Рациональное познание – это такое познание, которое основывается на мышлении и логике.
Формы рационального познания
В рациональное познание входят три основные формы:
- Понятие
- Суждение
- Умозаключение
Понятие – отраженное в мышлении общая мысль о предмете, имеющая череду взаимосвязанных признаков.
Понятия в науке представлены в качестве предельно действенного вида, в их поясняющей силе. Суть всех событий разъясняется через понятия.
Все события, объекты, вещи имеют свои имена, это понятия. Стол, книга, человек – понятия. Каждое понятие имеет $2$ ключевые характеристики:
Объем понятия – это множество объектов, обозначающихся конкретным понятием. Это совокупность основных признаков класса объектов, которые попадают под это понятие. Объем понятия стол – множество всех столов, которые были, есть и будут когда-либо.
Содержание понятия – совокупность признаков, с помощью которых описывается какое-либо понятие.
Между объемом и содержанием понятия есть обратная зависимость. С большим содержанием понятия будет меньше его объем. Чем больше признаков входит в состав понятия, тем меньше предметов данное понятие описывает и наоборот.
Понятие является главной мыслью о чем-либо, обобщающая мысль, которая позволяет объяснить смысл класса объектов.
Виды понятий
По объему понятия делятся на:
- Единичные понятия – состоят из одного единственного объекта. К примеру, русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, столица России – Москва.
- Общие понятия – состоят из более чем одного объекта. К примеру, стол, буква и т.д.
- Пустые понятия - состоят из пустого множества. К примеру квадратура круга, круглый квадрат.
Содержание понятий
- Положительное содержание понятий – отмечает, что понятие имеет какой-либо признак (пример – честный человек).
-
Отрицательное содержание понятий – отмечает отсутствие признака у предмета (например нечестный человек).
-
Относительное содержание понятий – фиксирует, что у существующего предмета подразумевается другой существующий предмет (например – продавец – покупатель).
-
Безотносительное содержание понятий – фиксирует, что предмет существует независимо от такой зависимости (например – стол, стул).
-
Собирательное содержание понятий – фиксирует понятия, которые обозначают большое количество однородных предметов, которые мыслятся как одно целое. Они могут быть как общими, так и единичными.
-
Несобирательное (разделительное) содержание понятий – фиксирует не группу, а отдельные предметы.
-
Конкретное содержание понятий – имеет отношение к классу предметов.
-
Абстрактное содержание понятий – представляет свойства предмета, его признаки, которые взяты отдельно от него (синева, доброта).
-
Эмпирическое содержание понятий – фиксирует по наблюдениям за объектами их свойства. Оно реализуется через сравнение общих свойств.
- Теоретическое содержание понятий – состоит из ненаблюдаемых объектов, оно основывается на базе анализе какого-либо класса объектов, явлений через ранее разработанные понятия, концепции.
Русская философия $18$ века характеризовала понятие как идею. Кант понимал понятие как любое общее представление, так как оно фиксировано термином. Определение понятия таким образом звучало:
«Понятие есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно – представление, имеющее возможность содержаться в различных объектах».
Гегель определял понятие как:
«прежде всего синоним действительного понимания существа дела, а не просто выражение любого общего, любой одинаковости объектов созерцания».
Понятие раскрывает подлинную природу вещи, а не схожесть с другими предметами. Поэтому формой понятия является «диалектическое единство всеобщности и особенности», раскрывающиеся с помощью разнообразных форм суждения и заключения.
Энгельс понимал понятие как:
«суть сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей».