, а значит долг священника следить за тем, чтобы он жил исключительно по заветам бога.

Механо-математический этап приходится на философию Нового времени. Он характеризуется определенным дуализмом. С одной стороны, большое внимание уделяется телесному существованию человека, человек рассматривается как часть природы, починяющаяся ее законам, которые можно изучить и описать с помощью математики и механики. С другой стороны, духовная жизнь человека никуда не исчезает, но наоборот еще больше укрепляется, человеческий разум становится хозяином и субъектом своей деятельности, преодолев религиозные препоны, он стремится к познанию окружающего мира, познанию себя, решению социальных проблем, не останавливаясь ни перед чем. Наибольшего расцвета этот подход достигает в философии Канта, который указывает что человек одновременно обитает в двух мирах – природной необходимости и нравственной свободы. Одновременно Кант обозначает и границы могущества разума, который не в силах познать объективных окружающий мир вещей в себе, формируя представления о нем исходя из собственных иллюзий.

Современное понимание человека в философии

В настоящее время проблеме человека в философии уделено особое место, еще в начале двадцатого века сложилась отдельная дисциплина – философская антропология, осознанно ставящая человека в центр своих исследований. Философская антропология стремится отталкиваться от научного, биопсихосоциального понимания человека, как единства его различных сторон, однако не ограничивается обобщением научных открытий и сведений, а идет дальше, в область метафизического, вненаучного знания, тех представлений о человеке которые может выдвинуть лишь сам человек.

Основными принципами современного взгляда на человека является понимание его многоуровневой природы и многомерной сущности. Человека неправомерно сводить только к биологическому, социальному или какому-либо еще существу, в каждом человеке отражены и находятся во сложном динамическом равновесии все уровни бытия от микро до маркокосма, хотя их соотношение и значимость в каждом конкретном человеке индивидуальна.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Алексей Анатольевич Шарыпов

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис