Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Идея первичности потребностей и интересов перед отражающим их сознанием

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Идея первичности потребностей и интересов перед отражающим их сознанием
Идея первичности потребностей и интересов перед отражающим их сознанием

Понятие потребности

Определение 1

Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, которое проявляется зависимостью от ситуационных факторов.

Карл Маркс По данной теме мы уже выполнили контрольную работу К. Маркс подробнее и его сторонники-философы поддерживали идею первичности потребностей и интересов личности перед отражающим их сознанием, и вторичность идеального. Здесь подразумевается, что потребности и интересы, которые задают алгоритм деятельности человека, являются первичными относительно сознания, определяют его содержание. Люди не могут сами выбирать себе физиологические, социальные или духовные потребности – все они уже предписаны человеку в его родовой природе, с которой сознание должно уживаться как с непреложной данностью. Именно эти потребности людей, которые заложены с рождения, или которые привиты способом общественного бытия, и есть наиболее глубокие причины человеческой деятельности.

Помощь со студенческой работой на тему
Идея первичности потребностей и интересов перед отражающим их сознанием

Другими словами, они выступают первопричиной деятельности, предпосланными ее целевыми причинами, то есть скрываются за желаниями и стремлениями людей, определяют их, воздействуют на сознание, направляя человека на нужный путь.

Замечание 1

Идея об объективной иерархии в структуре человеческих потребностей последовательно реализовалась в работах Маркса, став краеугольным камнем в материалистическом понимании истории.

Исходным положением обозначенной доктрины стала идея о преобладании материальных потребностей перед любыми идеальными факторами любой человеческой деятельности. Так Маркс установил зависимость различных типов человеческих потребностей с соответствующими им формами деятельности, которые имеют разное значение при воспроизводстве общественной жизни.

Маркс признавал всю важность духовной деятельности, направленной на производство научных знаний, художественных образов, юридических норм и даже религиозных догматов, но, тем не менее, считал ее подчиненной практической деятельности по непосредственному воздействию на мир – естественную и социальную среду существования человека. Он считал, что практическая борьба за существование и физическое выживание в природном и социокультурном мирах, которая требует его изменения, а не просто стороннего наблюдения, всегда является приоритетной задачей жизни общества.

Эти условия ставят мышление человека и его чувства в узкие рамки низменных практических интересов и вынуждены помогать создавать вещи, захватывать и удерживать власть и пр.

Первичность потребностей и вторичность идеального

Питирим Сорокин придерживался совершенно противоположной точки зрения на соотношение потребностей и интересов с сознанием и практической деятельностью человека.

По мнению Питирима Сорокина По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовые взгляды Питирима Сорокина подробнее констатирующая роль идеального заключается не только в влиянии духовного знания на любую человеческую деятельность, но и в первенстве специализированной формы духовного производства относительно форм социальной практики – первенства, имеющего не только функциональное, но и структурное выражение.

На самом деле, Сорокин выделил в качестве основных подсистем общества не институализированные виды деятельности, а структуры культуры человечества, которые объективируют наиболее важные духовные ценности существования: добро, красоту, истину, справедливость. К таким подсистемам относят науку, религию, искусство и этику, включающую право и мораль, а также служебную подсистему языка. Все остальные общественные образования рассматриваются им в качестве несамостоятельных и производных. Это относится и к материальному производству, и к сфере социального управления, которые Сорокин рассматривает в качестве производных, композитивных образований культурной подсистемы права.

При рассмотрении практического в качестве прикладной функции духовного, Сорокин разделил основные детерминационные зависимости внутри общества на два вида.

  • Первый вид - отношения взаимной координации важнейших культурных систем, в рамках которых наука, искусство, религия, мораль и право взаимно влияют друг на друга, образуют целостный тип мировоззрения, в котором представления о добре и зле, красоте, истине и справедливости органично взаимосвязаны.
  • Второй вид – отношения субординации доминирующего типа мировоззрения с практической жизнью людей – от материального производства до особенностей быта человека.

Люди, живущие в обществах первого типа, основываются на убеждении в том, что реальность, которая их окружает имеет духовное, божественное происхождение. А значит, смысл своего существования они видят в подчинении божественным силам, относясь ко всему мирскому с презрением или снисхождением, как к преходящему. В связи с этим материальному производству в таких обществах свойственен поддерживающий характер. Оно обеспечивает только необходимый минимум жизненных средств и не имеет тенденции к постоянному развитию. Основной объект воздействия, по мнению людей, не природа, а человеческая душа, которая должна стремиться слиться с Богом. А значит, в познании должен доминировать внутренний духовно-мистический опыт, а эмпирическая наука и рассудочное мышление находятся в подчиненном значении. Поведение людей базируется на абсолютных принципах божественной морали, которые господствуют над прагматизмом, утилитаризмом и договорными принципами. Альтруизм при таком мировоззрении рассматривается в качестве нормы общественной жизни, которая отвергает и подавляет эгоизм. Искусство базируется на воспевании духовной и отторжении плотской красоты и пр.

Абсолютно противоположные характеристики свойственны обществам второго вида, базирующимся на материалистичности в восприятии мира, которая акцентирует чувственные стороны бытия человека: здесь доминирующими потребностями выступают не духовные, а телесные желания комфорта и богатства, адаптивное влияние направлено на природную среду, что приводит к гипертрофии материального производства.