Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в Новое время

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Средневековая философия Китая / Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в Новое время
Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в Новое время

Ван Янмин как философ

Ван Янмин (1472-1529) - виднейший мыслитель наполнил влиятельное неоконфуцианское учение новым содержанием. Если в философии Чжу Си большое внимание уделяется классификации изучаемых вещей и явлений, космологическим проблемам и рациональным объяснениям различных явлений природы (таким, как изменения геологических структур, затмения и т.п.), то для Ван Янмина более характерно внимании к таким способам самопознания, как интроспекция и даже медитативная практика для достижения, так как, по его мнению, не познав себя, человек не может адекватно постигать внешний мир.

Замечание 1

За подобную акцентированность на самопознании данный философ в последующее время не единожды подвергался критике, в ходе которой ему в вину вменялась излишняя приверженность к созерцательности в духе буддизма, угрожающая обществу ослаблением воли к сопротивлению внешним врагам, а также упадком морали. Несмотря на всё это, Ван Янмин считается одной из центральных фигур в философии минской эпохи, занимая такое же значимое место, которое в сунской философии занимал Чжу Си.

Помощь со студенческой работой на тему
Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в Новое время

В определенной степени фигура Ван Янмин продолжает считаться крупнейшим авторитетом не только в философии китайского «позднего средневековья», но и философии последующего времени в целом не давшего (вплоть до «нового времени») таких авторитетных мыслителей.

Основные идеи

Наиболее оригинальная идея в учении Ван Янмина: вне сердца-ума (синь вай) не существует в реальности ни принцип-ли, ни предметы-явления (у), ни занятия-деятельность (ши). При этом, по Ван Янмину, сердце-ум – это не орган в физиологическом смысле, а особый познавательный орган, тело-сущность которого (ти) состоит в совершенном благе. Если подлинное благо присутствует в сердце (что соответствует норме, но может блокироваться страстями человека, юй), то человек становится способным познавать благие (же) вещи-явления, так как они предстают в качестве явлений для сердца же. И наоборот, если человек злой, то его сердце утрачивает первосущность (бэнь-ти), в результате чего его обладатель становится существом не только порочным, но и бессознательным. Поэтому познание мира доступно лишь для «этического субъекта», «доброго человека».

Вторая характерная идея в философии Ван Янмина - это идея о знании как созидающем действии. «Совпадающее единство знания и действия» означает то, что знание обладает действенным характером, и Янмин пытался обосновать, что знание является действим, а не наоборот, что вего к существенному повышению статуса знания, а также значения сознательного начала в людях. Чтобы обозначить существенное единство знания и действия, философом минской эпохи был предложен специальный термин «лян чжи», который может быть истолкован как «благосмыслие», то есть особая форма текстуально невыразимого «творческого акта в себе», представляющего собой одновременно «субстанциальную сущность и трансформирующую активность». Как определил сам философ, лян чжи является «эссенциальным (семенным) духом созидательных трансформаций».

Развитие китайской философии в новое время

1644 год ознаменовывается мадением Минской династии и завоеванием Китая малообразованными вождями из Маньчжурии, чье господство над Китаем осуществлялось под именем династии Цин, которая просуществовала вплоть до 1911 года. Такая ситуация привела к формированию в китайском обществе негативных настроений по отношению к философии, в излишнем увлечении которой усматривалась причина ослабления имперской власти. Причем, обвинялись не только даосы По данной теме мы уже выполнили реферат Идеал человека в даосизме и конфуцианстве подробнее и буддисты По данной теме мы уже выполнили эссе Буддизм подробнее , но и их противники – философы-традиционалисты. В результате происходит отход философии на второй план, на место которой пришли другие занятия. Возникло течение под названием «Ханьсюэ», что можно перевести как «изучение наследия» (то есть философского наследия древности).

Замечание 2

Кризис середины XIX века, называемый эпохой «опиумных войн», ознаменовался проникновением западной культуры на территорию этой страны, в том числе и философии, в результате чего началось ее взаимодействие с образцами философствования, развитыми европейскими философами.