Рациональное познание – это такое познание, которое основывается на мышлении и логике.
Формы рационального познания
В рациональное познание входят три основные формы:
- Понятие
- Суждение
- Умозаключение
Понятие – отраженное в мышлении общая мысль о предмете, имеющая череду взаимосвязанных признаков.
Понятия в науке представлены в качестве предельно действенного вида, в их поясняющей силе. Суть всех событий разъясняется через понятия.
Все события, объекты, вещи имеют свои имена, это понятия. Стол, книга, человек – понятия. Каждое понятие имеет 2 ключевые характеристики:
Объем понятия – это множество объектов, обозначающихся конкретным понятием. Это совокупность основных признаков класса объектов, которые попадают под это понятие. Объем понятия стол – множество всех столов, которые были, есть и будут когда-либо.
Содержание понятия – совокупность признаков, с помощью которых описывается какое-либо понятие.
Между объемом и содержанием понятия есть обратная зависимость. С большим содержанием понятия будет меньше его объем. Чем больше признаков входит в состав понятия, тем меньше предметов данное понятие описывает и наоборот.
Понятие является главной мыслью о чем-либо, обобщающая мысль, которая позволяет объяснить смысл класса объектов.
Виды понятий
По объему понятия делятся на:
- Единичные понятия – состоят из одного единственного объекта. К примеру, русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, столица России – Москва.
- Общие понятия – состоят из более чем одного объекта. К примеру, стол, буква и т.д.
- Пустые понятия - состоят из пустого множества. К примеру квадратура круга, круглый квадрат.
Содержание понятий
- Положительное содержание понятий – отмечает, что понятие имеет какой-либо признак (пример – честный человек).
-
Отрицательное содержание понятий – отмечает отсутствие признака у предмета (например нечестный человек).
-
Относительное содержание понятий – фиксирует, что у существующего предмета подразумевается другой существующий предмет (например – продавец – покупатель).
-
Безотносительное содержание понятий – фиксирует, что предмет существует независимо от такой зависимости (например – стол, стул).
-
Собирательное содержание понятий – фиксирует понятия, которые обозначают большое количество однородных предметов, которые мыслятся как одно целое. Они могут быть как общими, так и единичными.
-
Несобирательное (разделительное) содержание понятий – фиксирует не группу, а отдельные предметы.
-
Конкретное содержание понятий – имеет отношение к классу предметов.
-
Абстрактное содержание понятий – представляет свойства предмета, его признаки, которые взяты отдельно от него (синева, доброта).
-
Эмпирическое содержание понятий – фиксирует по наблюдениям за объектами их свойства. Оно реализуется через сравнение общих свойств.
- Теоретическое содержание понятий – состоит из ненаблюдаемых объектов, оно основывается на базе анализе какого-либо класса объектов, явлений через ранее разработанные понятия, концепции.
Русская философия 18 века характеризовала понятие как идею. Кант понимал понятие как любое общее представление, так как оно фиксировано термином. Определение понятия таким образом звучало:
«Понятие есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно – представление, имеющее возможность содержаться в различных объектах».
Гегель определял понятие как:
«прежде всего синоним действительного понимания существа дела, а не просто выражение любого общего, любой одинаковости объектов созерцания».
Понятие раскрывает подлинную природу вещи, а не схожесть с другими предметами. Поэтому формой понятия является «диалектическое единство всеобщности и особенности», раскрывающиеся с помощью разнообразных форм суждения и заключения.
Энгельс понимал понятие как:
«суть сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей».